Цели урока:
обучающие цели:
- обобщить знания о многогранниках и их элементах;
- повторить формулы для вычисления площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды;
- закрепить практические навыки вычисления площадей поверхностей многогранников;
- расширить знания в области математики, показать её прикладной характер;
развивающие цели:
- развитие познавательного интереса, логического мышления, пространственного воображения и исследовательских способностей;
- развитие вычислительных навыков, ключевых компетенций, умений сравнивать, анализировать, аргументировать сделанный выбор;
воспитательные цели:
- воспитание ответственности, умения работать в коллективе, принимать самостоятельные решения;
- показать значимость знаний, возможность их применения на практике.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: макеты многогранников, карточки-задания, презентация, оргтехника, бланки рефлексии, муляжи-коробки с подарками.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин.).
- Актуализация знаний (4 мин.).
- Постановка проблемы, определение целей урока (8 мин.).
- Проведение исследовательской работы (27 мин.).
- Рефлексия (4 мин.).
Эпиграф урока: Имеет смысл то знание, которое используется на практике. (Том Брейдсфорд)
Конспект урока.
Добрый день!
Добрый день улыбчивым лицам!
Пусть добрый день продлится до вечера!
Я приглашаю Вас на урок математики.
Мы начинаем отсчет отрезка времени нашей 45-минутной совместной жизни. И от меня и от вас зависит, насколько этот отрезок жизни будет интересным и полезным.
Перед вами кейс-папки, в которых находятся материалы к нашему уроку.
Найдите “Оценочный лист МГ”. Выберите ответственного из группы, кто будет заполнять его. Заполните 1 столбец, напишите фамилии учащихся вашей МГ(микрогруппы). В следующем столбце поставьте “плюсик” тому, кто из вашей группы правильно ответит на следующие вопросы и так в течение нашего урока.
- Посмотрите, пожалуйста, на стол, что вы видите? (Ответы учащихся: призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида).
- Как мы их называем? (Ответы учащихся: многогранники).
- И, действительно, тема “Многогранники” - основная в курсе стереометрии. Многогранные формы мы видим ежедневно. Это - спичечный коробок, коробка из - под сока, из - под молока, книга, комната, многоэтажные дома, башни Кремля, Египетские пирамиды.
- Давайте посмотрим, из каких поверхностей состоит эта призма? (Ответы учащихся: из оснований и боковой поверхности).
- Из каких поверхностей состоит эта пирамида? (Ответы учащихся: из основания и боковой поверхности).
- Как можно найти площадь полной поверхности этого параллелепипеда? (Ответы учащихся).
- А этой пирамиды? (Ответы учащихся).
- Значит, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Ответы учащихся). “Площади поверхностей многогранников”. (Слайд 1).
Почему именно эта тема? Вы, будущие работники торговых предприятий не раз столкнётесь многогранниками в своей профессиональной сфере. Например, при размещении коробок с товаром на складе, в торговом зале; при упаковке подарков.
Итак, представьте себе такую ситуацию: Вы работаете продавцом – консультантом в магазине “Подарки”. Вам необходимо собирать и упаковать подарок для Вашего покупателя, который состоит из 4 наименований. Сумма подарка не должна превышать 15000 рублей. За упаковочный материал деньги не берёте. Поэтому чем меньше его расходуете, тем больше ваша прибыль.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны упаковка подарка, а с другой стороны экономия упаковочного материала. Скажите, какая проблема из этого вытекает? Работа в МГ. (Ответы учащихся).
Резюмируя ваш высказывания, сформулируем проблему: для экономии упаковочного материала, в виде какого многогранника упаковать подарок – прямоугольного параллелепипеда или пирамиды?
- Предлагайте варианты решения этой проблемы. (Работа в МГ)
Чтобы разрешить эту проблему мы с вами будем работать в режиме исследования, который имеет определённую структуру.
Это есть гипотеза: Предположим, что если упакуем подарок в виде пирамиды, то расход упаковочного материала будет меньше.
- Что вы будете исследовать? (Работа в МГ)
Объект исследования: Подарочный набор – некий многогранник (параллелепипед, пирамида - с точки зрения математики).
Какому предмету относится исследование? (Работа в МГ)
Предмет исследования: математика.
- Зачем проводим исследование? (Работа в МГ)
Цель исследования: вычислить площади полной поверхности прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.
- Что для этого следует делать? (Работа в МГ)
Для работы предлагаю следующий алгоритм.
Задачи исследования:
- выбрать до 4-х подарков на сумму не более 15000 р.;
- “сложить” подарки вместе (в виде определенного многоугольника);
- определить основные формулы для работы;
- провести необходимые измерения;
- вычислить площади многогранников;
- сделать сравнительный анализ;
- сформулировать выводы.
Каждая МГ работать будет над своим подарком. Найдите в кейс-папках табличку с названием подарка (для новосёлов, для юбиляров, для новобрачных).
Выберите подарки. Список подарков находится в кейс – папках, выбранные товары отметьте в таблице, и сразу же выбирайте из витрины. (Работа в МГ)
Найдите в кейс – папках таблицу “Алгоритм работы” и работайте по нему. Для работы определяем время 18 мин. По завершению работы готовьте выступающих.
Вывод. Возвращаясь к нашим целям и проблеме, скажите, в какой форме упаковать подарок экономичнее, в виде прямоугольного параллелепипеда или пирамиды? (Ответы учащихся). - Кто ответит, с чем это связано? (Ответы учащихся).
Значит, отсюда следует, выдвинутую гипотезу опровергли.
Вновь обратитесь к оценочным листам. Отметьте, какой вклад каждый из вас внёс в общее дело? Насколько вы были успешны на 1 и 2 этапах исследования? Оцените каждого, поставьте оценку в столбце “Оценка группы”. Передайте оценочные листы преподавателю. (Преподаватель комментирует оценки отдельных учащихся)
А теперь попрошу, заполнить лист рефлексии.
Внимание на экран. Заканчивается отрезок нашей совместной жизни. Урок хотелось бы закончить словами Тома Брейдсфорда: “Имеет смысл то знание, которое используется на практике”. Спасибо за урок. Благодарю за внимание. Доброго дня до самого вечера.
Раздаточный материал.
Оценочный лист МГ
Ф.И. учащихся | Ответы на вопросы | Исследовательская работа | Выступление | Оценка | ||
1 этап | 2 этап | группы | итоговая | |||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
Ситуация: Вы работаете продавцом – консультантом в магазине “Подарки”. Вам необходимо собирать и упаковать подарок для Вашего покупателя, который состоит из 4 наименований. Сумма подарка не должна превышать 15000 рублей.
Название подарков для МГ
- Подарок для новосёлов.
- Подарок для новобрачных.
- Подарок для юбиляров.
Цена товара
№ | Наименование подарка | Цена (в рублях) |
1 | Утюг | 800-00 |
2 | Комплект постельного белья | 1000-00 |
3 | Микроволновая печь | 3500-00 |
4 | Телефон стационарный | 500-00 |
5 | Шоколад | 200-00 |
6 | Кухонный комбайн | 2500-00 |
7 | Сотовый телефон | 7000-00 |
8 | Спутниковая антенна “Триколор ТВ” | 9000-00 |
9 | DVD плеер | 2000-00 |
10 | Камера | 1500-00 |
11 | Машинка для стрижки волос | 1700-00 |
12 | Пылесос | 4500-00 |
13 | Чайный сервиз | 1000-00 |
Алгоритм работы
Выбрать подарки | ||||
Наименование | 1 | 2 | 3 | 4 |
Цена: |
||||
Сумма: |
||||
“Сложить” подарки | ||||
Определить основные формулы для нахождения площади поверхностей | ||||
Наименование многогранника | Формула | Обозначение | ||
Прямоугольный параллелепипед | S= | S - площадь полной
поверхности, - - - |
||
Пирамида четырехугольная | S= Sосн= Sб= |
S - площадь полной
поверхности, Sосн - площадь основания, Sб - площадь боковой поверхности, |
||
Правильная четырехугольная пирамида | Sб= | |||
Измерить линейные размеры подарка | ||||
а) Подарок в виде прямоугольного параллелепипеда |
ширина | длина | высота | Вычислить площадь |
б) Подарок в виде пирамиды |
||||
Выводы: |
Форму подарка выбрали в виде … , потому, что площадь полной поверхности … оказалась …, чем у … |
Лист рефлексии
Вопрос | Ответ |
Комфортно ли было мне на уроке? | |
Достаточно ли было информации для достижения цели? | |
Что нового узнал на уроке? | |
Что у меня получилось? | |
Какая помощь мне нужна? |