Цель проекта: создать условия для успешного разрешения проблемы сотрудничества, сопричастности, духовного взаимопонимания и яркого эмоционально общения между детьми и их родителями.
“Родительская” цель: поиск эффективных путей “возвращения” ответственности за воспитание и развитие собственных детей.
Работа по проекту спланирована по следующим направлениям:
- организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса: обмен мыслями, чувствами, идеями;
- объединение проекта “Улыбаюсь с мамой, папой” с проектом “Наша дружная семья” /авторы – воспитатели группы: Анна Анатольевна, Валентина Петровна/ - эмоциональное благополучие ребёнка в семье;
- создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения взрослых на основе общего дела/роли в спектаклях, игры, составление коллажей, подготовка к праздникам и т.д./;
- определение эффективности усилий, затраченных на совместные мероприятия и востребованности дальнейшего сотрудничества /анкетирование, тестирование, отзывы/.
Планируемый результат: яркий эмоционально-чувственный отклик ребёнка от общения, сотрудничества, взаимодействия с мамой и папой посредством музыкальной деятельности, который выражается в развитии активной жизненной позиции ребёнка.
Этапы работы по проекту
Подготовительный:
- постановка целей и разработка направлений успешной реализации проекта;
- изучение материала проекта воспитателями и родителями в данной возрастной группе;
- совместное составление серии мероприятий по данной теме;
- разработка анкет, тестов по теме;
- анкетирование родителей с целью выявления их эмоционального отношения к собственному ребёнку;
- подбор художественной и музыкальной литературы по теме;
- изготовление демонстрационного и наглядного материала в родительский уголок группы.
Исследовательский:
- цикл родительских “Ласковых встреч”: “Знакомство с родителями”, “Мамина колыбельная”, “Пестование дочери /сына/”, “Потешаем дитятко”, “Сказочка-сказка”;
- цикл театральных встреч с участием родителей: “Репка”, “Курочка ряба”, “Теремок”;
- создание сборника колыбельных песен “Бабушкин сундучок”;
-создание сборника пестушек, потешек, прибауток “Я любим мамой, папой”, сочинённых родителями;
- составление и проведение праздников и развлечений совместно с родителями, изготовление декораций: “В гости к ёлочке”, “Деток потешаем”, “Мы уже большие”.
Анализ и обобщение:
- итоговое тестирование участников проекта /педагогов и родителей/;
- альбом с фотографиями и стихами родителей “Я любим мамой и папой”;
- презентация потешки, пестушки, прибаутки, положенной на простую мелодию “Деток потешаем” /ребёнок принимает участие в обыгрывании малых форм фольклора, сочинённых родителями/;
- коллаж-газета “Музыкальный паровозик”, изготовленная руками родителей;
- оформление музыкального зала по эскизам родителей к празднику “Мы уже большие”;
- информационная страничка “Колокольчик”, издаваемая музыкальным руководителем, как одна из форм продуктивного общения с родителями группы <Рисунок 1>;
<Рисунок 1>
- презентация опыта работы с родителями детей от 1,5-3 лет на стажёрских площадках детского сада и города;
- выступление с опытом работы: на городских педагогических чтениях г. Каменск-Уральский;
- на научно-практической конференции г. Екатеринбург.
Цикл родительских “Ласковых встреч”
“Знакомство с родителями”, “Мамина колыбельная”, “Пестование дочери /сына/”, “Потешаем дитятко”, “Сказочка-сказка”.
В качестве примера, изложу подробно первую встречу с родителями:
“Знакомство с родителями”
Цель встречи: познакомиться с родителями вновь пришедших детей с целью дальнейшего сотрудничества.
Подготовка к встрече: расставить столы, разложить тексты анкет, приготовить краски и кисти. Подобрать литературный и музыкальный материал.
Ход встречи:
На фоне спокойно звучащей музыки/по выбору музыкального руководителя/, прочесть слова Дороти Бриггс
“Как кислород для дыхания, детям необходима родительская любовь и высокая оценка”
- Представиться.
- Вступительное слово “Необходимость присутствия музыки в период раннего детства”.
- Анкетирование:
Трудно представить себе раннее детство без музыки.
Дети радуются самому звучанию песенок и стихов. Ещё не понимая смысла, малыш с радостью слушает народные песенки и потешки про котика, петушка, Ванечку. Малыш с удовольствием выполняет первые движения под ритм пестушек, тем самым приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм.
Сопереживание и содействие героям песен даёт возможность малышу представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем.
Анкета для родителей
Для того, чтобы наше сотрудничество было более продуктивным, прошу ответить на предложенные вопросы.
1. Фамилия, имя вашего ребёнка?______________________________
2. Имя, отчество мамы?______________________________
Папы?______________________________
3. Вы работаете, или занимаетесь хозяйством дома?_________
4. Своё свободное время вы часто отдаёте ребёнку?
20 минут, 1 час, 2 часа.
5. Какой вид совместной деятельности вас занимает больше всего?
Чтение книг, прогулка, игра, слушание сказок в грамзаписи, слушание музыки, другое ______________________________ .
6. Поёте ли вы своему ребёнку колыбельные песни перед сном?
Да, нет, иногда ______________________________ .
7. По вашему мнению, может ли музыка оказывать значительное влияние на общее развитие вашего ребёнка?
Да, нет, своё мнение ______________________________ .
8. Готовы ли вы к сотрудничеству со мной в решении проблем музыкального воспитания вашей дочери (сына)?
Да, нет ___________________________ .
9. Если да, то какой вид музыкальной деятельности вам ближе по духу и умению?
Пение, игра, слушание, театр, другое ______________________________ .
10. Какой вид нашего совместного общения по разным темам и вопросам вы бы предпочли?
Индивидуальные консультации, дискуссии, круглый стол, информационный стенд, интерактивные встречи, ваши предложения ___________________________ .
11. Как вы относитесь к проведению музыкальных праздников и развлечений совместно с детьми?
Положительно, отрицательно, нет ответа _______________________ .
12. Какими вы видите музыкальные занятия в детском саду?
Поделитесь своими идеями ___________________________ .
Благодарю вас!
4. Творческая работа. Предложить родителям отобразить в цвете их внутреннее состояние в момент общения со своим ребёнком /использование акварельных красок <Рисунок 2>.
<Рисунок 2>
Предлагаю вашему вниманию несколько примеров работ родителей <Рисунок 3>:
<Рисунок 3>
В анкетировании принимали участие 15 семей/по количеству детей в группе/. Анкеты были проанализированы совместно с психологом детского сада. На основе этого была спланирована дальнейшая совместная деятельность.
Следующая форма работы с родителями - сборник пестушек, потешек, прибауток собственного сочинения “Я любим мамой, папой”.
Маленький куклёночек,
Сладенький ребёночек –
Это наша Настенька –
Карие глаза!
Вырастет Настёна –
Девичья краса.
Будет ласковой, красивой,
Умной, доброй и счастливой.
Будут парни всей страны
Приносить к ногам цветы.
<Рисунок 4>
Наш Кирюша – сорванец!
Даром, что ещё малец.
Ни минуты не сидит.
Тихо лишь, когда он спит!
<Рисунок 5>
Губки бантиком алым
Бровки гнутся дугой
И характер у Вики
Как она золотой!
<Рисунок 6>
Все 15 семей принимали участие в создании сборника “Я любим мамой, папой”.
Состоялась презентация творческих работ родителей, группы - “Деток потешаем”, где дети вместе с мамами и папами обыгрывали движениями песенки – потешки и стихи – малютки.
Праздник удался! 20 минут радости, эмоционального подъёма, “детской непосредственности” не только со стороны детей, но и их родителей.
“Бабушкин сундучок”
Следующим этапом творческого поиска всех участников образовательного процесса, была ещё одна форма работы - собирательство колыбельных песен – “Бабушкин сундучок”.
В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно “байкать”. Поэтому пение колыбельных – это искусство, которым в старину овладевали с детства. К сожалению, эти умения постепенно “растворяются в небытие”. Думаю, возникла необходимость восстановления этих традиций. Этой теме я посвятила одну из “Ласковых встреч” - “Мамина колыбельная”
К процессу собирательства активно подключились мамы и бабушки. “Бабушкин сундучок” был полон.
Ой, баюшки, баюшки!
В огороде заюшки.
Травочку щипают, Полинку забавляют.
А Полина умная,
Да очень разумная,
Спи, усни. Спи, усни.
Крепкий сон тебя возьми!
Ночь пришла, темноту привела.
Задремал петушок, запел сверчок.
Уже поздно, сынок, ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай. Спи, сынок, до утра.
Будет пора, мы разбудим тебя.
“Музыкальный паровозик”
Интересной и эффективной формой работы с родителями, явилась коллаж – газета “Музыкальный паровозик”, которая сплотила коллектив родителей и педагогов.
Мы все собрались в музыкальном зале, и радость совместного творчества не знала границ. Вспоминали интересные моменты из жизни детей. Одна группа родителей сочиняла четверостишия, другая - изготовляла паровозик из цветного картона… Вообщем, работа закипела! <Рисунок 7>
<Рисунок7>
“Мы уже большие”
Имея положительный опыт совместного труда, родители с удовольствием изготовили декорации и элементы костюмов, украсили зал к празднику “Мы уже большие”.
В вечернее время мы собирались на репетиции, с целью разучивания музыкального материала для того, чтобы на празднике быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками – танцевать, петь, играть вместе с детьми <Рисунок 8>, <Рисунок 9>.
<Рисунок 8>
<Рисунок 9>
Подводя итоги проведённой работы, могу с уверенностью сказать, что мне удалось активизировать родителей, сделать их заинтересованными, полноценными участниками образовательного процесса и гармонично взаимодействовать с собственным ребёнком.