(Слайд 1)
Цель урока: (Слайд 2)
- закрепить тему «Определенно-личные предложения»;
- дать понятие о неопределенно-личном предложении;
- научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений;
- развивать культуру речи.
Тип урока: объяснение нового материала, закрепление пройденного
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Объявление темы урока, запись в тетрадь.
2. Лингвистическая разминка (Слайд 3)
Задания:
– прочитать предложения;
– назвать односоставные определенно-личные
предложения;
– выписать глаголы-сказуемые из
определенно-личных предложений, указать форму
глаголов.
(Учащиеся работают на интерактивной доске)
3. Вопросы на повторение:
– На какие основные группы делятся
односоставные предложения?
– Какие предложения называются
определенно-личными? Что они выражают?
4. Предложения неопределенно-личные (Слайд 4)
– Сравните значения данных предложений.
– Найдите односоставные предложения с главным
членом сказуемым.
– В каких формах употребляются глаголы
сказуемые? (Готовятся, окапывают, стучат –
изъяв.накл., наст.вр., мн.ч., 3 л.)
(Запись в тетрадь)
5. Изучение теоретического материала в п. 22
Пояснения учителя:
– В опред.-л. предложении – легко определить
действующее лицо, с помощью глагола-сказуемого
можно восстановить подлежащее, притом одно;
– В неопр.-л. предложении подлежащее тоже можно
восстановить, но оно будет неопределенным (мы, вы,
они). Здесь важно само действие, а не лицо.
6. Значение обобщенного лица (Слайд 5)
– Ребята, обратим ещё раз внимание на
примечание.
Обобщающее значение имеют предложения, которые,
по сути, являются определенно-личными и
неопределенно-личными.
(Считают, не наполнишь, не увидишь, не вынесешь)
Записать 2 пословицы в тетрадь.
7. Аукцион пословиц
– Ребята, вам было дано домашнее задание:
приготовить по пословице.
– Назовите пословицы – односоставные
предложения со значением обобщающего лица.
Последний будет победителем и получит приз.
(Учащиеся называют пословицы)
8. Закрепление темы «Предложения неопределенно-личные» (Слайд 6)
Работа с деформированным текстом:
- Простое или сложное предложение
- Вставить знаки препинания, пропущенные буквы
- Подчеркнуть грамматическую основу
- Определить вид односоставного предложения, форму глагола.
(Ученики выходят к ИД и работают с ней)
- Сложное, скашивают – н/л , они не уронили – двусоставное
- Простое, односоставное, открыли – н/л( изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)
- Сложное, 2 предл. – односост., о/л – въезжаем (изъяв.накл , наст.вр., 1л.)
- Простое, односост., н/л – вывели (изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)
- Простое, односост., н/л – не кормят (изъяв.накл , наст.вр.,3 л., мн.ч.)
- Простое, односост., н/л – зажгли (изъяв.накл., прош.вр., мн.ч.)
9. Работа по преобразованию предложений
Учащиеся записывают в тетрадь: (Слайд 7)
1) двусоставное в н/л : убирается подлежащее,
предложение не конкретное; (сообщили…,
собирают…, проведут…) (Слайд 8)
2) н/л в двусоставное: добавляется производитель
действия и предложения становятся конкретные;
(друзья приняли, почтальон принес, знают ли
жильцы).
10. Работа с поэтическими текстами на закрепление материала по теме Определенно-личные предложения и неопределенно-личные предложения»
(Слайд 9) Выполняется на листочках для быстрой
проверки в конце урока.
Задание: записать в два столбика номера строк
стихотворений и указать формы глаголов.
Опред.-личн.
Неопред.-личн.
2,3,5
1,4
11. Итог урока
Оценки за работу на уроке учащимся выставляются по диагностической карте:
Ф.И. | Лингвист Разминка |
Вопросы на повтор | н/л слайд 4 |
Победитель пословиц |
Закрепл.н/л | Преобразов. предлож. |
Работа с поэтич. текстом |
Итог |