Урок музыкальной литературы по теме "Балет". 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными чертами балета как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие: развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные: воспитать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете о балете?

Беседа выявляет знания учащихся о балете. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах;
б) в балетном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии.

Дается определение. (Слайды 1, 2)

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя

Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления (особенно в Италии и Франции XVI-XVII веков), в которых танцам было отведено почетное место. (Слайд 3 )

Итальянское слово balletto, означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. Произошло это после того как в 1581 году итальянец музыкант Бальтазарини поставил в Париже при дворе Екатерины Медичи красивейшее театральное представление «Комедийный балет королевы». Это пышное театральное действие, включавшее в себя пение, диалоги без музыки и танцы, было попыткой автора возродить античную драму по образцу древнегреческой трагедии, в которой драматическая игра актеров сопровождалась выразительными танцевальными движениями, подчеркивающими значение слов, раскрывая чувства героев спектакля. Так в блестящую эпоху Возрождения (XVI век) стремление воскресить грандиозные зрелища древнегреческого театра привело к рождению нового жанра. Со временем постепенно танцы освободились от диалогов и пения. Появился новый вид самостоятельного театрального представления – балет. (Слайд 4)

Беседа с учащимися о тех, кто создает балет.

3. Объяснение учителя

Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. Поэтому у балетного спектакля четыре создателя : композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник. (Слайд 5 )

Композитор пишет музыку на основе либретто (краткое изложение содержания). Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу).Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.

Беседа с учащимися о роли костюма и декорации в балетном спектакле, об изменении сценического костюма, связанного с развитием техники танца.
Дается определение декорации. (слайды 6, 7, 8, 9)

4. Беседа о роли музыки, раскрывающей чувства и эмоции действующих лиц, помогающей передать атмосферу происходящего на сцене, о сочетании музыки и танцевальных движений.

Обобщение учителя. Движения балетного танца настолько выразительны, что способны раскрыть самые разнообразные человеческие чувства. «Танец – дитя музыки», – говорят классики хореографии. Музыка в балете не только сопровождает танец, а является источником его образного содержания. «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка», – так писал Жан Жорж Новерр – великий реформатор балета. (Слайд 10)
Балет состоит из танцевальных номеров и пантомимных сцен. Музыка танцев подчинена четким танцевальным ритмам. Наиболее широко в танцевальных номерах используются вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды и национальные танцы (итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка).
Учащимся предлагается прослушать Вальс соль минор из 1 акта балета «Золушка» С.Прокофьева (звезды несут Золушку на бал). За прослушиванием следует обсуждение характера музыки, образного содержания и музыкального языка номера. В процессе обсуждения обращается внимание учащихся на использование композитором лирического жанра вальса для передачи душевного состояния Золушки.
Применяются в балете и ритмы марша.

Прослушивание Марша из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Обсуждение характера музыки и выразительных средств, создающих легкость детских движений.
Беседа с учащимися о том, что такое пантомима, о ее роли в балетном спектакле.

Объяснение учителя.

В пантомиме (по греч. «все воспроизводящий подражанием») танцоры жестами и мимикой передают разговор действующих лиц. Музыка пантомимы более свободна по ритму и создает ощущение выразительных движений. Пантомима связывает один танец с другим, помогая непрерывности развития действия. (Слайды 11,12,13)
Балет открывает возможности для программно-изобразительной музыки, рисующей живописные картины.
Учащимся предлагается прослушать Сцену сражения из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. После прослушивания учащиеся рассказывают о характере музыки и средствах выразительности, позволяющих создать сцену сказочного сражения мышей и солдатиков. При разборе номера обращается внимание на использование в музыке приемов звукоподражания и звукоизобразительности.

5. Беседа о том, кто такие балерины, о трудности освоения танцевальной техники, о том, почему балет называют «танцем на пуантах», о балетных туфлях (пуантах), позволяющих танец балерины сделать легким и воздушным. (Слайды 14,15,16)

Объяснение учителя.

Танец – основа балетного спектакля. Танцы в балете принято делить на классические и характерные. Классический танец отличают позы и жесты взятые от античных танцев. Изображение этих красивых и изящных движений можно увидеть у древнегреческих статуй, на рисунках древнегреческих ваз, на барельефах. (Слайд 17, 18)
Существует два вида классического танца: адажио – медленный, плавный лирический танец и аллегро – быстрый, виртуозный танец. (Слайды 19, 20)
К характерным танцам относятся национальные и народные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. (Слайды 21, 22)
К характерным танцам относятся и яркие образные танцы.
Но в современном балете нет отчетливого разделения на классические и характерные танцы. В новой хореографии характерный танец испытывает влияние классического, а классический стремится быть образным, портретным. Так оба вида танца обогащают друг друга. (Слайд 23)
Танцы в балете бывают сольные (выходы, вариации), ансамблевые (танец двоих – pas de deux , танец троих – pas de trios, танец четырех – pas de quatre) и групповые – массовые (номера исполняет кордебалет). (Слайды 24-29)
Классический балет основан на чередовании танцев и пантомимных сцен. Но особое место в балетном спектакле занимает «действенный танец» (pas d’action), в котором балетный танец объединяется с драматической выразительностью пантомимы, выражая чувства героев и объясняя происходящие события в спектакле.

6. Беседа о строении спектакля (Слайд 30)

Обобщение и объяснение учителя.

Балет, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Открывает спектакль, как правило, увертюра, а музыкальный антракт является вступлением к какому-либо акту (действию) балета. Балетный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. (Слайд 31)
Балет обычно завершается торжественной массовой сценой – апофеозом.
Дается определение. (Слайд 32)
В построении балетов часто используются сплетения ряда танцев – сюиты, которые могут состоять из классических или характерных танцев и заканчиваться кодой. Такие сюиты называются дивертисментом, что по-французски означает «развлечение». Это последовательность развлекательных танцевальных номеров лишь внешне связанных с действием балета (изображение картины бала, маскарада, праздника).
К жанру балета обращались композиторы разных стран. Среди авторов есть имена выдающихся русских музыкантов Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Щедрина, Хачатуряна. Балеты этих композиторов стали замечательными образцами жанра.

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали о балете. Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание. Составить кроссворд о балете, используя новые термины.

Список литературы:

1. Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца: Книга для учащихся». – М .: Просвещение, 1985.
2. «Музыкальные жанры». Общая редакция Поповой Т.В. – Музыка, М. ,1968.
3. Худеков С.Н. «Искусство танца: История. Культура. Ритуал» – М.: Эксмо, 2010.
4. Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах», учебное пособие для детской музыкальной школы, 1-й год обучения – СПб.:«Валери СПД», 1998г.
5. Робин Вильямс. «Дизайн для недизайнеров». – М. : Символ, 2008.