Применение алгоритмов на уроках английского языка – новый путь в объяснении и облегчении усвоения языкового материала

Разделы: Иностранные языки


Трудность в освоении новой лексики и грамматического материала при изучении английского языка заставила меня искать новые пути в объяснении материала и облегчении усвоения этого материала учащимися. Так, я обратила внимание на работу с алгоритмами, которую применял еще в 20-х годах педагог-эрудит Александр Григорьевич Ривин.

Обучение продолжалось меньше 10-ти месяцев, а его ученики успевали продвинуться в овладении программами больше, чем за 3-4 года обычного школьного обучения.

Основные методы его работы: ¾ времени проводились диалогические сочетания. Остальное время – самостоятельная работа и частые выступления учеников с комментариями учителя. Постоянные обсуждения, споры исключали зубрежку, натаскивание, механическое запоминание изучаемого материала.

Что нового ввел А.Г. Ривин? Он ввел сотрудничество учащихся друг с другом. Могут сказать: «Кто не знал этого раньше? А бригадный метод?»

Нет, Ривин ввел принципиально новый метод. Его ученики работали в парах и очень редко в группах.

Я попробовала применить его метод на уроках английского языка при изучении и закреплении лексики и грамматического материала. Получилось, что каждый ученик в процессе обучения работал по очереди с каждым учеником в отдельности. Эта форма организации учебной работы называется работой в парах сменного состава. Практика работы убедила меня в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим: то, что узнал – тут же расскажи, объясни другому, примени на практике.

Словом, ученик применяет и рассказывает другим до тех пор, пока сам не овладевает новым знанием или умением в совершенстве.

Если каждому ученику дать отдельную целую статью, то качество проработки будет разным, знания будут слабыми, плохими, в основном.

Я ввела поабзацную проработку каждой статьи, каждого текста. При этом все ученики работают не с одним и тем же материалом, а у каждого своя статья. Методика эта является одновременно простейшей и сложнейшей. Простейшей, потому, что каждый ученик, прорабатывая свою статью, составляет простой план. Сложность заключается в том, что ученик прорабатывает статью (текст, абзац) не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Если 1 абзац (5-12 строчек) он прорабатывает с одним учеником, то 2-ой абзац (такого же объема) он уже разбирает с другим, третий с третьим и т.д. Названия абзацев (заголовки) после обсуждения на предмет адекватного заглавия, партнеры записывают в тетрадь друг друга(тогда срабатывает механическая память и лучше абзац запоминается) Абзац перечитывается, обсуждается, если что-то забыто, можно воспроизвести тут же, по книге. Закончив работу над очередным абзацем, партнеры расходятся и вступают в работу с третьим партнером.

Работа учащихся в парах сменного состава (ПСС) есть коллективная форма организации процесса обучения. Ее часто путают с групповой. Когда в момент общения говорящего слушают два, три и много людей – это групповой способ общения. Коллективная форма организации обучения еще не получила общего признания и применения. Заботы о развитии каждого ученика, при групповом способе общения, нет – есть стремление всех, каким-то образом подравнять в темпах, всем надо изучить одну и ту же программу в одни и те же сроки. Введение коллективных учебных занятий, хотя бы на отдельных этапах обучения, ломает чугунный, непоколебимый порядок и создает возможность каждому ученику продвигаться в изучении материала своим, особым темпом, чтобы усвоение программного материала было качественным.

Варианты «запуска» работы ПСС (пар сменного состава).

Учитель составляет содержание карточек по той или иной теме. К работе можно привлечь сильных учащихся. Затем учитель объясняет учащимся методику работы по карточкам с напарниками. Теперь коллективную работу на уроке с классом можно начинать.

Как я провожу работу с алгоритмами на уроках английского языка при изучении некоторых тем:

Группу из 15 человек делю на 3 малые группы по 5 человек в каждой.

Состоит карточка-алгоритм из 2-х частей: в 1-й части – абзац текста или небольшой текст, во 2-ой части – задания к тексту. Каждому члену группы (он же является «хозяином темы») дается своя карточка-алгоритм. Хозяева тем знакомятся со своим текстом, отрабатывают его и выполняют к нему задания. На каждый этап – свое время. Учитель включается в работу как рядовой ученик. Хозяин темы, подготовившись, может сдать свою тему с выполненными заданиями учителю и идти учить других. Он поднимает сигнальную ракетку определенного цвета (на карточке определитель такого же цвета) это означает, что он готов принять к обучению напарника, а тот, в свою очередь, будет учить его своей теме, по своей карточке, помеченной уже другим цветом. У каждого члена группы карточка своего цвета и своя ракетка.

Каждый ученик побывает в роли учителя 5 раз в своей группе и научит своей теме, проверив задания к ней, 5-х партнеров. Проверив друг у друга задания, учащиеся выставляют оценки в контрольный лист. За работу с алгоритмами по теме можно получить 5 оценок т.к. каждый член группы выставляет партнеру свою оценку за работу над его карточкой. Алгоритм работы с той или иной темой рассчитан на 2-3 урока.

АЛГОРИТМ
Работы по методике «Взаимообмен заданиями» – (ВЗ) в малых группах по отработке умений и навыков.

  1. Получите карточку и цветовой сигнал-ракетку.
  2. Выполните самостоятельно (или работая вместе с партнером по одной карточке) задания 1 и 2 частей карточки устно. Проверьте правильность выполнения всех заданий у учителя или консультанта.
  3. Найдите партнера с другим цветовым сигналом. Договоритесь об очередности работы.
  4. Прочитайте и разъясните партнеру содержание 1-й части его карточки.
  5. Затем ваш партнер читает, разъясняет и тренирует вас по первой части его карточки.
  6. Обменяйтесь карточками.
  7. Выполните самостоятельно задания 2-й части новой для себя карточки (можно устно)
  8. Обсудите результаты своей работы с партнером. Выставьте оценки друг другу в «контрольный листок учета».
  9. Поблагодарите друг друга за совместную работу и ищите нового партнера по алгоритму, начиная с пункта 3.

Памятки по работе с алгоритмами лежат на рабочих столах учащихся.

Примером работы по карточкам с алгоритмами при закреплении построения различных типов предложений в будущем времени может служить песня «Tomorrow will be wonderful», с помощью которой учащиеся отрабатывают типологию предложений, выполняя задания данные на карточках.

Каждый куплет с заданиями на отдельной карточке, помеченной своим цветом. Например: карточка №1 – красная, №2 – зелёная, №3 – жёлтая, №4 – фиолетовая, №5 – синяя и т.д.

  1. Tomorrow will be wonderful
    I’ll drive a little car
    I’ll walk along the river bank
    I’ll watch the ships sail by.

  2. The next day will be better
    I’ll take you to the Zoo
    I’ll show you bears and monkeys
    And a great gorilla too.

    Refrain:
    Will you come to the party on Friday?
    Will you see me under the tree?
    Will you marry me in September?
    Will you come and live by the sea?

  3. We’ll have a house with windows
    That look out to the sea
    We’ll entertain, our neighbours
    With chocolate-cake and tea.

  4. They’ll see us in our little house
    As happy as can be
    They’ll wish they were just like us
    So happy, bright and free.

    Refrain.

  5. We won’t have to work all day
    We’ll just pass the time away
    We won’t catch those busy trains
    That whistle down the line.

  6. We won’t live in basement flats
    With single beds and tabby cats
    We won’t have to worry
    The sun will always shine.

Наряду с песнями для данной цели в работе по карточкам с алгоритмами можно использовать учебные и художественные тексты, газетные статьи, грамматические и лексические упражнения.

Приложение.