Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает.
Нет, не на родине встретил, не в Сибири. В Подмосковье встретил.
Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.
Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё - всё, чем сорит вокруг себя человек.
- Видал чокнутых? - почему то со злобой воскликнул шофёр - таксист, вёзший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят- чё где закопают. Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-о-оты! Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? И-и-ы-ы -ди-и-о-о-ты-ы !..
Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворотом.
…Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, жгут мусор возле речки.
1. Какую (ие) проблему(ы) затрагивает автор в тексте?
2. Найдите в тексте предложение, в котором отражена авторская позиция.
3. Почему текст так назван?
4. Почему таксист “со злобой” произносил свои слова. Чем позиция автора отличается от позиции таксиста?
5. В чём особенность построения второго и третьего предложений?
6. Найдите неполные предложения. Какова их роль в тексте. Чем неполные предложения отличаются от односоставных.
7. Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами.
8. Найдите предложение с различными видами связи. Нарисуйте схему предложения, объясните знаки препинания.
9. Из первого предложения выпишите все служебные части речи.
10. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму.
11. Найдите предложение с обособленным приложением.
12. Укажите способ образования слов: неторопливо, терпеливые.
13. Какие варианты написания выделенного слова могут быть? Приведите пример.
14. Укажите тип подчинительной связи словосочетания “встретил тех”.
Тоска
1) Растаял мокрый снег.
2) Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко.
3) Смятое.
4) Тусклое и до боли сиротливое.
5) Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил.
6) И перышко это, как укор, белеет на стекле.
7) Потом обсушило солнцем стекло.
8) Унесло куда-то перышко.
9) А тоска осталась.
10) Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально.
11) Залетело, видать, в меня перышко.
12) Прилипло к моему сердцу.
1. Укажите стиль и тип речи текста.
2. Какова авторская позиция?
3. Укажите грамматические основы предложений.
4. Найдите односоставные предложения, укажите их вид.
5. Найдите вводные слова, какова роль вводных слов.
6. В 10 предложении укажите все части речи.
7. Найдите причастие(я).
8. Найдите обособленное приложение.
9. Выпишите слова с проверяемой гласной в корне, объясните правописание.
10. Сделайте разбор словосочетаний: птичье перышко, стучала ночью, это перышко, залетело в меня.
11. Укажите способ образования слов: неловко, печально, перезимовала.
12. Найдите следующие художественные средства: парцелляция, метафора, эпитет, инверсия, ряды однородных членов, олицетворение.
Синий свет
Синий свет небес. Синий дым над горами. Перетомлённая в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи.
Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звёзды.
Лето ушло за середину.
1. Устно нарисуйте картину, изображённую автором.
2. Какие художественные средства изобразительности использовал автор? Как они помогают понять авторское отношение к миру?
3. Найдите синоним(ы) к слову “миротворно”.
4. Найдите односоставные предложения, какова их роль.
5. Назовите глагол(ы), использованный(ые) в тексте. Какова его роль.
6. Укажите грамматические основы в четырёх последних предложениях. Укажите способ выражения главных членов предложения.
7. Объясните пунктуацию в третьем предложении.
8. Найдите страдательное(ые) причастие(я) прошедшего времени. От какого глагола оно (и)образовано(ы).
9. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста.
10. Укажите способ образования слова “спелостью”.
Паутина
Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, разденешь паутину - и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.
А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях её они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома.
Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула ещё одна её тонкая струна.
Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многопалый и многорукий паук.
1. Как название соотносится с темой, идеей текста?
2. Какова роль в тесте глаголов в форме второго лица?
3. Объясните постановку тире в третьем предложении.
4. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание наречий?
5. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
6. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
7. Укажите способ образования слова “предосенье, беспомощно”.
8. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании “её струна”.
9. В последнем предложении замените причастный оборот придаточным предложением.
Кладбище
1) Как минует пароход роскошную территорию с домами, теремками, загородью для купающихся, с живучими вывесками на берегу:” Запретная зона пионерлагеря”, - впереди виден сделается мыс при слиянии рек Чусовой и Сылвы.
2) Подмыт он водою, поднимающейся вёснами и падающей в зиму.
3) Напротив мыса, по ту сторону Сылвы, сухие тополя в воде стоят.
4) Молодые и старые тополя, все они черны и с обломавшимися ветками.
5) Но на одном скворечник вниз крышею висит.
6) Иные тополя наклонились, иные ещё прямо держатся и со страхом смотрят в воду, которая всё вымывает и вымывает их корни, и берег всё ползёт, ползёт, и скоро уж двадцать лет минет, как разлилось своедельное море, а берега настоящего всё нет, всё рушится земля.
7) В прощёный день приходят с окрестных деревень и с кирпичного завода люди, бросают в воду крупу, крошат яичко, хлебушко щипают.
8) Под тополями, под водой кладбище.
9) Когда заполнялось Камское водохранилище, большой штурм был.
10) Множество людей и машин сгребали лес, дома, осиротевшие постройки и сжигали их.
11) Костры были на сотни вёрст.
12) Тогда же и упокойных перемещали на горы.
13) Это кладбище рядом с посёлком Ляды.
14) Невдалеке отсюда, в селе Троица, жил и работал, когда-то вольный, удалой поэт Василий Каменский.
15) На лядовском кладбище тоже велась работа перед заполнением своедельного моря.
16) Быстрая работа.
17) Перетащили строители в гору с десяток свежих домовин, заверились справкой из сельсовета о выполненном обязательстве, магарыч по случаю благополучно завершённого дела распили и уехали.
18) Тополя кладбищенские под воду пошли, и могилы - под воду.
19) Костей потом много на дне белело.
20) И рыба тут косяком стояла.
21) Лещи большие.
22) Рыбу местные жители не ловили и наезжим людям ловить не давали.
23) Греха боялись.
24) А потом упали засохшие тополя в воду.
25) Первым тот упал, что со скворешником стоял, самый он старый, самый костлявый и самый горестный был.
26) Новое кладбище на горе образовалось.
27) Его давно уже травою затянуло.
28) А деревца ни одного там нет, даже кусточка ни единого.
29) И ограды нету.
30) Поло кругом.
31) Ветер с водохранилища идёт.
32) Травы шевелит и свистит ночами в крестах, в деревянных и железных пирамидках.
33) Пасутся здесь ленивые коровы и тощие козы в репьях.
34) Жуют они травку и венки пихтовые с могил жуют.
35) Среди могил, на хилой траве, не ведая ни трепета, ни страха, валяется молодой пастух и сладко спит, обдуваемый ветерком с большой воды.
36) И рыбу начали ловить там, где упали тополя.
37) Пока наезжие, незнающие люди ловят, но и местные жители скоро начнут.
38) Уж очень здорово вечерами в парную погоду берёт лещ на этом месте…
1. Над какими проблемами размышляет автор? О чём автор предлагает читателю задуматься ?
2. Какими чувствами автора проникнута миниатюра? Какие художественные средства изобразительности использует автор?
3. Какова роль первого абзаца для понимания идеи текста ?
4. Какую функцию выполняет многоточие в предложении 38?
5. Объясните значение слов: своедельное море, домовина, поло кругом,вёрсты.
6. Среди предложений 26-38 найдите односоставные, укажите их вид.
7. Среди предложений 13-38 найдите СПП с придаточным определительным.
8. В предложениях 1-8 найдите обособленное приложение.
9. В предложениях 15-35 найдите прилагательные в превосходной степени.
10. Укажите способ образования слов: невдалеке, засохшие, пароход.
11. Из предложения 38 выпишите словосочетание(я) со связью согласование.
Окно
Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в покинутой деревушке, да и в скоплении современных домов.
Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но всё же веющий холодом и отчуждённостью каменный коридор – и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце. Равнодушно и недвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с тёмными квадратами окон, безликими громадами сплачиваясь в отдалении. Тяжелым сном повергнута окраина- ни огоньков, ни вздоха.
Спит, сам себя загнавший в бетонные ульи, трудовой человек по пять-шесть деревень в одном многоподъездном доме, спит волость или целая область в одном многолюдном микрорайоне, и только сны соединяют людей с прошлым миром: лошади на лугу, желтые валы сена средь зеленых строчек прокосов, береза в поле, босой мальчишка, бултыхающийся в речке, жатка, вразмашку плывущая в пшенице, малина по опушкам, рыжики по соснякам, салазки, мчащиеся с горы, школы с теплым дымом над трубой, лешие за горой, домовые за печкой…
“В самоволке находятся сны”- как сказал один солдат с поэтическими замашками.
И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна- и стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? Кого и что встревожило, подняло с постели ?Кто родился? Кто умер? Может, больно кому? Может, радостно? Может, любит человек человека? Может, бьет?..
Поди узнай! Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. Далеко до каменного окна, и машину не остановишь. Уходит она все быстрее и быстрее, но глаза отчего-то никак не могут оторваться от неусыпного огонька, и томит голову сознание, что и ты вот так же заболеешь, помирать станешь и позвать некого- никого и ничего кругом, бездушно кругом.
Что же все-таки у тебя, брат мой, случилось? Что встревожило тебя? Что подняло с кровати? Буду думать- не беда. Так мне легче. Буду надеяться, что минуют твой казенный дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна. Так мне спокойней. Успокойся и ты. Все вокруг спят и ни о чем не думают. Спи и ты. Погаси свет.
1. В чём смысл названия текста?
2. Каковы чувства и мысли автора? Близки ли они вам? Какая проблема волнует автора?
3. Объясните членение текста на абзацы.
4. Каково лексическое значение слова "жатка"?
5. Найдите слова в переносном значении, какова их роль.
6. Сделайте пунктуационный разбор предложения третьего абзаца.
7. Составьте орфографический диктант.
8. Укажите способ образования слов: "беспомощности, современных".
9. В предложениях последнего абзаца найдите односоставные безличные предложения.
10. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании "рано утром".
Над древним покоем
1) Я не всякий раз захожу на старое овсянское кладбище, заросшее буйным лесом, воистину вольно разросшимся черемушником, рябиной, березняком, пихтачом и ввысь взнявшимися елями.
2) Оно “не работает” уже 50 лет, и многие могилы на нем “потерялись”, значит, те, кто помнил и навещал упокоенных родных, тоже закончили свои земные сроки, сами уже “разместились на горе”, где расположилось новое сельское кладбище.
3) Но всякий раз, проходя мимо старого кладбища, этого мирного успокоения давно и по-разному живших людей, я отыскиваю глазами ель, упирающуюся в облака, под которой покоятся мои самые дорогие, самые родные люди: мама, дедушка, бабушка, дядья, тетки, племянники.
4) Ель эта выросла сама собой, и под нею обмерли, захудали пихта, рябина, все цветы, которые мы садили в разное время.
5) Рябину я подпилил – она уже в середине сгнила, но пенек дал новый росток, он все еще жив.
6) У ели я отпилил нижние ветви.
7) Сделалось в оградке просторней, свету над могилами больше и снегу глубже, властвуют здесь тишина, покой, только деревья шумят над прахом сельских тружеников, над подгнившими, где и упавшими, крестами.
8) И когда я, поклонившись праху самых любимых людей, стою над родными могилами, какое-то отстраненное от всего успокоение, смиренное чувство охватывает мое сердце, и все, что происходит вокруг, кажется мне таким мелким, суетным и быстро проходящим в сравнении с этой надмирной вечностью.
9) И снова, и снова память высвечивает прошлое, и прежде всего ясноликое детство, которое всегда счастливо, что бы на свете ни происходило, что бы с людьми ни делали тираны и авантюристы, как бы ни испытывала, ни била людей судьба.
10) Когда стал вопрос, где строить сельский храм вместо порушенного в тридцатые, злобно неистовые годы, я показал на уголочек земли рядом со старым кладбищем.
11) И стоит он, младенчески светлый, из тесаных бревен храм Божий.
12) В святые праздники над ним звучат колокола, а вечерами в нем удаленно теплится огонек, будто вместе собранные души моих односельчан и родичей светятся из дальней, непостижимой дали.
13) В порушенном храме крестили меня, в этот, вновь возведенном, завещал я отпеть и меня.
14) Жизнь прекрасна и печальна, повторю я за одним великим человеком.
15) Вот об этой радости и печали я не перестаю и не перестаю думать, пока живу, пока дышу.
16) Об этом и самая заветная книга моя “Последний поклон”, которая тревожит мою память, озаряет светом прошлые дни, печалится и радуется во мне.
17) Пока живу, мыслю и пишу - “и жизни нет конца и мукам - краю”, - всевечная память поэту, изрекшему эти великие слова, летящие во времени вместе с нами.
1. Какими мыслями и чувствами проникнут текст? Вспомните (рассмотрите) картину И.Левитана “Над вечным покоем”. В чем созвучны эти произведения?
2. Как вы понимаете слова: суетное, ясноликое детство, надмирная вечность, неистовые годы.
3. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание чередующейся гласной в корне, Н-НН в словах.
4. В предложениях 1-7 найдите обособленное приложение.
5. В предложениях 4-12 найдите СПП с придаточным уступки.
6. В предложениях 8-12 найдите СПП с последовательным подчинением придаточных.
7. Составьте схему четвертого предложения, объясните пунктуацию.
8. Из предложения 4 выпишите все местоимения, укажите их разряд.
9. Из предложений 3-8 выпишите прилагательные в превосходной степени.
10. Из предложения 5 выпишите словосочетание(я) со связью примыкание.
11. Из предложения 5 выпишите все служебные части речи.
12. Как образованы слова: по-разному, снова.
13. Выпишите одно деепричастие . Как оно образовано.
Начало
1) Подтаежная деревушка с покосившейся дырявой силосной башней на всполье, с обсыпавшейся поскотиной, с косо торчащими кольями огородов, на которых и в безветрие шевелится лохматая талая перевязь.
2) К осевшим в сугробы, подслеповатым избенкам ведет задремавшая под белым снегом дорога, столбы возле нее пошатнулись, где и вовсе упали, оставив подпоры в виде виселиц.
3) Обломками черных головешек обвисли и дремлют на ветках школьных тополей вороны, белым сном окутан заснеженный еловый лес за деревней, помеченный ночной заячьей топаниной по опушке, даже синие дым над избами дремлют, да и сам белый свет здесь отчего-то сер и дремотен.
4) Вдруг эту сонную тишину на куски разрывает резкий, яростный трезвон.
5) Вороны срываются и молча летят со школьного двора, помеченного собачьими и птичьими следами.,
6) Долго, дико и как-то устрашающе, будто сигналя о наступлении кары небесной, звонит школьный электрозвонок, который остался включенным и на который никто, кроме ворон, не реагирует.
7) Эту школу никто не закрывал.
8) Она сама собой опустела- не стало в деревушке детей, разъехались учителя, остыли и потрескались печи; кто-то с улицы разбил стекла в окнах, со двора они целы и серы от пыли.
9) Двери в школе распахнуты, некоторые сорваны с петель, по снегу шуршат разлетевшиеся тетрадные листы с красными отметками.
10) Над воротами, дугой выгнутыми по козырьку, треплет ветром изорванный праздничный плакат, лоскутки от портрета вождя мирового пролетариата, размытого дождем, бумажно шебуршат.
11) А парты в классах все стоят рядами, учеников дожидаются и классные доски на стенах, слегка потускневшие, наизготове, на одной написано: “Колька-дурак”, на другой: ”Светка-дура”.
12) По коньку крыши, кое-где уже сронившей тес, на фанере, бурым суриком крашенной, написано ”Миру-мир”.
13) Плакат на крепко прибитых укосинах долго будет стоять, и слова на нем долго будут живы.
14) Через каждые сорок пять минут трезвонит по едва живому селу, по опустелой округе школьный звонок, как бы извещая население о начале Апокалипсиса, проще говоря, о конце света. 15) Но скоро электричество от деревушки отцепят и звонок умолкнет.
1. Прокомментируйте название текста.
2. Какую проблему затрагивает автор?
3. Среди предложений 3-9 найдите СПП с однородным подчинением придаточных.
4. Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения 15.
5. В предложениях 2-9 найдите обособленное дополнение.
6. В предложениях 1-4 найдите обособленное обстоятельство.
7. Из предложения 4 выпишите все словосочетания, укажите их вид.
8. Используя текст, составьте словарный диктант на тему “Н-НН в словах”.
9. Укажите способ образования слов: безветрие, подслеповатым.