Урок в 6-м классе по теме "Нахождение дроби от числа"

Разделы: Математика


Цели:

  • Актуализировать знания, полученные на предыдущем уроке.
  • Формировать знаний о правилах нахождения дроби от числа.
  • Содействовать развитию мыслительных способностей и фантазии учащихся.
  • Создавать условий для развития умений работать в сотрудничестве со сверстниками.

К уроку необходимо разделить детей на шесть групп. Для каждой группы подготовить листочки с заданиями (см. приложение), чистые листочки, синий карандаш. На уроке необходим проектор для демонстрации слайдов.

Ход урока

I. Постановка цели урока

Ребята сегодня тема нашего урока «Нахождение дроби от числа», т.е. сегодня мы узнаем правило нахождения дроби от числа и будем применять его при решении задач. Но прежде давайте, как обычно проверим д. з. и повторим некоторые правила действий с обыкновенными дробями.

II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

Вопросы учителя:

  • Кто не смог сделать домашнюю работу?
  • Кому было трудно ее выполнить?
  • Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

 478(е), 481.

См. слайды 2-3.

Оцените работу: если все верно и аккуратно, то «5». Если есть недочеты, то «4». «2» и «3» не ставим. Поменялись и подняли руку те у кого «5».

Сдают тетрадки по рядам. В выданных тетрадях пишут число, классная работа и тему см. слайд 4.

III. Устные упражнения

решить примеры и составьте слово (ответы и слово, записать в тетрадь): см. слайд 5.

Устно проговаривают правило решения каждого примера и ответ после того как работа выполнена в тетради.

См. слайд 6.

А знаете ли вы, что в Русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке. Оно происходит от глагола «дробить» – разбивать, ломать на части. В первых учебниках дроби так и назывались «ломаные числа». Вначале в записи дроби не использовалось дробной черты, а название числитель и знаменатель ввели лишь в 13 веке.

Вопрос: Что в дроби показывает знаменатель, а что числитель?

Сейчас вы будете выполнять исследовательскую работу, где вам пригодятся знания о числители и о знаменателе, но перед тем, как приступить к работе прочтите слова основоположника немецкой классической литературы Готхольда Лессинга: см слайд 7. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте».

Вот и вы сейчас объединитесь в группы. Будете размышлять, спорить, и, может быть, придете к истине. Начнем исследовательскую работу.

IV. Новая тема: исследовательская работа

Каждая группа получит свою задачу, прочитает ее внимательно и будет выполнять работу по плану (читают вслух план исследовательской работы.) В конце, как и в любом исследовании, вам нужно сделать вывод в этом вам помогут последние слова, прочтите их…

Проверка работы с помощью слайда 8.

Каждая группа читает свое решение и вывод.

В математике часто применяется метод, при котором обобщается большой опытный материал и выводится общее правило. Вот и у нас с вами прошла исследовательская работа, ее результаты, а также опыт других работ позволяет нам вывести правило нахождения дроби от числа. Откройте учебник на странице 79 и найдите там правило, прочитайте его и выпишите в тетрадь, прочтите записанное правило. А кто может рассказать его по памяти?

V. Закрепление

А теперь давайте решим задачу-шутку Григория Остера и научимся оформлять задачи на нахождение части от числа.

См. слайд 8.

Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом 3 тонны. 2/3 урожая приходится на корешки, а остальное – на вершки. Сколько тонн урожая достанется медведю, если известно, что по договору ему причитаются все вершки.

Если вы помните, сказку про вершки и корешки, то знаете, что мужику всегда доставалась съедобная часть растения, медведю нет. А как называются растения, у которых корень съедобен? Корнеплоды! Приведите примеры корнеплодов (морковь, свекла, репа…) Пусть выросла репа, тогда (решают задачу с краткой записью на доске).

Понятно?

VI. Физкультминутка

Немного отдохнем. Посмотрите на слайд 10, если решение, верно, то встаньте; Если не верно, то поднимите вверх руки, если решено не до конца, то хлопните в ладоши (ответы: не до конца, верно, не верно, не до конца, верно). Посмотрите на последний пример, что можно найти этим действием? Часть от числа. Верно.

VII. Решение задач

А сейчас решим две задачки, решение запишите в тетрадях. Вы должны мне сказать, что это за задачи и как вы ее решили. См. слайд 10.

  1. Незнайка решил 18 задач. Когда учитель проверил их, то оказалось, что верно решены лишь 2/9 из них. Сколько задач решил Незнайка верно? (4)
  2. В фото альбом помещается 100 фотографий, 3/4 альбома уже занято фотографиями. Сколько фотографий в альбоме? (75)

Усложняем. Подумайте, что еще можно узнать во второй задачи? Как ответить на этот вопрос? А как иначе кто догадается?

Это наша перспектива, такие и еще более сложные задачи мы с вами будем решать на следующем уроке.

VIII. Домашнее задание

А теперь запишите домашнее задание. Открыли учебник и посмотрели на него.

Правило стр. 79 486(а, в); 490. Закрыли дневники учебники.

IX. Подведение итогов урока

А теперь скажите, как найти часть от числа?

Как же решаются такие задачи?

Посмотрите на слайд 13. Вы будете поднимать руку, если высказывание соответствует вашему ощущению от урока.

Спасибо за урок см. слайд 14.