Цель: обобщить, углубить, закрепить и систематизировать знания о различных классах (группах) неорганических и органических веществ; основных химических процессах; механизмах реакций; повторить и закрепить навыки решения расчётных задач. Подготовить учащихся к выполнению заданий части В теста ЕГЭ по химии.
Планируемые результаты:
1) знать классификацию неорганических соединений, уметь сравнивать состав, строение, свойства и способы получения неорганических соединений различных классов;
2) понимать сущность ОРВ, процессов окисления и восстановления, знать важнейшие окислители и восстановители, определять степени окисления элементов в соединениях;
3) знать правила разрядки катионов и анионов при электролизе водных растворов;
4) понимать сущность процесса гидролиза, знать правила протекания гидролиза в зависимости от состава соли, определять реакцию среды раствора при растворении солей в воде;
5) знать особенности химических реакций в органической химии, типы и механизмы реакций;
6) знать особенности строения, физические и химические свойства спиртов; указывать причины их сходства и различия;
7) знать особенности строения, свойства азотсодержащих органических соединений; указывать причины их сходства и различия;
8) вычислять массу растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;
9) уметь рассчитывать массу вещества (или объём газа) по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ.
Оборудование: компьютер, медиапроектор или интерактивная доска (для демонстрации слайдов), раздаточный материал (задания для работы в классе и домашнее задание (см. Приложения 1 и 2 )).
Ход урока:
1. Учащимся раздаются распечатки с тестовыми заданиями части В ЕГЭ ( по образцу заданий ЕГЭ ) и предлагается решить первые пять заданий из 10-ти предложенных.
Перед началом выполнения задания следует обратить внимание учащихся на тот факт, что задания группы В1 – В5 это задания на установление соответствия. В заданиях подобного типа ответ записывается в соответствующих таблицах в виде последовательности цифр ( без запятых ).
На выполнение задания учащимся дается 10 мин.
При проверке сидящие рядом учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение заданий друг у друга.
Общая проверка осуществляется в форме фронтального опроса ( одно задание – один учащийся ), активизирующего деятельность обучающихся. Проверку каждого задания рекомендуется сопровождать дополнительными вопросами, проверяющими степень усвоения материала.
Задание В1. Для выполнения данного задания необходимо знать классификацию неорганических веществ, уметь сравнивать их состав. Из предложенных вариантов следует отбросить заведомо неподходящие к предложенным классам веществ соединения: Mn2O7 – оксид и Ca(OH)CL – основная соль. Затем, на основании классификации неорганических веществ ( демонстрация слайдов №№ 2-13 и актуализация знаний учащихся ) установить соответствие. Ответ: 5134.
Задание В2. Перед проверкой данного задания следует актуализировать знания учащихся об ОВР, процессах окисления и восстановления ( слайды №№ 14-16 ).Следует обратить внимание учащихся на то, что ключевыми словами для выполнения этого задания являются «изменение степени окисления окислителя», т.е. элемента, понижающего значение степени окисления. Это позволит исключить из правого столбика процессы с участием восстановителей ( отдачи электронов и повышения степени окисления) – 2, 4, 6.
Остается установить соответствие между четырьмя схемами и тремя процессами изменения степеней окисления окислителей. Ответ: 3513.
! Некоторые сложности может вызвать схема Г, т.к. железо в железной окалине ( Fe3O4 ) имеет два значения степени окисления: +2 и +3 ( FeO · Fe2O3 ), и именно железо в степени окисления +3 является окислителем.
Задание В3. В начале следует отбросить заведомо неверные варианты ответов из правого столбика: при электролизе водных растворов не могут выделяться S, Li и Mg ( т.к. при электролизе солей щелочных и щелочноземельных металлов на катоде идет восстановление воды, а металлы не восстанавливаются ( демонстрация слайда № 18 ). В соответствии с правилами разрядки катионов для указанных солей определяем соответствие: А-3, Б-6, В-2, Г-2. Ответ: 3622.
! При демонстрации слайда № 19 ( Правила окисления анионов на аноде ) следует обратить внимание учащихся на тот факт, что при электролизе водных растворов на аноде не могут разряжаться фторид- ионы и выделяться фтор.
Задание В4. При решении этого задания сначала необходимо записать формулы предложенных солей: А- NH4CL, Б- K2SO3, B- CrCL3, Г- LiNO3. Для выполнения этого типа заданий необходимы знания о сильных и слабых кислотах и основаниях ( демонстрация слайдов №№ 6 и 9 ) и правилах гидролиза ( слайд № 20 ). Соли сильной кислоты и слабого основания ( NH4CL ) гидролизуются по катиону А-1; соли слабой кислоты и сильного основания ( K2SO3 ) гидролизуются по аниону Б-2; соли сильной кислоты и слабого основания ( Cr+3 – амфотерен ) – по катиону В-1; соли сильной кислоты и сильного основания ( LiNO3 ) не гидролизуются Г-4. Ответ: 1214.
Задание В5. Для выполнения этого задания необходимы знания о взаимопревращениях солей и способах получения кислых солей ( слайд № 21). Как правило, этот материал относится к одному из разделов, вызывающих определенные затруднения у учащихся. На основании общей схемы взаимопревращений солей устанавливаем соответствие: А-1, Б-4; на основании способов получения кислых солей: Г-6. Термическое разложение гидрокарбоната кальция ( Ca(HCO3)2 ): В-2. Ответ: 1426.
! При выполнении данного задания следует напомнить учащимся, что угольная кислота является слабым электролитом и легко распадается на углекислый газ и воду.
2. После проверки заданий группы В1-В5 учащиеся выполняют задания В6-В10, выполнение решения которых проводится аналогичным образом.
Перед началом решения заданий этой группы следует акцентировать внимание учащихся на то, что задания В6-В8 это задания на множественный выбор. В заданиях данного типа необходимо записать ответ в порядке возрастания цифр, без пробелов и запятых. Задания В9 и В10 – расчётные задачи, ответ в которых записывается цифрой без указания единиц измерения.
На выполнение задания учащимся дается 15 мин.
Задание В6. Для актуализации знаний учащихся о типах и механизмах реакций в органической химии следует продемонстрировать и прокомментировать слайды №№ 24 и 25. По ионному ( гетеролитическому ) механизму протекают реакции присоединения галогеноводородов к алкенам – реакции электрофильного присоединения АЕ и реакции электрофильного замещения SE, характерные для ароматических соединений. На основании принадлежности исходных веществ к данным классам отбираются варианты ответов – 2, 3, 5. Анализ природы реагирующих веществ в реакциях 1 и 4 ( алкан и азотная кислота, и хлор ) говорит о том, что данные реакции протекают по радикальному механизму ( по алкильному заместителю ), это реакции нитрования и галогенирования алканов. Определенные затруднения может вызвать реакция 6, однако, бромирование толуола протекает по боковой цепи ( алкильному заместителю ), а не по ароматическому кольцу, следовательно, идет по радикальному механизму. Ответ: 235.
Задание В7. Задание проверяет знания физических и химических свойств одноатомных и многоатомных спиртов, их сравнительной характеристики и выявлении сходства. При проверке задания демонстрируются слайды №№ 26-32, акцентируется внимание учащихся на физических и химических свойствах предельных спиртов в сравнении с фенолом, особенностях строения и электронных эффектах в молекулах этих веществ. ( Подобный акцент необходим для последующего выполнения одного из заданий домашней работы ).
Знания свойств предельных спиртов позволяют определить правильный ответ. Молекулы спиртов способны образовывать межмолекулярные водородные связи ( т.к. в молекулах спиртов общая электронная пара между водородом и кислородом гидроксогруппы сильно смещена в сторону кислорода, протон взаимодействует с неподеленной электронной парой атома кислорода другой молекулы спирта или воды ). Образованием же водородных связей между молекулами спирта и воды объясняется хорошая растворимость спиртов в воде. Общей для одноатомных и многоатомных спиртов является их способность реагировать с галогеноводородами. Ответ: 234.
! Следует обратить внимание учащихся на то, что ответ 6 является неправильным ( хотя и выглядит достаточно привлекательно, т.к. качественные реакции хорошо запоминаются ). Взаимодействие с гидроксидом меди (II) – качественная реакция только на многоатомные спирты. А в ответе необходимо указать общие свойства. Ответы 1 и 5 не удовлетворяют условию задания поскольку SP2 – гибридизация характерна для веществ с двойной связью в молекулах, а в спиртах она отсутствует и для спиртов не характерны реакции с солями.
Задание В8. Некоторое затруднение при решении этого задания может вызвать приведенное тривиальное название аминоуксусной кислоты – глицин. В целом же вопрос основан на знании химических свойств аминов и аминокислот, умении сравнить эти свойства и выявить черты сходства. Демонстрация слайдов №№ 33 и 34 дает возможность учащимся вспомнить, что метиламин проявляет основные свойства, поэтому из вариантов ответов следует сразу же исключить №№ 1 и 6. Глицин же, являясь аминокислотой и проявляя амфотерные свойства, также как и метиламин, будет взаимодействовать с уксусной кислотой и хлороводородом ( варианты 2 и 3 ). Как и все органические соединения, метиламин и глицин реагируют с кислородом ( горят ) – вариант 4.Ответ: 234.
Задания В9, В10. Проверка решения данных заданий производится по слайдам №№ 35-38.
3. По окончании проверки заданий группы В6-В10 учащимся сообщается, что каждое верно выполненное задание В1-В8 оценивается в 2 балла, а задания В9, В10 – в 1 балл и предлагается подсчитать общее количество набранных баллов. По результатам подсчёта оценивается работа каждого учащегося.
Критерии оценки ( слайд № 39 ):
правильное выполнение 95 -100% ( 17 -18 баллов ) заданий теста – отметка «5»;
правильное выполнение 94 -75% ( 16 -14 баллов ) заданий теста – отметка «4»;
правильное выполнение 74 -50% ( 13 - 9 баллов ) заданий теста – отметка «3»;
правильное выполнение 49% ( менее 8 баллов ) и менее заданий теста – отметка «2».
4. Домашнее задание – учащимся предлагается выполнить аналогичный тест
(см. Приложение № 2). (При проверке д/з можно использовать ту же презентацию, что даст возможность лучше запомнить, повторить и закрепить пройденный материал).