Цель: продолжить работу по определению рода имён существительных, пользуясь алгоритмом.
Задачи:
- повторить признаки имен существительных;
- закреплять умения определять род имен существительных путем подстановки личного местоимения;
- развивать внимание, память, речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;
- воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
Ход урока
Орг. момент, психологический настрой
Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)
- На уроке мы действительно будем писать, думать, рассуждать на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.
Минутка чистописания и актуализация опорных знаний
Работа в парах.
1) - Поработаем в паре. Возьмите листочек голубого цвета. Посмотрите на группы букв и найдите в каждой из них лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ.
г о с т з (о - обозначает гласный звук, остальные - согласные)
п б р з с к г (р - обозначает непарный звонкий согласный звук, остальные - парные согласные)
л м н д р (д - обозначает парный согласный звук, остальные - непарные согласные)
- А теперь, используя эти буквы, проведём минутку чистописания.
Ро Ор До Од Рд Др
- Сегодня потренируемся писать только нижнее соединение. Назовите слоги, сочетание букв, где оно встречается?
- Пропишите строчку, не забывайте - только нижнее соединение.
Родина - мать, умей за неё постоять.
- Прочитайте предложение. Что это? (пословица)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Запишите пословицу.
- Кто может объяснить постановку тире в предложении?
- Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки наши знания по теме "Имя существительное".
2) Игра "Да - нет".
- Имя существительное - это часть речи? (Да!)
- Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
- Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (Да!)
- Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
- Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
- Попробуйте самостоятельно придумать свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? и т.д.)
Сообщение темы урока
- Исходя из того, что мы сейчас повторили, кто может сказать, над какой частью речи мы будем работать? (именем существительным)
- Но, чтобы определить тему урока этого мало. Еще раз посмотрите на пословицу. Какой грамматический признак имени существительного начинается с первой буквы предложения?
- Проверим, правильно ли вы назвали признак, обратите внимание на 1 строчку минутки чистописания, составьте слово из данных букв. (Род)
- Кто может сформулировать тему урока? (Род имени существительного)
- Что помогает правильно определить род? (алгоритм)
- Давайте вспомним алгоритм.
1. Ставлю имя существительное в начальную форму. Что значит начальная форма имени существительного? (сущ. должно стоять в ед.ч. и отвечать на вопросы кто? что?)
2. Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
3. Определю род.
- Алгоритм нам понадобиться и в дальнейшем. При разных видах работы вы можете к нему обращаться.
- Поставьте перед собой цель: чем мы будем заниматься на уроке? (будем продолжать учиться определять род имен существительных)
- Давайте вспомним наш "секрет" различия рода имен существительных.
Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он - мой".
Средний род: "Оно - моё".
Это правило моё!
- Молодцы! Еще сегодня на уроке будем говорить о человеке - гражданине. Кого же мы называем человеком - гражданином? Какими качествами он должен обладать?
- Кто такой гражданин? Очень хорошо сказал поэт Николай Алексеевич Некрасов: "Гражданин - это Отечества достойный сын".
- Какими качествами должны обладать вы уже сейчас, чтобы быть достойными сынами и дочерьми? (трудолюбие, взаимовыручка)
- Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа, друзей. Вы защищаете честь школы на городском, областном уровнях, этим вы уже исполняете гражданский долг.
На доске:
Наш класс принимает участие в городских программах. Мы выполняем свой гр:жданский дол: (перед) школой.
- Прочитайте текст.
- 2 предложение надо будет записать по памяти. Прочитайте его. Объясните правописание пропущенных орфограмм.
- Запишите предложение, у имен существительных определите род.
- Проверьте, правильно ли вы написали предложение. Оцените свою работу.
- Назовите имена существительные, определите род, пользуясь алгоритмом.
Физминутка
- В детстве все люди любят играть. Давайте и мы поиграем. Игра "Самый внимательный".
- Я буду называть слова. Если услышите слово в мужском роде - приседаете, если в женском роде - тянетесь на носочках к потолку, а средний род - наклоны. Дружба, облако, смелость, подвиг, герой, любовь, трамвай, лестница, трудолюбие, метро.
Работа по теме
Упражнение № 1.
Работа в паре.
- Мы с вами живем в г.Северодвинске. Я очень люблю свой город, уважаю его жителей. На доске записаны слова, прочитайте их молча.
злость - : доброта эти слова закрыты вражда - : дружба отдельными листами грубость - : нежность жадность - : щедрость ненависть - : любовь
- Мне бы хотелось, чтобы эти слова никогда не звучали в нашем городе. Поэтому вы уже сейчас можете искоренить эти отрицательные качества людей.
- К какой части речи относятся данные слова? (сущ.)
- Вам предстоит подобрать к этим словам антонимы. Что такое антонимы?
- Поработайте в паре, возьмите конверт, подберите к словам антонимы.
- Проверим, что получилось. Я показываю слово, а вы мне называете антоним.
- Мы искоренили отрицательные качества людей. (убрать слова их с доски)
- Проверим, как вы запомнили лучшие качества человека. Я тихо называю отрицательное, а вы записываете только положительное и определяете род.
- Кто желает поработать у доски? Ненависть, грубость, вражда, злость, жадность.
- Проверяем. Прочитайте вслух слова.
- По какому признаку можно объединить все слова? (ед.ч., ж.р.)
- Назовите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова? С парной согласной? Слова с орфограммой в суффиксе?
- Что помогло нам хорошо и быстро выполнить это задание?
- Умницы! Вы растете рассудительными, настойчивыми детьми. Пусть эти добрые слова чаще звучат в нашем городе.
Упражнение № 2.
- Согласитесь ли вы со мной, что гражданин должен обладать и трудолюбием, и умением находить правильный выход из трудного положения?
- Давайте докажем это.
- Откройте учебник на стр.65 упр.35.
- Прочитайте задание.
- Как называются эти выражения? (фразеологизмы)
- Попробуем объяснить значение выражений.
- В какой сказке наглядно показано значение этого фразеологизма? (А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
- Что еще нужно сделать? (списать выражения, указать род существительных)
- Давайте задание изменим. 1 колонке надо из всех выражений выписать только имена существительные мужского рода, 2 колонке - только имена существительные женского рода, 3 колонке - только имена существительные среднего рода.
- Кто желает поработать на листочках и защитить свою колонку?
- Проверяем. Поменяйтесь тетрадями. Дети обмениваются тетрадями - взаимопроверка.
- Оцените работу своего товарища.
- В чем здесь заключалась сложность в определении рода имени существительного?
Физкультминутка
Упражнение № 3.
Работа в группах.
- Ребята, каждый человек должен уметь преодолевать трудности, только тогда он может добиться блестящих результатов.
- На доске даны слова. Чем они похожи? (имя существительное, неодуш., нариц., мн.ч., окончание - и)
- линейки
- гвозди
- брюки
- яблоки
- Поработайте в группах, попробуйте определить род.
- Ребята, у всех ли имен существительных вы смогли определить род?
- Какое слово вызвало затруднение? (брюки)
- Вот оно и открытие. Почему я считаю, что на уроке русского языка произошло открытие? (есть слова, которые употребляются только во множественном числе, у них род определить нельзя)
- Это и есть открытие.
- Подберите слова, которые употребляются только во множественном числе.
- А как вы смогли определить род в остальных словах?
- Значит, что надо было вспомнить? (алгоритм)
- Что нового узнали, благодаря работе в группах?
- Посмотрим, как вы это усвоили. Продолжим работу в группах. Возьмите листочек большого размера.
- Вам надо найти лишнее слово, опираясь на тему урока. Лишнее слово подчеркнуть. Выбрать человека, который будет защищать вашу группу.
- Проверим. Ребята, подойдите к моему столу и возьмите букву, которая соответствует лишнему слову, встаньте по порядку номеров на карточке. Если все выполнили правильно, то у нас получится слово.
1 группа
л) вишня
б) зима
г) праздник (праздник, так как это м.р., а остальные слова - ж.р.)
я) ветки
2 группа
в) окно
и) деревья
д) облако
е) магазин (магазин, так как это м.р., а остальные слова - ср.р.)
3 группа
а) учебник
р) очки (очки, нельзя определить род, а остальные слова - м.р.)
т) рассказ
ь) столы
4 группа
о) лампы (лампы, так как это ж.р., а остальные слова - м.р.)
с) цветок
м) зонты
ы) шкаф
5 группа
г) резинка
ч) корова
й) одеяло (одеяло, так как это ср.р., а остальные слова - ж.р.)
п) серьги
- Какое слово получилось? (герой)
- Сделаем вывод: Чтобы определить род во множественном числе, надо :
- У нас в алгоритме появился еще один шаг. Давайте добавим его. (множественное число поставлю в единственное)
- Имя какого героя Великой Отечественной войны присвоено нашей школе? (К.М.Трухинова)
- За что ему было присвоено такое почетное звание?
- Подберите синоним к слову герой? Что такое синоним? (слова близкие по значению)
- Патриот - это человек, который не только любит свою Родину, но и готов защищать её с оружием в руках, кто готов бороться за свободу своего народа.
Работа с предложением и текстом
- Проверим, умеем ли мы находить в тексте имена существительные и определять род.
- Каждый возьмите карточку оранжевого цвета. Вам надо расположить предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Возьмите карандаш, укажите порядок предложений цифрами.
Трухинов с группой сапёров прошёл через минное поле.
Шёл бой за город Николаев.
Незаметно подкрался к дзоту.
Он выполнил свой гражданский долг.
Герой закрыл амбразуру мешком с землёй.
Шёл бой за город Николаев. Трухинов с группой сапёров прошёл через минное поле. Незаметно подкрался к дзоту. Герой закрыл амбразуру мешком с землёй. Он выполнил свой гражданский долг.
- Выписать предложение или предложения, где имена существительные стоят только в мужском роде.
Д/З с. 66 упр. 38
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
- Как определяем род у имени существительного?
- У всех ли имен существительных можно определить род?
- Как вы думаете, школьник - это гражданин?
- В каких практических делах должна выражаться ваша позиция гражданина? (хорошо учиться, активная работа, не подводить друзей, одноклассников)
- Гражданские качества человека проявляются в его поступках. Наше будущее должно быть в надежных руках. Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Растите достойными людьми.