Цели урока:
- Познакомить учащихся с новыми звуками и новой буквой.
- Развивать фонематический слух, учить детей различать звуки и определять их место в слове.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Расширять активный словарный запас учащихся.
- Развивать связную речь учащихся, память, логическое мышление.
- Вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
- Учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.
Оборудование:
(У учеников) Учебник, тетрадь, клеющий карандаш, цветные карандаши, касса с буквами и наборное полотно, квадраты синего и зелёного цвета (модели согласных звуков).
(У учителя) Учебник, буквы на карточках (розданы ученикам), касса букв и наборное полотно, плакат с буквой «Ф», лента букв, листки с кроссвордами (розданы ученикам), карточки со словами. Ребусами, предметными рисунками животных (льва, жирафа), карточки для составления схем предложений (модели слов).
Ход урока
I. Организационный момент (настрой на урок)
– Вот и прозвенел звонок. Начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материал, возникновение проблемной ситуации)
1) Поиграем в игру «Живые буквы», повторим всё, что знаем о буквах русского алфавита. (У детей на столах карточки с изученными буквами.)
– Ну–ка, буквы, разом, вместе, отвечайте, все на месте? (Дети отвечают хором: «Все!»)
- Гласные здесь? (К доске выбегают дети с карточками гласных букв в руках.)
- Гласные, обозначающие твёрдость согласных звуков здесь?
- Гласные, обозначающие мягкость согласных звуков здесь?
- Гласные, обозначающие два звука сразу здесь?
- Согласные здесь?
- Согласные, обозначающие два звука, и твёрдый согласный, и мягкий согласный здесь?
- Согласные, обозначающие только твёрдые согласные звуки здесь?
- Согласные, обозначающие только мягкие согласные звуки здесь?
- Согласные, обозначающие глухие согласные звуки здесь?
- Согласные, обозначающие звонкие согласные звуки здесь?
- Согласные, обозначающие парные по звонкости – глухости согласные звуки здесь?
- Буква, не обозначающая звука здесь?
2) Разгадаем кроссворд. (У каждого ребёнка на столе карточка с заданием. Её надо вклеить в тетрадку по чтению, а потом выполнить задание.)
Рассмотри рисунок внимательно, поразмысли не спеша. И отыщешь обязательно пять вещей на букву Ш. (Шар, шарф, шуба, шапка, шнурки.) А как зовут ребёнка? Допиши в клетки его имя. (Шура.) |
III. Постановка учебной проблемы
– Все ли легко смогли отыскать слова на букву Ш? А напечатать их в клеточки кроссворда? (Нет, потому, что не все знают букву, обозначающую звук в слове «шарф».)
Какие же вопросы в связи с этим возникают? (Какая это буква, как она пишется, какие звуки обозначает).
Какова тема нашего урока?
IV. Введение нового знания
1) Характеристика новых звуков.
– Ещё раз произнесите слово «шарф». Скажите только последний звук слова. Расскажите, какой он? (Согласный, потому, что мы его не поём и не тянем. Глухой, потому, что произносится только с помощью шума).
Как можно сказать о шарфе, если он маленький? (Шарфик).
Произнесите только второй слог. А теперь – первый звук этого слога. Расскажите, какой он? Сравните со звуком [ф]. (Звуки очень похожи. Только один сердитый – твёрдый, другой – ласковый, нежный – мягкий.)
Добавьте в звук [ф] голос. Что получилось? ([в]). А в звук [ф,]? ([в,]). Что можете сказать про эти звуки? (Они парные по звонкости – глухости.)
2) Определение места новых звуков в словах. (Упражнение в слышании звуков.)
– Послушайте стихотворение. Запомните слова, в которых услышите новые звуки. Скажите, где они находятся в слове (в начале, в середине или в конце слова) и какие они (твёрдые или мягкие.) (С плаката на доске.)
Филин – два огромных глаза – букву Ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд, словно фотоаппарат.
– Назовите имена детей, в которых слышатся новые звуки. (Федя, Фрося, Фрол, Фёкла, Феня. Серафима.)
– Назовите фамилии детей нашего класса, в которых тоже есть эти звуки. (Федосеев, Абасов, Арепьев, Павлов.)
– Игра «Твёрдый – мягкий». Покажите синюю карточку, если услышите в слове твёрдый согласный звук и зелёную – если звук мягкий.
Федя, шофёр, фабрика, фуфайка, флоксы, светофор, финиш, флаг, ферма, телефон, флот, ферма, фонарик, фартук, асфальт, фотография.
Физкультминутка.
Цок, цок, цок, цок, я – лошадка – серый бок! (Бег на месте.)
Я копытцем постучу, (Выставить вперёд то правую, то левую ногу.)
Если хочешь – прокачу. (Наклоны влево – вправо.)
Посмотри, как я красива, (Потянуться вверх, опустить руки через стороны.)
Хороши и хвост, и грива. (Круговые движения головой.)
Цок, цок, цок, цок, я – лошадка – серый бок! (Бег на месте.)
3) Знакомство с буквой Ф, ф.
– Где эта буква живёт в домике? (В синем, потому, что она – согласная. В той половине, где хозяин глухарь, потому, что звуки, которые она обозначает, глухие. На одном этаже с буквой В, потому, что эти буквы обозначают парные по звонкости и глухости согласные звуки. Буква будет одета в полосатую (сине-зелёную) рубашку, так как обозначает два звука, и твёрдый, и мягкий.) Открыть ставенки окошка буквы в ленте букв. Найти букву в классной кассе букв.
– На что буква похожа?
Всем известно без подсказки: буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас!
– «Построить» букву. (Встать, поставить руки на пояс, «округлить» их.)
– Нарисовать портрет буквы в тетрадке цветными карандашами. И рядом – предмет, который начинается с этой буквы. Что можно нарисовать?
– Где используем заглавную букву Ф?
V. Включение нового знания в систему знаний
1) Упражнение в чтении.
– Когда мы будем читать эту букву твёрдо? (Когда она будет в слове одна, без слияния. Или в слиянии перед гласными буквами А, О, Ы, Э, У.) А когда мягко? (В слиянии перед гласными буквами Я, Ё, И, Е, Ю.)
– Чтение слогов-слияний на с. 195 «Азбуки».
– Чтение слов на этой странице. Значения каких слов непонятны?
– Чтение слов с доски. (Расширение активного словарного запаса.) Карточки на доске:
филин | фазан | фиалка | фикус |
– Чем эти слова похожи? (Обозначают предметы природы, начинаются с буквы Ф.)
– Найдите лишнее слово. (По количеству слогов, букв, звуков в слове; по наличию в слове мягких согласных звуков; по наличию в слове звонких согласных звуков; по последней букве слова.)
– Разделите слова на 2 группы. (По тому, какой по счёту в слове слог ударный, по тому, что слово обозначает – растение или животное.)
– Прочитайте ещё два новых слова. Карточки на доске:
флора | фауна |
– Чем эти слова похожи с теми, с которыми мы работали? Кто знает значения этих слов?
(Все растения вместе называются флора, все животные – фауна.) Назовите других представителей флоры и фауны.
Физкультминутка.
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали, вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
2) Работа с буквами кассы. (Упражнение в печатании слов.)
1. Выложите из букв названия животных, изображённых на рисунках (на доске).
Вот – царь зверей – могучий … (лев).
А тут … (жираф) с длиннющей шеей.
– Какие звуки слышатся на концах этих слов? Этот звук имеет пару по звонкости – глухости. Что это значит? (Что звуки эти «могут играть с нами в прятки», если рядом нет гласной, и написание букв в таких случаях надо проверять.)
– Подберите к слову лев родственные слова. (Лёвушка, львица, львята, львиный.) Какую букву надо написать на конце слова? (В)
– Измените форму слова жираф. (У жирафа, к жирафу, с жирафом.) Какую букву надо написать на конце этого слова? (Ф)
Это представители флоры или фауны?
2. Составьте из рассыпанных букв слово – название одежды.
На наборном полотне: ФОТАК (Кофта.)
– Составьте с этим словом предложение, соответствующее схеме:
Измените предложение так, чтобы оно стало таким:
3. Разгадайте ребусы и выложите из букв слова – отгадки.
(Фонари, фото, форточка.)
4. Выложите слово – название знака сложения. (Плюс.) Измените одну букву так, чтобы получилось слово – название болезни, когда из–за больного зуба у человека распухает щека. (Флюс.)
5. Выложите слова тайфун и дефект. Объясните значения слов. Подберите синонимы к этим словам (близкие по значению слова.) (Ураган огромной силы, буря, шторм; недостаток, изъян, недочёт, порок.)
3) Работа с текстом.
Чтение стихов со с. 194 и 195 «Азбуки».
– Посчитайте количество предложений. А почему каждая строчка написана с заглавной буквы? (Так оформляются стихотворные строки.)
– Объясните значение фразы «Все флаги будут в гости к нам.»
– Назовите средства передвижения по воде, изображённые на рисунке. Для каких целей они служат? (Пассажирский лайнер (пароход, теплоход), линкор (военный корабль), подводная лодка; ледокол – прокладывает дорогу кораблям во льдах; парусник, лодка).
– Прочитайте слово с новой буквой. Объясните его значение.
VI. Итог урока (Рефлексия)
– С какими звуками и с какой буквой мы сегодня на уроке познакомились?
– Что нового узнали и запомнили?
– Что особенно было интересным?
– Какие задания показались трудными?
– У вас в тетрадках есть личики-смайлики. Нарисуйте на своём смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)