Трудность в освоении новой лексики и грамматического материала при изучении английского языка заставила меня искать новые пути в объяснении материала и облегчении усвоения этого материала учащимися. Так, я обратила внимание на работу с алгоритмами, которую применял еще в 20-х годах педагог-эрудит Александр Григорьевич Ривин.
Обучение продолжалось меньше 10-ти месяцев, а его ученики успевали продвинуться в овладении программами больше, чем за 3-4 года обычного школьного обучения.
Основные методы его работы: ¾ времени проводились диалогические сочетания. Остальное время – самостоятельная работа и частые выступления учеников с комментариями учителя. Постоянные обсуждения, споры исключали зубрежку, натаскивание, механическое запоминание изучаемого материала.
Что нового ввел А.Г. Ривин? Он ввел сотрудничество учащихся друг с другом. Могут сказать: «Кто не знал этого раньше? А бригадный метод?»
Нет, Ривин ввел принципиально новый метод. Его ученики работали в парах и очень редко в группах.
Я попробовала применить его метод на уроках английского языка при изучении и закреплении лексики и грамматического материала. Получилось, что каждый ученик в процессе обучения работал по очереди с каждым учеником в отдельности. Эта форма организации учебной работы называется работой в парах сменного состава. Практика работы убедила меня в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим: то, что узнал – тут же расскажи, объясни другому, примени на практике.
Словом, ученик применяет и рассказывает другим до тех пор, пока сам не овладевает новым знанием или умением в совершенстве.
Если каждому ученику дать отдельную целую статью, то качество проработки будет разным, знания будут слабыми, плохими, в основном.
Я ввела поабзацную проработку каждой статьи, каждого текста. При этом все ученики работают не с одним и тем же материалом, а у каждого своя статья. Методика эта является одновременно простейшей и сложнейшей. Простейшей, потому, что каждый ученик, прорабатывая свою статью, составляет простой план. Сложность заключается в том, что ученик прорабатывает статью (текст, абзац) не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Если 1 абзац (5-12 строчек) он прорабатывает с одним учеником, то 2-ой абзац (такого же объема) он уже разбирает с другим, третий с третьим и т.д. Названия абзацев (заголовки) после обсуждения на предмет адекватного заглавия, партнеры записывают в тетрадь друг друга(тогда срабатывает механическая память и лучше абзац запоминается) Абзац перечитывается, обсуждается, если что-то забыто, можно воспроизвести тут же, по книге. Закончив работу над очередным абзацем, партнеры расходятся и вступают в работу с третьим партнером.
Работа учащихся в парах сменного состава (ПСС) есть коллективная форма организации процесса обучения. Ее часто путают с групповой. Когда в момент общения говорящего слушают два, три и много людей – это групповой способ общения. Коллективная форма организации обучения еще не получила общего признания и применения. Заботы о развитии каждого ученика, при групповом способе общения, нет – есть стремление всех, каким-то образом подравнять в темпах, всем надо изучить одну и ту же программу в одни и те же сроки. Введение коллективных учебных занятий, хотя бы на отдельных этапах обучения, ломает чугунный, непоколебимый порядок и создает возможность каждому ученику продвигаться в изучении материала своим, особым темпом, чтобы усвоение программного материала было качественным.
Варианты «запуска» работы ПСС (пар сменного состава).
Учитель составляет содержание карточек по той или иной теме. К работе можно привлечь сильных учащихся. Затем учитель объясняет учащимся методику работы по карточкам с напарниками. Теперь коллективную работу на уроке с классом можно начинать.
Как я провожу работу с алгоритмами на уроках английского языка при изучении некоторых тем:
Группу из 15 человек делю на 3 малые группы по 5 человек в каждой.
Состоит карточка-алгоритм из 2-х частей: в 1-й части – абзац текста или небольшой текст, во 2-ой части – задания к тексту. Каждому члену группы (он же является «хозяином темы») дается своя карточка-алгоритм. Хозяева тем знакомятся со своим текстом, отрабатывают его и выполняют к нему задания. На каждый этап – свое время. Учитель включается в работу как рядовой ученик. Хозяин темы, подготовившись, может сдать свою тему с выполненными заданиями учителю и идти учить других. Он поднимает сигнальную ракетку определенного цвета (на карточке определитель такого же цвета) это означает, что он готов принять к обучению напарника, а тот, в свою очередь, будет учить его своей теме, по своей карточке, помеченной уже другим цветом. У каждого члена группы карточка своего цвета и своя ракетка.
Каждый ученик побывает в роли учителя 5 раз в своей группе и научит своей теме, проверив задания к ней, 5-х партнеров. Проверив друг у друга задания, учащиеся выставляют оценки в контрольный лист. За работу с алгоритмами по теме можно получить 5 оценок т.к. каждый член группы выставляет партнеру свою оценку за работу над его карточкой. Алгоритм работы с той или иной темой рассчитан на 2-3 урока.
АЛГОРИТМ
Работы по методике «Взаимообмен заданиями» – (ВЗ) в малых группах по отработке умений и навыков.
- Получите карточку и цветовой сигнал-ракетку.
- Выполните самостоятельно (или работая вместе с партнером по одной карточке) задания 1 и 2 частей карточки устно. Проверьте правильность выполнения всех заданий у учителя или консультанта.
- Найдите партнера с другим цветовым сигналом. Договоритесь об очередности работы.
- Прочитайте и разъясните партнеру содержание 1-й части его карточки.
- Затем ваш партнер читает, разъясняет и тренирует вас по первой части его карточки.
- Обменяйтесь карточками.
- Выполните самостоятельно задания 2-й части новой для себя карточки (можно устно)
- Обсудите результаты своей работы с партнером. Выставьте оценки друг другу в «контрольный листок учета».
- Поблагодарите друг друга за совместную работу и ищите нового партнера по алгоритму, начиная с пункта 3.
Памятки по работе с алгоритмами лежат на рабочих столах учащихся.
Примером работы по карточкам с алгоритмами при закреплении построения различных типов предложений в будущем времени может служить песня «Tomorrow will be wonderful», с помощью которой учащиеся отрабатывают типологию предложений, выполняя задания данные на карточках.
Каждый куплет с заданиями на отдельной карточке, помеченной своим цветом. Например: карточка №1 – красная, №2 – зелёная, №3 – жёлтая, №4 – фиолетовая, №5 – синяя и т.д.
-
Tomorrow will be wonderful
I’ll drive a little car
I’ll walk along the river bank
I’ll watch the ships sail by. -
The next day will be better
I’ll take you to the Zoo
I’ll show you bears and monkeys
And a great gorilla too.
Refrain:
Will you come to the party on Friday?
Will you see me under the tree?
Will you marry me in September?
Will you come and live by the sea? -
We’ll have a house with windows
That look out to the sea
We’ll entertain, our neighbours
With chocolate-cake and tea. -
They’ll see us in our little house
As happy as can be
They’ll wish they were just like us
So happy, bright and free.
Refrain. -
We won’t have to work all day
We’ll just pass the time away
We won’t catch those busy trains
That whistle down the line. -
We won’t live in basement flats
With single beds and tabby cats
We won’t have to worry
The sun will always shine.
Наряду с песнями для данной цели в работе по карточкам с алгоритмами можно использовать учебные и художественные тексты, газетные статьи, грамматические и лексические упражнения.