Ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о взаимосвязи двух искусств – музыки и изобразительного искусства. Тема урока: “Можем ли мы увидеть музыку?”.
На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись), существуют независимо друг от друга, но на самом деле между ними существует тесная, неразрывная связь. Как же осуществляется эта связь? Мы с вами уже знаем, что у человека, помимо слуха и зрения, есть ещё и “внутренний слух” и “внутреннее зрение”. Что это значит?
Ответы детей: Способность мысленно, в своём воображении увидеть ту или иную картину, тот или иной образ, услышать ту или иную музыку. В этой способности человека проявляется связь музыки с изобразительным искусством. Когда мы слышим музыку – видим, представляем то, о чём она нам рассказывает, а когда видим картину – можем услышать “мысленно, внутри себя” музыку.
Сл.3. Что ещё роднит музыку и живопись? Человек, с его чувствами, настроением, миром, который его окружает, то есть жизнь в центре любого искусства. И художник, и композитор-музыкант видит мир по-своему и выражает его средствами своего искусства (композитор – звуками, художник – линиями, красками).
Сл.4. Есть ещё одна особенность, которая объединяет музыку и живопись – это интонация. Любое искусство учит нас слышать интонации нашей жизни. Интонации разных искусств различны, но их сближают общие принципы, общая историческая судьба. Интонация пронизывает любое произведение литературы, музыки, живописи. Сейчас я сыграю вам мелодию. Попробуем услышать интонации этой музыки, почувствовать их.
Исполнение на фортепиано мелодии “Богатырской симфонии” А. Бородина.
В какой мир вводит нас эта мелодия, эта музыка? В мир, наполненный могучей исполинской силой. Определим характер мелодии. Она уверенная, мощная, грозная, сильная, очень устойчивая, строгая, сочная. Характер музыки – величественный, богатырский.
Вокальная работа. Давайте попробуем спеть эту мелодию. Поскольку здесь нет слов, мы будем петь, используя какой-либо слог. Какой слог более уместен для исполнения “ля” или “да”? “Да” звучит более уверенно, утвердительно, устойчиво (разучивание мелодии по фразам). При разучивании обратить внимание на необычные интонации – сочетание мажора и минора в одной фразе образует своеобразную интонацию – сочное звучание. Звуки мелодии расположены близко друг от друга (почти поступенчатое движение, небольшие скачки на терцию). Обратить внимание на длительности (короткие звуки сочетаются с долгими в конце фраз). И ещё одна особенность – возвращение мелодии в каждой фразе к её основному звуку-тонике. Настойчивое “втаптывание” одного звука придаёт мелодии устойчивость. В музыке чувствуется богатырская сила.
Представьте себе, что в каждом из вас живёт русский человек – богатырь. Представьте что у вас не ноги, а корни, уходящие в русскую землю. Крепко встав на ноги, исполним мелодию, показывая слитность с землёй. Крепко стоим на ногах, не сдвинуть с места, не пошатнуть. Давайте споём с опорой в звучании (исполнение мелодии). Так и мелодия, словно корнями вросла в землю, её не вырвешь. Она напоминает звучание колокола.
А теперь мы с вами послушаем музыку. Сл.5. (Звучит фрагмент из II симфонии А.П. Бородина (1ч) в исполнении симфонического оркестра).
Вопросы учащимся:
Узнали мелодию?
Что изменилось?
* Мелодия прежняя, изменилась окраска звучания.
Кто исполняет мелодию?
* Симфонический оркестр.
Характер мелодии стал более выразительным?
* Ещё более мощным, величественным.
Какому народу принадлежит эта музыка?
* Русскому народу. Мелодия пронизана интонациями русской народной песенности.
К какому жанру относится эта музыка? Как называются произведения, написанные для исполнения симфоническим оркестром?
* Симфония.
Мы слушали фрагмент из симфонии. Главная партия: Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре струнных в унисон главная тема, вызывая представление о неодолимой, великанской силе легендарных героев. Мощная музыка звучит не всё время. Здесь две темы (построение музыки условно делится на три части). Вторая тема – лирическая, светлая, мажорная, проникнута русскими песенно-распевными интонациями. Побочная партия: Звучат виолончели. Эта тема, как бы, вводит слушателя в “место действия”.
А теперь давайте вспомним тему урока, назовите её.
* “Можем ли мы увидеть музыку?”
Какими будут наши зрительные образы?
* Большими, сильными, могучими, смелыми…
В какую эпоху можно перенестись, слушая эту музыку?
* Древняя Русь.
Сл.6. Давайте вспомним литературу – народные былины, сказания, воспевающие русских богатырей, могучие образы которых были воплощением лучших качеств народа, их героических подвигов. Постепенно тема приобретает более напряжённый характер, вновь звучат мощные аккорды всего оркестра. Мы слушали фрагмент из 1ч. Второй симфонии А. П. Бородина.
Вам знакомо имя этого композитора? Мы уже встречались с его произведениями. (Романс “Спящая княжна”, струнный квартет). Мне хотелось бы немного рассказать вам об этом композиторе.
Сл.7. Показ портрета композитора, рассказ о его жизни и творчестве.
Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) человек редкой, удивительно разносторонней одарённости – русский композитор, учёный-химик, общественный деятель.
Получив замечательное домашнее образование (он владел несколькими иностранными языками, играл на различных музыкальных инструментах), Бородин рано осознал своё призвание. Химия и музыка – эти две столь различные сферы стали делом всей его жизни: он достиг высот профессионализма, став учёным, профессором, доктором медицины, академиком и композитором с мировым именем. Композиторское искусство Бородин постиг самостоятельно. В музыке композитор нашёл свой особый путь. Его влекли дела давно минувших дней. В его сочинениях нашли своё воплощение любовь к Родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центральное место в музыке Бородина занимают величественные богатырские образы русской истории, народного героического эпоса, героические эпизоды прошлого, к которым он обращался, чтобы понять современность. Ничто не показывает так наглядно связь прошлого с настоящим, неразрывную связь времён, как искусство. В музыке, которую мы слушали, композитор выразил могущество, силу русского народа, величие русской земли. Эта симфония названа современниками Бородина – “Богатырской”. Мы увидели своим “внутренним зрением” образы, которые “нарисовал” композитор в своей музыке.
А теперь представьте, что каждый из вас художник. Что бы вы нарисовали, каких людей, какие краски, тона, линии использовали бы в создании своих картин?
Ответы детей
Сл.8. Показ репродукции В. Васнецова “Три богатыря”.
А теперь обратимся к живописи и рассмотрим репродукцию картины В. Васнецова “Три богатыря”. Кого мы видим на картине? Героев народных былин. Соответствуют ли нашим представлениям о мужественных богатырских образах, созданные в вашем воображении, увиденные вашим внутренним зрением картины с видением художника? Попробуем “прочесть”, почувствовать интонации этой картины. В живописи мы улавливаем интонации через соотношение характера линий и красок.
Описание картины. В центре картины – три фигуры всадников. Неподвижно застыли в дозоре русские воины. Богатыри впечатляют своим единством. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в их позах. (Попробовать повторить позу: уверенная посадка, величественная осанка, гордо поднятая голова, устремлённый вдаль пристальный взгляд). Художник изобразил богатырей на переднем плане картины, очень крупно. За их спинами раскинулись необъятные дали русской земли. Преобладают суровые, неброские краски (перечислить цвета), сумрачная облачность, свинцовые облака. Тяжелые металлические доспехи олицетворяют силу богатырей. Контрастом в общей цветовой гамме картины выступает лишь конь. Кони – под стать богатырям – мощные, богатырские. “Правда и песня, ожившая былина, действительность и сказка, – всё в этой картине соединилось в образах любимых народных героев – могучего и мудрого Ильи Муромца, благородного и душевного Добрыни Никитича и лукавого и находчивого Алёши Поповича”. Изображая на картине героев русских былин, художник воплотил идею величия и могущества русского народа, то же, что сделал Бородин в своей “Богатырской” симфонии. Хочу обратить ваше внимание на то, что картина “Три богатыря” и “Богатырская” симфония – это совершенно разные произведения музыки и живописи. Но насколько они близки. Композитор и художник выразили одно и то же, но разными средствами, композитор – звуками, художник – красками. В обоих произведениях воплощены те черты народного характера, которые всегда были присущи русскому народу.
Произведения разных видов искусства появляются независимо друг от друга. Казалось бы, “Богатырская” симфония навеяна “Богатырями” Васнецова, но это не так. Создатели этих произведений никогда не встречались. Васнецов закончил свою картину, когда Бородина уже не было в живых. Виктор Михайлович Васнецов очень долго вынашивал замысел картины (в течение 10 лет). Браться за неё мастер не спешил, наверное, потому, что обладал тонким чутьём художника и человека, глубоко любящего Родину. Васнецов предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом Вятском краю, где он родился и вырос, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Ещё в раннем детстве, затаив дыхание, вслушивался будущий художник в героические сказания, исторические песни, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь.
О создании картины. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, художник говорил, что ему хотелось написать картину так, чтобы картина “звучала” как музыка, пелась как былина, волновала как родная песня. Однако не только о далёком прошлом напоминает картина, она о сегодняшней жизни. Все, кто её видел, понимают, что хотел сказать художник: “Со злом надо бороться! Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья – разбойника, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем– Горынычем, как Алёша Попович, уничтоживший злое чудище – Тугарина. Крепко сидят в седле богатыри, и несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.
Сл.9. “Я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки” (В.М. Васнецов) Вдумайтесь в эти слова замечательного художника. Они ещё раз подтверждают связь музыки и живописи (способность услышать музыку своим внутренним слухом, глядя на ту или иную картину). Обратить внимание детей на то, что разные произведения литературы, музыки и живописи роднит одна тема, одни, образы, одна историческая эпоха.
Сл.10. Значение слова “богатырь”. Мужественный, героический образ защитника Отечества возник в русском искусстве не случайно. Сл. 11. С древних времён со всех концов земли на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в нашем искусстве, как образ могучего защитника Родины. Богатырь – от “сила данная Богом”.
Итак, это вовсе не случайно, что так много произведений искусства посвящено героической теме. Искусству всегда интересен характер человека, который раскрывается именно в критической ситуации, поэтому, очень много произведений посвящено теме войны, защиты Родины, подвига. Сл.12.
Кругом война, а этот маленький…
Ему толкуют все врачи:
“Куда такой годится маленький?
Ну, разве только в трубачи!
А что ему? Всё нипочём:
Ну, трубачом, так трубачом!”
Как хорошо – не надо кланяться,
Свистят все пули над тобой,
Везде пройдёт, но не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему? Да потому,
Что так положено ему.
Вот как-то раз, в дожди осенние,
Чужой степи, чужом краю
Полк оказался в окружении
И командир погиб в бою.
Ну как же быть? Ну как же быть?
Ну, что ж трубач? Тебе трубить!
Давайте прочтём интонацию этих стихов.
С какой жизнью они нас знакомят?
* Война; суровая и грозная атмосфера.
В какую эпоху вводят?
* Эпоху Великой Отечественной Войны.
Кто главный герой? Каков его возраст?
* Трубач, юный.
Какими чертами характера он обладает?
* Смелый, сильный, мужественный.
В стихах мы опять встречаем образ героя, юного защитника Родины. Вспомним тему 1-го полугодия “Музыка и литература” Какой жанр может родиться в содружестве поэзии с музыкой?
* Песня!
Если бы вы были композиторами, какое музыкальное качество, какой характер вы бы избрали для создания песни?
* Маршевый.
Почему?
* Потому, что именно это качество выразит содержание стихотворения (военная тема, мужественный, героический характер)
В музыке всегда характер определяется содержанием.
Слушание песни “О маленьком трубаче”.
Понравилась песня? Настоящие песни рождаются только в содружестве хорошей поэзии и музыки.
Разучивание песни. При разучивании песни необходимо привлечь внимание ребят к её интонационно-выразительным особенностям (постепенное развёртывание мелодической линии; выразительность скачка на чистую кварту из-за такта, на сильную долю; пунктирный ритм). Охарактеризовать эту интонацию (решительная, строгая, героическая). Можно сравнить её с жестом. Почувствовать интонацию в музыке нам помогает жест, движение. Каким жестом можно выразить эту уверенную интонацию? Погладить плавно?
* Нет, резкое движение, взмах!
Эта интонация – исходная точка, из которой мелодия развивается напряжённо, но вместе с тем сдержанно и строго.
Вокальная работа над песней. Разучивание по фразам. Показ жестом поступенного движения мелодии, небольшие скачки, через ступень, звуки – рядом. Вся мелодия песни представляет собой волнообразную, динамично развивающуюся линию. Особенности мелодического развития: короткие фразы, обилие пауз, которые имеют, так как и в разговорной речи, очень выразительное звучание, напоминают прерывистую человеческую речь. Песня-повествование, взволнованный рассказ о подвиге юного героя. Рассказ этот звучит то взволнованно, то беспокойно, то героически, то трагически. Пунктирный ритм, пронизывающий всю мелодию от начала до конца, придаёт ей собранность, внутреннюю энергию. Чётко, ясно произнося каждое слово, учащиеся смогут передать эту энергию в своём исполнении. Заканчивается эта мелодия активной, энергичной интонацией (начальной). Но теперь она уже звучит ответом на вопрос, утвердительно, является завершением яркого развития мелодии, взлёт которой приходится на начало припева. Разучивание 1-го куплета, исполнение под аккомпанимент. В первом куплете рассказ-размышление подсказывает речитативный стиль исполнения. “Кругом война…” – тревожно, сурово. 2-й куплет может быть исполнен более ярко, горделиво. Мы продолжим работу над песней на следующем уроке.
Сл.13. Скажите ребята, можем мы считать маленького трубача маленьким “богатырём”? Маленький трубач – маленький богатырь? Сила песни, музыки, богатырская сила подняла израненный полк – в этом сила маленького трубача. Убеждённость в правоте, сила духа, любовь к Родине – удесятеряют силу человека! И маленький может быть богатырём, героем. У подвига нет возраста. Послушайте, как сказала об этом поэтическими строками Ольга Бертгольц: Сл.14.
Когда прижимались солдаты как тени
к земле и уже не могли оторваться,
всегда находился в такое мгновенье
один безымянный, сумевший подняться.
Правдива грядущая гордая повесть,
она подтвердит, некрасивых немало –
один поднимался, но был он как совесть,
и всех за такими с земли поднимало.
Не все имена поколенье запомнит,
но в тот иступлённый, клокочущий полдень
безусый мальчишка, гвардеец и школьник
поднялся – и цепи штурмующих поднял.
Сл.15. Показ фотографии скульптурного портрета Л. Н. Головницкого “Орлёнок”
Когда мы исполняли “Песню о маленьком трубаче” мы увидели этого юного героя? Каким мы его себе представляли? (Сильным, смелым, отважным, гордым).
Мы с вами видим фотографию памятника комсомольцам-героям гражданской войны. Установлен этот памятник в городе Челябинске, на Урале. Скульптурный портрет Л. Н. Головницкого называется “Орлёнок”. Это тоже юный герой. В его позе, взгляде чувствуется решимость, смелость и отвага. Вот ещё один взгляд художника – скульптора, ещё одно воплощение образа мужественного защитника Родины в искусстве.
А сейчас мы посмотрим ваше домашнее задание, Как мы увидели незнакомую музыку.
Сл.16. Звучит вступление (“Увертюра” Я. Френкеля) к кинофильму “Приключения неуловимых мстителей”, демонстрируются рисунки ребят, которые они нарисовали дома (музыка звучит тихо, фон)
В какую эпоху вводит нас эта музыка, сам кинофильм (музыка современная, но навеяна событиями гражданской войны). Стремительное, бурное развитие музыки – смелой и мужественной даёт нам возможность ясно увидеть эту музыку. (Картина погони, непрерывного движения вперёд). Темп, напряжённое движение, нарастание звучности придают большую взволнованность музыке. Смотрим на рисунки – читаем интонацию рисунков. Какие из рисунков интонационно близки к музыке? ( Дети выбирают рисунки)
Заключительная часть.
Какой мы с вами сделаем вывод: можем ли мы увидеть музыку? Мы видели её, разучивая “ Песню о маленьком трубаче”? Исполняя и слушая мелодию из “Богатырской симфонии”? Слушая вступление к кинофильму “Приключения неуловимых мстителей”?
* Да!
Но, самое главное то, что мы с вами как бы становились участниками событий, о которых рассказывают эти произведения, мы сопереживали их героям. Это совместное чувство сопереживания воспитывает в нас мужество, силу духа. Сила любого искусства в том и заключается, что оно заставляет нас участвовать в происходящем, переживать эти события, волноваться.
Сл.17. Ребята, а вы никогда не ощущали себя богатырями? Вам это по силам. Любой физически сильный человек может стать богатырём, героем – если найдёт благородное применение своей силе, если он будет нести людям добро и счастье. Нам хотелось бы жить в мире совершенно свободном от войн и всяческого насилия. Но, к сожалению, окружающий мир всё ещё исполнен военных опасностей – и потому, наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. Вот потому-то и обращаются к мужественным, героическим образам (от былинных богатырей до современных героев) писатели, поэты, художники, музыканты, чтобы через искусство воспитать достойных, честных людей – защитников Родины.
Закончить урок мне хотелось бы словами замечательного русского композитора М. П. Мусоргского: “Звать через прошлое к настоящему” – эти слова стали девизом многих людей искусства.
Домашнее задание:
- Вслушиваться в героические темы интонаций в живописи, музыке, литературе.
- Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина “Богатырь”. Задуматься над тем, каких людей в жизни можно считать настоящими богатырями, каких мнимыми.
Использованная литература:
- Программа общеобразовательных учреждений “Музыка 1-8 классы” Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.
- Методическое пособие “Музыка в школе”.
- А. Клёнов “Там, где музыка живёт”.
- Энциклопедический словарь юного музыканта.
- Методическое пособие “Воспитание музыкой”.
- Л. П. Маслова “Урок музыки – урок искусства”.
Оборудование урока:
Ноутбук, музыкальный центр, фонохрестоматия, видеохрестоматия, телевизор, нотная хрестоматия, мультимедийная презентация.