Деятельностный подход в повышении усвоения материала в условиях образовательного проесса

Разделы: Начальная школа


Раздел "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток" – один из наиболее сложных в 1 классе по математике.

Дети младшего школьного возраста способны созерцать и мыслить с опорой на зрительный образ. Известно, что яркость образов способствует лучшему восприятию учебного материала. Кроме того, при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при подключении органов зрения – до 100 тысяч таких единиц.

Учитывая эти факты, в своей практике я использую деятельностный подход, направленный на повышение усвоения материала с помощью наглядного пособия по изучению таблицы сложения однозначных чисел с переходом через десяток, основанное на пространственно-цветовом восприятии информации. Оно представляет собой образную модель как инструмент общения и деятельности.

Для изучения таблицы сложения использую демонстрационное наглядное пособие и вспомогательные таблицы, схемы, алгоритмы.

1-й этап. Знакомство с демонстрационным наглядным пособием – таблицей сложения.

Рассматривая ее, обращаем внимание на цветовую гамму.

  • Зеленый цвет – «знаю». Эти случаи сложения являются нашим ориентиром. Значит, эти случаи сложения мы должны знать очень хорошо.
  • Желтый цвет – «подумав, легко узнаю». Благодаря приобретенным ранее знаниям, можно применить их при знакомстве этих случаев сложения.
  • Красный цвет – «запомню». Убедившись, что таких случаев всего четыре и это очень мало, получилось создать мотивацию на изучение нового материала.

Далее обращаем внимание на саму запись таблицы (почему она начинается со случая 6+…?) В этом случае переходим к следующему этапу.

2-й этап. Подготовительный период.

Цель: обеспечить «ориентировочную основу действий» с новым материалом. (Теория поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина) Начинать работу по таблице сложения однозначных чисел с переходом через десяток следует с повторения темы «Состав числа 10», на которую было затрачено достаточное количество часов. Поэтому на этом этапе не требуется запоминать новое, а задача этого этапа: обеспечить условия для понимания и усвоения детьми нового материала.

3-й этап. Коллективное составление, запись, анализ, запоминание случаев-ориентиров из таблицы сложения одинаковых чисел с опорой на наглядность, образы, ассоциации.

Фрагмент урока:

– Положите на парту в первую кучку 6 счетных палочек. Во вторую – еще 6. Сейчас их будем складывать. Сколько не хватает в первой кучке до 10 (наш ориентир)? Сколько осталось палочек? Если их добавить, сколько получится? Чему равно значение 6 и 6? Образ часов поможет запомнить этот случай сложения.

По аналогии разбираются случаи-ориентиры: 7+7; 8+8.

4-й этап. Анализ столбиков таблицы, с опорой на ориентир и теоретические знания.

На этом этапе использую схемы ориентировочных основ действий.

Фрагмент урока:

– Перед вами выражение, которое решать еще не умеем: 9+2. Используйте приобретенные знания, назовите значение выражения.

Опираясь на ориентир «Состав числа 10» и свойство сложения, побуждаю детей к необходимым рассуждениям: Зная, что 9+1=10 и когда одно слагаемое остается прежним, а другое увеличивается на 1, то сумма тоже увеличивается на 1. (см. схемы)

По аналогии, опираясь на ориентир «Сложение одинаковых однозначных чисел» и свойство сложения и вычитания, анализируются следующие случаи сложения. (см. схемы)

Осталось рассмотреть случаи прибавления однозначного числа к 9. Предлагаю рассмотреть столбик этих случаев, выявить общее и интересное. В итоге дети обнаруживают, что значение данных выражений везде содержит 1 десяток. Интересное заключается в том, что в разряде единиц находится цифра на 1 меньше числа, которое прибавляли к 9. Совместно делаем вывод в виде алгоритма прибавления однозначного числа к 9:

  1. Смотрю на число, которое прибавляю к 9.
  2. В сумме пишу первую цифру «1», вторую – на 1 меньше этого числа.
  3. Ответ.

На этом же этапе рассматриваются трудные случаи сложения с переходом через десяток с помощью разнообразных форм работы. Например, случай вида 7+5=12 предложила запомнить так: Используя 7 нот и 5 линеечек, композитор П.И. Чайковский посвятил всем 12 месяцам произведения из цикла «Времена года».

5-й этап. Проверка и закрепление знаний таблицы сложения.

А) Совместное решение примеров «знаю», «подумав, легко узнаю», «запомню».

Б) Рассматриваются случаи "Таблицы сложения", ответы спрятаны. Зачитываются примеры (подряд и не подряд), дети называют ответы хором.

В) На данном этапе применяю следующие формы работы: реши с помощью (консультанта), реши вместе с товарищем (работа в парах), пары сменного состава и др.

6-й этап. Самостоятельная работа с помощью фронтальных способов контроля и самоконтроля.

После такой многоэтапной и разносторонней работы можно не сомневаться в прочности усвоения детьми нового материала.

Литература:

  1. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. -М., 1985.
  2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1995.