Цели: стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширять кругозор учащихся в области математики; развивать способность учащихся к толерантному общению, чувство товарищества и взаимовыручки.
Оборудование:
- два игровых стола для команд;
- два сигнальных флажка для команд;
- карточки с заданиями;
- плакат со словами О.Паскаля;
- шары для оформления сцены.
Ход игры
Сцена украшена воздушными шарами в центре – плакат “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать, его немного занимательным”
Два игровых стола для команд, стол для жюри, стол для проведения конкурсов.
Заранее сформированы две команды по 6 человек.
1 ведущий:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
2 ведущий
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
1 ведущий
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
2 ведущий
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
1 ведущий
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
2 ведущий
Дорогие ребята! Мы сегодня собрались в этом зале, что бы провести интеллектуальную игру. Отметить самых активных и любознательных, находчивых и смекалистых и просто всем вместе отдохнуть и повеселиться.
Интеллектуальная математическая игра “Утро”.
Утверждать, Творить, Решать, Отвечать.
Прошу представиться команды. Просмотр слайдов. Презентация
Сегодняшнюю игру судит жюри в составе:
- Вострикова Инна Борисовна
- Кузнецова Светлана Анатольевна
- Ермишкина Татьяна Петровна
1 ведущий
Есть затеи и задачи, игры, шутки – все для вас! Пожелаем вам удачи! За работу! В добрый час!
1 тур
Разминка. Команды отвечают на вопросы. Право на очередной ответ получает команда, первая давшая сигнал готовности к ответу. За правильный ответ команда получает 1.
балл. Если на экране появляется надпись Интернет-вопрос, то у команд появляется возможность обратиться за помощью в Интернет на данных компьютерах. Просмотр слайдов
2 ведущий
Во время подведения жюри итогов конкурса работает рубрика “Новости короткой строкой”.
- Многие математические термины имеют греко-латинское происхождение.
Гипотенуза - “натянутая между катетами, натянутая под прямым углом”;.
- Квадрат - “четырехугольник”.
- Диагональ – “идущий от угла к углу”.
- Радикал – “корень”.
1 ведущий
Для нахождения площади круга и длины окружности используется число п.
В египетских папирусах п = шестнадцать девятых в квадрате = 3.1604… Архимед представлял число п = двадцать две седьмых = 3,1428…, у индусов п = корень из 10 = 3,1611…, у китайцев п = триста пятьдесят пять сто тринадцатых = 3, 1415. Мы используем на уроках при решении задач п=3,14 Однако число п имеет после запятой бесконечное количество знаков
Чтобы запомнить приближенное значение числа п,
Нужно только постараться
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
2 ведущий
В 366 году до нашей эры в Академии Платона появился новый ученик. Он был из города Сагира, и было ему 18 лет. Ученика звали Аристотель. Он основоположник законов одного из разделов математической логики. Например:
- всякое суждение либо истинно, либо ложно;
- ни одно суждение не может быть истинным и ложным одновременно.
Эти законы помогают нам судить о правильности наших выводов с точки зрения логики.
1 ведущий
Просим жюри огласить результат.
2 тур
2 тур нашей интеллектуальной игры, за правильный ответ команда получает 2 балла, вопросы на экране. Просмотр слайдов
2 ведущий
Пока жюри подводит итоги, предлагаем посмотреть сценку: “Двоечник”.
Учитель: Решим задачу.
Ученик: Слушаю, Мария Николаевна.
Учитель: Рыбак в первый день поймал 1 кг рыбы, во второй – вдвое больше, чем в первый, а в третий день – вдвое больше, чем во второй. Сколько всего килограммов рыбы поймал рыбак?
Ученик думает.
Учитель: Как ты думаешь ее решать?
Ученик: С уравнением, Мария Николаевна
Учитель пожимая плечами: Ну, реши…
Ученик: Мария Николаевна, я хотел бы уточнить условие. Значит, в первый день 1 кг рыбы поймал рыбак?
Учитель: Да.
Ученик: А во второй день вдвое больше рыбы поймал тоже рыбак?
Учитель: Да.
Ученик: И в третий день – тоже рыбак?
Учитель: Ну, да.
Ученик: Ну, теперь все понятно. Способ ясен.
Учитель: Тогда начинай решать.
Ученик громко, уверенно: Обозначим рыбака через х.
Учитель:
И тут был дан ответ суровый
Учителем бездумной ученице
Коль стал никем рыбак бедовый,
Что ж в голове твоей творится?
Ученик: Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня, летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следственно, уже 162. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?
1 ведущий
Просим жюри объявить результаты.
3 тур
3 тур нашей интеллектуальной игры, за правильный ответ команда получает 3 балла, вопросы на экране. Просмотр слайдов
2 ведущий
Во время подведения итогов игры работает рублика:
“Новости краткой строкой”
Треугольник – это простейшая фигура: три стороны и три вершины. Именно в силу своей простоты треугольник явился основой многих измерений. Землемеры при вычислениях площадей земельных участков, астрономы при нахождении расстояний до планет и звезд используют свойства треугольника. Так возникла наука “тригонометрия”, являющаяся одним из важных разделов математики. Наука об измерении углов треугольника и выражении его сторон через его углы. Подробно этот раздел математики изучается в старшей школе.
1 ведущий
Что такое “ничего”? Пустое место. Но есть несколько версий об обозначении “ничего” цифрой. Разные значки для обозначения “ничего” были придуманы и в Древнем Вавилоне, и среди индейцев майя в Америке, и только кто-то из мудрецов Индостана обозначил “ничего” кружком, которым пользуется весь мир до сих пор. Так появился ноль. Ноль – цифра, позволяет записывать любое число при помощи одних и тех же цифр. Ноль – число, само по себе примечательное. К какому числу его ни прибавь, оно не изменится. На какое число его ни умножь, будет снова ноль. Сам он делится на любое число. Зато делить на него нельзя: разве можно что – то разделить на ноль частей? Если бы это удалось, как из нуля частей сложить вновь то, что мы разделили? Чтобы избежать этой неприятности, деление на ноль запретили.
1 ведущий
Просим жюри огласить результаты
2 ведущий: Начинаем 4 тур нашей интеллектуальной игры: “конкурс капитанов” Кто в школе смог быть капитаном, тому открыты все пути, владеть он будет океаном, воздушным водным и земным прошу подойти капитанов к компьютерам.
4 тур
2 ведущий
Пока капитаны соревнуются, предлагаю посмотреть сценку: “Среднее арифметическое”.
Стоит Рустем задумавшись.
Дев: Рустем, о чем задумался?
Рус: Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делаем пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила “5”, а я “1”. Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.
Дев: Но ты же не спросил, устраивает ли это меня?
Рус: Подожди это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Дев: Ты же гений! 9 в сторону) ну я тебя проучу. (Рустему) Слышишь, Рустем, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Рус: Да.
Дев: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим средним арифметическим. (Уходит)
Рус: Вот, здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Валерий Николаевич. Не будет Меня ругать.
Дев: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!
Рус: Давай быстрее, покажи их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает один большой кед, другой маленький). Что это?
Дев: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размер, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем размер 35. Да здравствует среднее арифметическое.
Рустем с ужасом хватается за голову и уходит.
1 ведущий
Пока жюри подводит итоги игры и готовиться к награждению команды победителя, предлагаем Вам послушать песню.
Звучит песня.
Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
Наша игра закончена.