Внеклассное занятие по вокальному ансамблю для учащихся 1-го класса отделения общего эстетического образования Детской школы искусств "Русская народная песня"

Разделы: Музыка


Цели занятия.

  1. Познакомить детей с жанровым разнообразием русской народной песни.
  2. Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение.
  3. Воспитать в детях чувство любви к Родине.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, репродуктивный, игровой, практический, активный.

Виды занятий: беседа, прослушивание и анализ произведений, игра “Ассоциации”, музыкальная викторина “Узнай музыкальный инструмент”, игра “Путаница”, исполнение народной песни, творческое задание (танец).

Оборудование:

для преподавателя: музыкальный центр, репродукции картин, рисунки, карточки слов, самовар, макет деревни, карточки для игр;

для детей: раздаточный материал для игр.

Используемый материал:

музыкальный – инструментальные произведения ансамбля русских народных инструментов “Музыкальная шкатулка”, Песня Садко из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова, русская народная песня “А мы масленицу дожидаем… ”, русская народная песня “Люленьки”, “Кадрильные частушки”, русская народная песня “Барыня”;

художественный – репродукция В. Васнецова “Богатыри”, изображения: русского гулянья, люльки, Солнца – ярило, Сказителя Садко и т.д.;

литературный – отрывок из стихотворения “Самовар” С. Михалкова.

Ход урока

Дети входят под плясовую музыку

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие! Но прежде, давайте с вами побеседуем. Итак… В какой стране мы с вами живём? (России) Мы - русские люди. Значит, у нас есть то, что отличает от других народов. Это, конечно, русское народное творчество. Ребята, ответьте мне на несколько вопросов? Водили ли вы хороводы? Знаете ли вы русские народные песни, танцы? (Ответы детей) Всё это входит в понятие – русское народное творчество.

Мы сегодня с вами поговорим о песне, русской песне. Почему она так называется - народная? (Потому что её написал русский народ)

Педагог: А какие ещё бывают песни? (Композиторские, т.к. их сочинил один человек – композитор)

Педагог: Ребята, как вы думаете, как рождались русские народные песни? (Дети отвечают)

Педагог: Правильно. На каждый случай жизни складывались определённые песни со своей мелодией, со своим характером и словами.

Человек издавна стремился выразить в музыке своё отношение к миру: земле и небу, солнцу и звёздам. Он был частицей вселенной, управляемой могучими, неведомыми силами. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими, человеческими чертами, просил, заклинал их даровать тепло, свет, удачу. Вера в божественные силы природы привела к созданию древних языческих обрядов, праздников и игр. Эти обряды сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний не только произносились, но и пелись.

Пропетое слово звучало сильнее, выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Древняя обрядовая мелодия проста в исполнении. Передавались песни из уст в уста. В ней сохранялись лишь самые яркие попевки, мелодические обороты и интонации.

Звучит народная музыка.

На доске макет деревни Гороховка

Педагог: Вот мы с вами и попали в настоящую русскую деревню, которая называется Гороховка. Давайте пройдём с вами по каждой улице и узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, в конце нашего занятия вы должны мне правильно назвать жанры (виды) русских народных песен. За каждый правильный ответ вы будете получать карточку с изображением русского народного инструмента. Ваша задача собрать как можно больше таких карточек.

Улица Сказочная. На этой улице живут сказители – поэты – музыканты, наделённые незаурядной памятью и артистизмом. В народе их называли – Боянами.

Древние песни – сказы долгое время назывались старинами, и только в 19 веке за ними закрепилось название “былина”. Былины не пелись, а скорее рассказывались неторопливо, нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. Музыка в былинах “укрупняла” слово, делало его значимым, весомым. В музыке былин мы с вами услышим плавное поступенное движение, единообразный ритм с повторяющимися мотивами. Как вы думаете, о чём пели сказители? (О подвигах русских богатырей, о важных исторических событиях)

Предлагаю вам послушать отрывок из былины.

Звучит отрывок Песни Садко из оперы “Садко” Н. Римского – Корсакова.

Педагог: Следующая Улица Масленичная. Интересно, почему она так называется? (В честь праздника Масленица) Правильно.

Ярило – Солнце был главным божеством славян. Солнцу поклонялись все от мала до велика. Оно давало тепло и свет. Год начинался весной. День прилёта грачей – первое марта – был первым предвестником весны. В эти дни дети стайками бегали по селу с жаворонками, испеченными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай, а других надевали на длинные шесты и раскачивали так, что жаворонки казались летящими. При этом ребята пели звонкие песни – веснянки. Давайте послушаем песню – веснянку, придуманную ребятами.

В исполнение преподавателя звучит песня “А мы масленицу дожидаем…”.

Педагог: Побеседуем о характере услышанной музыки? (Дети отвечают)

Педагог: Продолжаем наше путешествие. Вот уже и вечер настал. И мы пришли на Улицу Вечернюю.

Звучит русская народная песня “Люленьки”.

Педагог: Ребята, может вы догадались, как называется эта песня? (Колыбельная)

Педагог: Колыбельная от слова “колыбель”, что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как? Кто пел колыбельную песню? (Мама пела своему ребёнку, чтобы он уснул. Пела ласково, нежно) Посмотрите какие в песне ласковые слова подобраны: люленьки, гуленьки. Колыбельная песня создаёт образ покоя, тишины. В колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребёнка, кому поют. А ещё в них есть реально существующие герои и фантастические.

Игра “Ассоциации”

У каждого ребёнка набор карточек с названием героев (существующих и фантастических). Дети внимательно рассматривают их и раскладывают: справа – фантастические герои, слева – существующие герои. При правильно выполненном задании, цветовые оттенки совпадают.

Реальные герои Фантастические герои
Котик Дрёма
Волчок Сон
Зайчик Бука
Собачка Угомон

Педагог: С заданием вы справились на отлично! Отдохнули мы на вечерней улице и дальше отправляемся на Улицу Игрушечную. Здесь дети резвятся, шалят и, конечно же, поют детские песни. Вот сегодня на этой улице у девочки Даши день рождения. Мы её поздравляем и споём для неё известную русскую народную песню.

Дети встают в круг и исполняют песню “Каравай”.

Педагог: Вижу вы все музыканты, настоящие таланты! Давайте, ещё повеселимся. А для этого мы с вами пойдём на Улицу Весёлую. Вы любите петь частушки? (Да) Частушки – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, весёлая, поётся в быстром темпе. Но есть и медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки? (Гармошкой, балалайкой, баяном)

Педагог: Послушаем частушку.

Звучат “Кадрильные частушки”.

Педагог: Предлагаю вам немного отдохнуть.

Музыкальная викторина “Узнай музыкальный инструмент”.

Дети определяют по аудиозаписи звучание народных инструментов: трещотки, дудки, баяна, балалайки, ложек и т.д.

Педагог: Вот мы с вами и пришли на главную площадь нашей деревни Гороховки. Называется она – Скоморошья. В старину главная площадь была своеобразным клубом. Весной и летом, в хорошую погоду зимой и осенью она была лучшим местом для забав. На площади народ устраивал праздники: водили хороводы, пели песни, играли, ели сладости…

Сейчас будет звучать плясовая песня. Вам предлагаю встать в круг и немножко потанцевать под неё.

Звучит русская народная песня “Барыня”.

Педагог: Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Давайте с вами с помощью игры вспомним, на каких улицах мы с вами побывали, и о каких жанрах русской песни узнали.

Игра “Путаница”

На доске два вида цветных карточек: слева - название улиц; справа - жанры русских народных песен. Все карточки перепутаны. Необходимо разложить их в нужном порядке. При правильно выполненном задании, цветовые оттенки совпадают. Ответ необходимо обосновать и рассказать о данном жанре песни.

Улица масленичная Песни – веснянки
Скоморошья площадь Плясовые песни
Улица сказочная Былины
Улица вечерняя Колыбельная песня
Улица игрушечная Детские песни
Улица весёлая Частушки

Педагог: Теперь мы с вами подсчитываем карточки. Кто собрал меньше двух карточек – хорошо, кто больше – отлично! Урок закончен. Спасибо вам за работу.

Звучит плясовая музыка.

Выносится самовар.

Педагог: Ребята, посмотрите, что нам принесли!

Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!

Самовар - это один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.

Дети садятся пить чай.