Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, электронный тест, компьютерная программа AGrapher, информационно-диагностические карты обучающихся, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цели урока:
- продолжить формирование системы математических знаний и умений по теме «Уравнение касательной», необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- развивать навыки использования компьютера и мультимедийных учебных программ для организации собственной познавательной деятельности;
- развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление;
- воспитывать толерантность, коммуникативность.
Структура урока:
- организационный момент;
- сообщение темы и постановка целей урока;
- проверка домашнего задания;
- актуализация опорных знаний и умений обучающихся;
- самостоятельная работа обучающихся;
- выполнение работы в группах, творческое применение знаний и умений;
- обсуждение результатов деятельности обучающихся;
- рефлексия деятельности;
- домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, доброжелательный настрой учителя и обучающихся, полная готовность класса и оборудования урока к работе, организация внимания всех обучающихся.
2. Сообщение темы и постановка целей урока.
Учитель сообщает обучающимся тему и цели урока, знакомит со структурой урока.
Слайд 1 (Приложение 1). Тема урока.
Слайд 2 (Приложение 1). Структура урока.
3. Проверка домашнего задания.
Проверить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения задания отдельными обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних.
Учитель сканирует тетрадь одного из учеников класса с решением задач базового уровня, заданных на дом и с помощью видеопроектора демонстрирует данное решение на экране. Ученик комментирует свое решение. Выполнение заданий базового уровня обязательно для всех обучающихся.
Базовый уровень.
№ 5.22 (б) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = sin x в точке с абсциссой x0 = π/2.
№5.27(б) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = log2x в точке с абсциссой x0 = 2.
Обучающиеся проверяют правильность выполнения домашнего задания.
Задачу практического содержания повышенного уровня сложности обучающиеся решали по выбору. Один из учеников представляет свое решение в форме мультимедийного проекта.
Задача практического содержания.
Строится мост параболической формы, соединяющий пункты А и В, расстояние между которыми равно 200м (рис.1). Въезд на мост и съезд с моста должны быть прямолинейными участками пути, эти участки направлены к горизонту под углом 150. Указанные прямые должны быть касательными к параболе. Составьте уравнение профиля моста в заданной системе координат.
Рисунок 1.
Учитель акцентирует внимание обучающихся на уравнении касательной к графику функции.
Слайд 3 (Приложение 1).
Пусть функция у = f(х) (рис. 2) непрерывна на интервале (a;b) и имеет в точке x0 Є (a;b) производную. Тогда график этой функции имеет в точке (x0; f(x0)) касательную, уравнение которой y – y0 = k(х - x0), где y0 = f(x0), k= f `(х0). Уравнение касательной записывают в виде у = f `(х0)(х - х0) + f(х0)
Рисунок 2.
4. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.
Актуализировать те знания и умения, которые необходимы обучающимся для дальнейшей работы. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Устная фронтальная работа.
Слайд 4 (Приложение 1).
Найдите угловой коэффициент касательной к кривой в точке с абсциссой х0= -2.
Ответ: 9.
Формулируется геометрический смысл производной.
Слайд 6 (Приложение 1).
Укажите значение коэффициента k, при котором графики линейных функций
y = 8х + 12 и y = kх – 3 параллельны.
Ответ: 8.
Формулируется условие параллельности прямых.
Слайд 8 (Приложение 1).
Функция у = f(х) определена на промежутке (-4; 5) (рис. 3). На данном ниже рисунке изображен график ее производной. Найдите число касательных к графику функции у = f(х), которые параллельны оси абсцисс.
Рисунок 3.
Ответ: 1.
Слайд 10 (Приложение 1).
На рисунке 4 изображена прямая, которая является касательной к графику функции у = f(х) в точке (х0; f(х0)). Найдите значение производной в точке х0.
Рисунок 4.
Ответ: 1,5.
5. Самостоятельная работа обучающихся.
Контроль за уровнем усвоения первичных умений и применения их в стандартных ситуациях обучающимися, испытывающими затруднения при изучении данной темы, осуществляется с помощью компьютерного тестирования. Ученик записывает полученные результаты в предоставленный ему бланк ответов. Проверка работы осуществляется компьютерной программой My Test. В случае ошибки компьютер выдает ученику “неверно” и показывает правильный ответ. Обучающийся записывает в бланке верный ответ, отмечает его знаком «+», в случае неверного ответа выписывает верный для того, чтобы выполнить дома работу над ошибками. Обучающийся получает на дом тест в печатном варианте.
Компьютерная программа My Test определяет уровень усвоения знаний обучающимся по количеству верно решенных задач и выставляет отметку.
Вопросы компьютерного тестирования.
Самостоятельная работа с последующей проверкой по применению знаний и умений в измененных условиях.
Ученики выполняют задание в тетрадях, один у доски.
№1. Напишите уравнения касательных к графику функции f(x) = 9 – x2 в точках его пересечения с осью абсцисс.
Проверка правильности выполнения задания сопровождается построением графика функции и найденных к нему касательных с помощью компьютерной программы AGrapher.
6. Выполнение работы в группах, творческое применение знаний и умений.
Закрепление изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.
Создается четыре группы, в каждую из которых входит четверо обучающихся с разным уровнем математической подготовки (дифференциация внутри группы). Представители каждой группы из четырех конвертов с заданиями вынимают один конверт. Группы приступают к работе. Решение задач обучающиеся записывают в тетрадях.
Задание 1.
- В чем заключается геометрический смысл производной?
- Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
- Каково уравнение касательной?
- Составить уравнение касательной к графику функции y = 1/х2, х < 0, отсекающей от осей координат треугольник, площадь которого равна 9/8.
Обучающимся предлагается решение, отдельные элементы которого пропущены. Необходимо заполнить пропуски.
Задание 2.
- В чем заключается геометрический смысл производной?
- Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
- Каково уравнение касательной?
- Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = x3/3 , параллельной прямой y = 4х – 7.
Задание 3.
- В чем заключается геометрический смысл производной?
- Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
- Каково уравнение касательной?
- Прямая, проходящая через начало координат, касается графика функции у = f(х) в точке А(-7;14). Найдите . (КИМ по подготовке к ЕГЭ.)
Задание 4.
- В чем заключается геометрический смысл производной?
- Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
- Каково уравнение касательной?
- Найдите абсциссы всех точек графика функции , касательные в которых параллельны прямой у = 65х или совпадают с ней. (КИМ по подготовке к ЕГЭ.)
7. Обсуждение результатов деятельности обучающихся.
Представители каждой группы из четырех карточек, на которых указана форма отчета, вынимают одну карточку. Группы отчитываются о проделанной работе. Записывают решение соответствующих заданий на доске.
Формы отчета:
- «Доверие» - отметки за работу в группе выставляет капитан. Учитель тетради берет на проверку. При несовпадении отметок капитана и учителя идет снижение отметок на 1 балл;
- «Все» - отвечают все обучающиеся;
- «Делегат» - группа сама решает, кто из учеников будет отвечать;
- «Выбор» - учитель выбирает ученика, который будет отвечать.
Решение задания №2 сопровождается графической иллюстрацией, выполненной с помощью компьютерной программы AGrapher.
8. Рефлексия деятельности.
Подведение итогов урока: как работал класс, кто из обучающихся работал особенно старательно, что нового узнали на уроке.
9. Домашнее задание.
Домашнее задание задается в тестовой форме. Срок его выполнения - одна неделя. Аналогичные задания задаются обучающимся один раз в месяц. Тест составлен на основе демонстрационного варианта ЕГЭ по математике. Он содержит 12 заданий части «В» и задание С1. В тест включены задания по теме «Уравнение касательной».