Тема урока "Звуки [ф], [ф'], буква Ф, ф"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми звуками и новой буквой.
  2. Развивать фонематический слух, учить детей различать звуки и определять их место в слове.
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Расширять активный словарный запас учащихся.
  5. Развивать связную речь учащихся, память, логическое мышление.
  6. Вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
  7. Учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.

Оборудование:

(У учеников) Учебник, тетрадь, клеющий карандаш, цветные карандаши, касса с буквами и наборное полотно, квадраты синего и зелёного цвета (модели согласных звуков).

(У учителя) Учебник, буквы на карточках (розданы ученикам), касса букв и наборное полотно, плакат с буквой «Ф», лента букв, листки с кроссвордами (розданы ученикам), карточки со словами. Ребусами, предметными рисунками животных (льва, жирафа), карточки для составления схем предложений (модели слов).

Ход урока

I. Организационный момент (настрой на урок)

– Вот и прозвенел звонок. Начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материал, возникновение проблемной ситуации)

1) Поиграем в игру «Живые буквы», повторим всё, что знаем о буквах русского алфавита. (У детей на столах карточки с изученными буквами.)

– Ну–ка, буквы, разом, вместе, отвечайте, все на месте? (Дети отвечают хором: «Все!»)

  • Гласные здесь? (К доске выбегают дети с карточками гласных букв в руках.)
  • Гласные, обозначающие твёрдость согласных звуков здесь?
  • Гласные, обозначающие мягкость согласных звуков здесь?
  • Гласные, обозначающие два звука сразу здесь?
  • Согласные здесь?
  • Согласные, обозначающие два звука, и твёрдый согласный, и мягкий согласный здесь?
  • Согласные, обозначающие только твёрдые согласные звуки здесь?
  • Согласные, обозначающие только мягкие согласные звуки здесь?
  • Согласные, обозначающие глухие согласные звуки здесь?
  • Согласные, обозначающие звонкие согласные звуки здесь?
  • Согласные, обозначающие парные по звонкости – глухости согласные звуки здесь?
  • Буква, не обозначающая звука здесь?

2) Разгадаем кроссворд. (У каждого ребёнка на столе карточка с заданием. Её надо вклеить в тетрадку по чтению, а потом выполнить задание.)

Рассмотри рисунок внимательно, поразмысли не спеша.
И отыщешь обязательно пять вещей на букву Ш.
(Шар, шарф, шуба, шапка, шнурки.)
А как зовут ребёнка? Допиши в клетки его имя. (Шура.)

III. Постановка учебной проблемы

– Все ли легко смогли отыскать слова на букву Ш? А напечатать их в клеточки кроссворда? (Нет, потому, что не все знают букву, обозначающую звук в слове «шарф».)

Какие же вопросы в связи с этим возникают? (Какая это буква, как она пишется, какие звуки обозначает).

Какова тема нашего урока?

IV. Введение нового знания

1) Характеристика новых звуков.

– Ещё раз произнесите слово «шарф». Скажите только последний звук слова. Расскажите, какой он? (Согласный, потому, что мы его не поём и не тянем. Глухой, потому, что произносится только с помощью шума).

Как можно сказать о шарфе, если он маленький? (Шарфик).

Произнесите только второй слог. А теперь – первый звук этого слога. Расскажите, какой он? Сравните со звуком [ф]. (Звуки очень похожи. Только один сердитый – твёрдый, другой – ласковый, нежный – мягкий.)

Добавьте в звук [ф] голос. Что получилось? ([в]). А в звук [ф,]? ([в,]). Что можете сказать про эти звуки? (Они парные по звонкости – глухости.)

2) Определение места новых звуков в словах. (Упражнение в слышании звуков.)

– Послушайте стихотворение. Запомните слова, в которых услышите новые звуки. Скажите, где они находятся в слове (в начале, в середине или в конце слова) и какие они (твёрдые или мягкие.) (С плаката на доске.)

Филин – два огромных глаза – букву Ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд, словно фотоаппарат.

– Назовите имена детей, в которых слышатся новые звуки. (Федя, Фрося, Фрол, Фёкла, Феня. Серафима.)

– Назовите фамилии детей нашего класса, в которых тоже есть эти звуки. (Федосеев, Абасов, Арепьев, Павлов.)

– Игра «Твёрдый – мягкий». Покажите синюю карточку, если услышите в слове твёрдый согласный звук и зелёную – если звук мягкий.

Федя, шофёр, фабрика, фуфайка, флоксы, светофор, финиш, флаг, ферма, телефон, флот, ферма, фонарик, фартук, асфальт, фотография.

Физкультминутка.

Цок, цок, цок, цок, я – лошадка – серый бок! (Бег на месте.)
Я копытцем постучу, (Выставить вперёд то правую, то левую ногу.)
Если хочешь – прокачу. (Наклоны влево – вправо.)
Посмотри, как я красива, (Потянуться вверх, опустить руки через стороны.)
Хороши и хвост, и грива. (Круговые движения головой.)
Цок, цок, цок, цок, я – лошадка – серый бок! (Бег на месте.)

3) Знакомство с буквой Ф, ф.

– Где эта буква живёт в домике? (В синем, потому, что она – согласная. В той половине, где хозяин глухарь, потому, что звуки, которые она обозначает, глухие. На одном этаже с буквой В, потому, что эти буквы обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. Буква будет одета в полосатую (сине-зелёную) рубашку, так как обозначает два звука, и твёрдый, и мягкий.) Открыть ставенки окошка буквы в ленте букв. Найти букву в классной кассе букв.

– На что буква похожа?

Всем известно без подсказки: буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас!

– «Построить» букву. (Встать, поставить руки на пояс, «округлить» их.)

– Нарисовать портрет буквы в тетрадке цветными карандашами. И рядом – предмет, который начинается с этой буквы. Что можно нарисовать?

– Где используем заглавную букву Ф?

V. Включение нового знания в систему знаний

1) Упражнение в чтении.

– Когда мы будем читать эту букву твёрдо? (Когда она будет в слове одна, без слияния. Или в слиянии перед гласными буквами А, О, Ы, Э, У.) А когда мягко? (В слиянии перед гласными буквами Я, Ё, И, Е, Ю.)

– Чтение слогов-слияний на с. 195 «Азбуки».

– Чтение слов на этой странице. Значения каких слов непонятны?

– Чтение слов с доски. (Расширение активного словарного запаса.) Карточки на доске:

филин фазан фиалка фикус

– Чем эти слова похожи? (Обозначают предметы природы, начинаются с буквы Ф.)

– Найдите лишнее слово. (По количеству слогов, букв, звуков в слове; по наличию в слове мягких согласных звуков; по наличию в слове звонких согласных звуков; по последней букве слова.)

– Разделите слова на 2 группы. (По тому, какой по счёту в слове слог ударный, по тому, что слово обозначает – растение или животное.)

– Прочитайте ещё два новых слова. Карточки на доске:

флора фауна

– Чем эти слова похожи с теми, с которыми мы работали? Кто знает значения этих слов?

(Все растения вместе называются флора, все животные – фауна.) Назовите других представителей флоры и фауны.

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали, вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

2) Работа с буквами кассы. (Упражнение в печатании слов.)

1. Выложите из букв названия животных, изображённых на рисунках (на доске).

 

Вот – царь зверей – могучий … (лев).
А тут … (жираф) с длиннющей шеей.

– Какие звуки слышатся на концах этих слов? Этот звук имеет пару по звонкости – глухости. Что это значит? (Что звуки эти «могут играть с нами в прятки», если рядом нет гласной, и написание букв в таких случаях надо проверять.)

Подберите к слову лев родственные слова. (Лёвушка, львица, львята, львиный.) Какую букву надо написать на конце слова? (В)

– Измените форму слова жираф. (У жирафа, к жирафу, с жирафом.) Какую букву надо написать на конце этого слова? (Ф)

Это представители флоры или фауны?

2. Составьте из рассыпанных букв слово – название одежды.

На наборном полотне: ФОТАК (Кофта.)

– Составьте с этим словом предложение, соответствующее схеме:

Измените предложение так, чтобы оно стало таким:

3. Разгадайте ребусы и выложите из букв слова – отгадки.

  

(Фонари, фото, форточка.)

4. Выложите слово – название знака сложения. (Плюс.) Измените одну букву так, чтобы получилось слово – название болезни, когда из–за больного зуба у человека распухает щека. (Флюс.)

5. Выложите слова тайфун и дефект. Объясните значения слов. Подберите синонимы к этим словам (близкие по значению слова.) (Ураган огромной силы, буря, шторм; недостаток, изъян, недочёт, порок.)

3) Работа с текстом.

Чтение стихов со с. 194 и 195 «Азбуки».

– Посчитайте количество предложений. А почему каждая строчка написана с заглавной буквы? (Так оформляются стихотворные строки.)

– Объясните значение фразы «Все флаги будут в гости к нам.»

– Назовите средства передвижения по воде, изображённые на рисунке. Для каких целей они служат? (Пассажирский лайнер (пароход, теплоход), линкор (военный корабль), подводная лодка; ледокол – прокладывает дорогу кораблям во льдах; парусник, лодка).

– Прочитайте слово с новой буквой. Объясните его значение.

VI. Итог урока (Рефлексия)

– С какими звуками и с какой буквой мы сегодня на уроке познакомились?

– Что нового узнали и запомнили?

– Что особенно было интересным?

– Какие задания показались трудными?

– У вас в тетрадках есть личики-смайлики. Нарисуйте на своём смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)