Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с основными чертами балета как музыкально-сценического жанра.
- Развивающие: развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
- Воспитательные: воспитать эстетический вкус.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете о балете?
Беседа выявляет знания учащихся о балете. Их ответы позволяют сделать обобщение:
а) балет – это музыкальное произведение для
театра, действие которого целиком строится на
танцах;
б) в балетном спектакле нет слов, но
выразительные танцевальные движения способны
передать самое разнообразное содержание: от
сказки до трагедии, от романтической поэмы до
комедии.
Дается определение. (Слайды 1, 2)
(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)
2. Рассказ учителя
Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления (особенно в Италии и Франции XVI-XVII веков), в которых танцам было отведено почетное место. (Слайд 3 )
Итальянское слово balletto, означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. Произошло это после того как в 1581 году итальянец музыкант Бальтазарини поставил в Париже при дворе Екатерины Медичи красивейшее театральное представление «Комедийный балет королевы». Это пышное театральное действие, включавшее в себя пение, диалоги без музыки и танцы, было попыткой автора возродить античную драму по образцу древнегреческой трагедии, в которой драматическая игра актеров сопровождалась выразительными танцевальными движениями, подчеркивающими значение слов, раскрывая чувства героев спектакля. Так в блестящую эпоху Возрождения (XVI век) стремление воскресить грандиозные зрелища древнегреческого театра привело к рождению нового жанра. Со временем постепенно танцы освободились от диалогов и пения. Появился новый вид самостоятельного театрального представления – балет. (Слайд 4)
Беседа с учащимися о тех, кто создает балет.
3. Объяснение учителя
Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. Поэтому у балетного спектакля четыре создателя : композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник. (Слайд 5 )
Композитор пишет музыку на основе либретто (краткое изложение содержания). Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу).Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.
Беседа с учащимися о роли костюма и декорации в
балетном спектакле, об изменении сценического
костюма, связанного с развитием техники танца.
Дается определение декорации. (слайды 6, 7, 8, 9)
4. Беседа о роли музыки, раскрывающей чувства и эмоции действующих лиц, помогающей передать атмосферу происходящего на сцене, о сочетании музыки и танцевальных движений.
Обобщение учителя. Движения балетного
танца настолько выразительны, что способны
раскрыть самые разнообразные человеческие
чувства. «Танец – дитя музыки», – говорят
классики хореографии. Музыка в балете не только
сопровождает танец, а является источником его
образного содержания. «Хорошо написанная музыка
должна живописать, должна говорить. Танец,
изображающий мелодию, является эхом, повторяющим
то, что говорит музыка», – так писал Жан Жорж
Новерр – великий реформатор балета. (Слайд 10)
Балет состоит из танцевальных номеров и
пантомимных сцен. Музыка танцев подчинена четким
танцевальным ритмам. Наиболее широко в
танцевальных номерах используются вальсы,
польки, галопы, старинные менуэты, гавоты,
сарабанды и национальные танцы (итальянская
тарантелла, испанское болеро, польская мазурка).
Учащимся предлагается прослушать Вальс соль
минор из 1 акта балета «Золушка» С.Прокофьева
(звезды несут Золушку на бал). За прослушиванием
следует обсуждение характера музыки, образного
содержания и музыкального языка номера. В
процессе обсуждения обращается внимание
учащихся на использование композитором
лирического жанра вальса для передачи душевного
состояния Золушки.
Применяются в балете и ритмы марша.
Прослушивание Марша из 1 акта балета
«Щелкунчик» П.Чайковского. Обсуждение характера
музыки и выразительных средств, создающих
легкость детских движений.
Беседа с учащимися о том, что такое пантомима, о
ее роли в балетном спектакле.
Объяснение учителя.
В пантомиме (по греч. «все воспроизводящий
подражанием») танцоры жестами и мимикой передают
разговор действующих лиц. Музыка пантомимы более
свободна по ритму и создает ощущение
выразительных движений. Пантомима связывает
один танец с другим, помогая непрерывности
развития действия. (Слайды 11,12,13)
Балет открывает возможности для
программно-изобразительной музыки, рисующей
живописные картины.
Учащимся предлагается прослушать Сцену сражения
из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. После
прослушивания учащиеся рассказывают о характере
музыки и средствах выразительности, позволяющих
создать сцену сказочного сражения мышей и
солдатиков. При разборе номера обращается
внимание на использование в музыке приемов
звукоподражания и звукоизобразительности.
5. Беседа о том, кто такие балерины, о трудности освоения танцевальной техники, о том, почему балет называют «танцем на пуантах», о балетных туфлях (пуантах), позволяющих танец балерины сделать легким и воздушным. (Слайды 14,15,16)
Объяснение учителя.
Танец – основа балетного спектакля. Танцы в
балете принято делить на классические и
характерные. Классический танец отличают позы и
жесты взятые от античных танцев. Изображение
этих красивых и изящных движений можно увидеть у
древнегреческих статуй, на рисунках
древнегреческих ваз, на барельефах. (Слайд 17, 18)
Существует два вида классического танца: адажио
– медленный, плавный лирический танец и аллегро
– быстрый, виртуозный танец. (Слайды 19, 20)
К характерным танцам относятся национальные и
народные танцы, переработанные для исполнения в
балетном спектакле. (Слайды 21, 22)
К характерным танцам относятся и яркие образные
танцы.
Но в современном балете нет отчетливого
разделения на классические и характерные танцы.
В новой хореографии характерный танец
испытывает влияние классического, а
классический стремится быть образным,
портретным. Так оба вида танца обогащают друг
друга. (Слайд 23)
Танцы в балете бывают сольные (выходы, вариации),
ансамблевые (танец двоих – pas de deux , танец троих –
pas de trios, танец четырех – pas de quatre) и групповые –
массовые (номера исполняет кордебалет). (Слайды
24-29)
Классический балет основан на чередовании
танцев и пантомимных сцен. Но особое место в
балетном спектакле занимает «действенный танец»
(pas d’action), в котором балетный танец объединяется
с драматической выразительностью пантомимы,
выражая чувства героев и объясняя происходящие
события в спектакле.
6. Беседа о строении спектакля (Слайд 30)
Обобщение и объяснение учителя.
Балет, как и другие музыкально-сценические
произведения, строится на последовательном
развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены
и номера. Открывает спектакль, как правило,
увертюра, а музыкальный антракт является
вступлением к какому-либо акту (действию) балета.
Балетный спектакль может начинаться с пролога, а
заканчиваться эпилогом. (Слайд 31)
Балет обычно завершается торжественной массовой
сценой – апофеозом.
Дается определение. (Слайд 32)
В построении балетов часто используются
сплетения ряда танцев – сюиты, которые могут
состоять из классических или характерных танцев
и заканчиваться кодой. Такие сюиты называются
дивертисментом, что по-французски означает
«развлечение». Это последовательность
развлекательных танцевальных номеров лишь
внешне связанных с действием балета (изображение
картины бала, маскарада, праздника).
К жанру балета обращались композиторы разных
стран. Среди авторов есть имена выдающихся
русских музыкантов Чайковского, Глазунова,
Прокофьева, Щедрина, Хачатуряна. Балеты этих
композиторов стали замечательными образцами
жанра.
III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали о балете. Повторение основных понятий и определений.
IV. Домашнее задание. Составить кроссворд о балете, используя новые термины.
Список литературы:
1. Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца:
Книга для учащихся». – М .: Просвещение, 1985.
2. «Музыкальные жанры». Общая редакция Поповой
Т.В. – Музыка, М. ,1968.
3. Худеков С.Н. «Искусство танца: История.
Культура. Ритуал» – М.: Эксмо, 2010.
4. Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная
литература в определениях и нотных примерах»,
учебное пособие для детской музыкальной школы,
1-й год обучения – СПб.:«Валери СПД», 1998г.
5. Робин Вильямс. «Дизайн для недизайнеров».
– М. : Символ, 2008.