Цель: формирование нравственно-эстетической культуры воспитанника в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.
Задачи:
- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству средствами лепки;
- развивать и корректировать когнитивную, личностную сферу ребенка;
- развивать художественно-эстетический вкус.
Ожидаемые результаты: социализация ребенка-сироты в условиях школы-интерната посредством нравственной-эстетической культуры.
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на здоровье подрастающего поколения. Данные исследований в области изучения состояния детей (А.А. Баранов, В.А. Доскин, В.Р. Кучма и др.) указывают на увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Возникает необходимость в разработке и внедрении инновационных, вариативныхформ обучения и воспитания детей с особенностями развития. Специальная (коррекционная) школа-интернат – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с различными отклонениями в интеллектуальном, психическом, соматическом, сенсорном, личностно-социальном развитии. Учеными-исследователями (А.А. Венгер, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.Н. Граборов В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, С.Я. Рубинштейн и др.) доказано, чем раньше начат процесс коррекционно-развивающей поддержки, тем выше эффективность в личностном становлении и социальной адаптации ребенка-сироты в общество.
Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Художественное воспитание – это могучее средство в формировании нравственно-эстетической культуры человека». Точность высказывания Б.М. Теплова отражена в программе по декоративно прикладному искусству «Души и рук творенья» для детей-сирот с особенностями развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.
Программа раскрывает многогранность декоративно-прикладного искусства России, как целостное духовно-нравственное наследие. Воспитать гражданина, патриота, любящего свою Родину невозможно без познания нравственно-эстетического богатства своего народа. Простые и красивые изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить народные традиции декоративно-прикладного искусства.
Л.С. Выготский отмечает, что «по содержанию, процесс культурного развития, может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка».
Успешная реализация программы «Души и рук творенья» зависит от системы психолого-педагогического сопровождения:
- Конфуций отмечает: «расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму…» Именно интерес к занятиям (лепка) закладывает педагог при организации «зоны ближайшего развития», эмоционального воздействия и благоприятного микроклимата;
- личностно-индивидуальный подход к ребенку, к результатам его творчества, принятия «любого продукта» художественной деятельности, корректирует и формирует у ребенка адекватную самооценку, саморазвитие, самосовершенствование;
- комплексное сопровождение «педагог-воспитанник- специалист» – это своевременная коррекционная поддержка в профилактике негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, в предупреждении развития вторичных дефектов;
- М.М. Пришвин писал «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять соообща и догадываться» – бесценная формула в сотворчествевоспитанника и педагога. Переживания совместного творчества, полнота эмоционального общения, дружеского участия и понимания, может вызвать ряд положительных изменений вжизни ребенка-сироты;
- реабилитационно-художественное пространство. Использование разнообразных педагогических технологий: сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, свободный замысел собственного творчества, театрализованность на занятиях обеспечивают положительную динамику в развитии и коррекции психических процессов, снижают уровень тревожности и агрессивности, позволяют легче прожить внутренние проблемы, забыть горечь «своего прошлого» и эмоционально освобождаться.
- коллективно-творческое исполнение композиций развивает навыки общения, формирует нравственно-волевые качества: умение вести диалог, действовать согласованно, уступать, помогать другим;
- на занятиях лепка исключаются директивные методы в изменении негативных форм поведения. Переключите ребенка на другой вид деятельности, и он Вам будет благодарен!;
- рефлексия на занятиях позволяет детям эмоционально «не боясь» рассказывать о своей творческой поделке, развивать и корректировать культуру межличностных взаимоотношений. Предоставляет педагогу возможность прослеживать динамику интереса к занятиям.
Таким образом система психолого-педагогического сопровождения на занятиях лепка обеспечивает:
- развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие общей и мелкой моторики рук;
- профилактику и коррекцию нарушений социально-личностного развития;
- усвоение моральных норм и ценностей;
- раскрытие потенциальных возможностей ребенка;
- жизненную позицию в профессиональном самоопределении.
Педагогу дополнительного образования в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната предопределена высокая и сложная миссия, внести в мир детства сироты духовно-нравственные ценности, помочь открыть ему мир различия добра и зла, мир богатства декоративно-прикладного искусства. А это значит, любое занятие, собственное творение, совместный диалог, беседа – все подчинено единственной цели – социализация и подготовка ребенка-сироты к самостоятельному жизнеустройству средствами декоративно-прикладного искусства.
Содержание программы «Души и рук творенья»
Данная программа рассчитана на три года обучения воспитанников. Возраст детей от 7 до 12 лет. Группа разновозрастная. Наполняемость группы 8 человек, это связано стем, что на занятиях работают дети с особенностями в развитии, педагогу дается возможность уделить внимание каждому ребенку. Коррекционно-развивающая поддержка на занятиях лепка обеспечивает эффективное усвоение знаний и умений в творческом процессе.
Формы и методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые, экскурсии.
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые формы – как посещение выставок, экскурсий, музеи.
Принципы работы: доступность, содержательность, наглядность, понятийность, системность, повторяемость. Курс первого года обучения составляет 144 часа, из них теории – 35, практики – 109. Курс второго года обучения составляет 216 часов, из нихтеории – 52 , практики – 164. Курс третьего года обучения составляет 216 часов, из них практики – 51, теории – 165.
Учитывая психофизиологические особенности детей необходимо:
- применять личностно-ориентированный подход к детям;
- проводить на занятии 2-3 физкультминутки для снятия утомляемости;
- использовать музыкальный фон для снятия напряжения;
- творческую атмосферу поддерживать пословицами, поговорками, потешками, прибаутками, чтением рассказов, организацией сюрпризных моментов (приходом какого-либо героя) и т.д.
Эта своевременная форма переключаемости с одного вида деятельности на другой.
- доводить начатое дело до конца;
- формировать потребность в познании мира декоративно-прикладного искусства.
На каждом занятии воспитанник выступает и зрителем и творцом, а это значит, он учится видеть, понимать и эмоционально откликаться, передавая все свои впечатления, чувства в собственные произведения.
Полностью текст Программы приведен в Приложении.