Цели:
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
- формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих этические, правовые нормы работы с информацией;
- приобретение опыта проектной практической деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В соответствие с образовательным стандартом полного (общего) образования по информатике учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- нормы информационной этики и права;
- принципы обеспечения информационной безопасности.
УМЕТЬ:
- выделять информационный аспект в деятельности человека;
- пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации;
- соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию.
Форма урока: исследовательский урок
Методы: групповая работа, практическая работа с использованием сети Интернет
Технологии:
- проектная технология
- технология критического мышления
- веб-квест технология
Оборудование:
- учебник информатики 10-11 кл (автор И. Г. Семакин)
- проектор
- персональные компьютеры (по числу групп)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя информатики: В истории человека несколько раз происходили на столько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями. Условно выделяют четыре - изобретение письменности, изобретение книгопечатания, изобретение средств связи (телеграф, телефон, радио), изобретение микропроцессорной техники, компьютеров. Именно четвертая информационная революция дала толчок к существенным переменам в развитии общества. Появился термин - информационное общество. Мы предлагаем вам убедиться в огромной и, в тоже время, противоречивой роли информации в современном мире. Для этого вы разобьетесь на группы (5 мин)
2. Работа в группах: Познакомьтесь с текстом учебника Семакина И.Г. Информатика 10-11 кл, 41. Заполнить соответствующие строки в таблице. Каждая группа выявляет "+" и "-" одного из направлений информатизации. Представляет результаты. (10 мин) слайд 2
Группа | Статья | + | - | Интересно | |
1 | Изменение структуры экономики и структуры труда стр.221 | ||||
2 | Преодоление информационного кризиса. стр.223 | ||||
3 | Изменения уклада жизни людей. стр.225-226 | ||||
4 | Опасности информационного общества. стр.226-227 |
3. Учитель обществознания: (15 мин)
Информацию в Интернете ищут для того, чтобы использовать. Но, поскольку много информации в Сети выложено открыто, пользователи забывают - а иногда просто не знают - что использовать информацию из Интернета нужно с соблюдением определенных правил. В цивилизованном мире правовое регулирование "интеллектуальной собственности" - авторских, смежных и промышленных прав (прав на товарные знаки, изобретения и др.) - осуществляется законами, которые имеют силу и применительно к Интернету. В России это закон "Об авторском праве и смежных правах".
Основные принципы "цивилизованного" использования информации из Интернета состоят в следующем: слайд 3-4.
Признаками требований автора или владельца страницы в Интернете соблюдения прав на интеллектуальную собственность является слово Copyright и знак c, располагаемые обычно внизу стартовой страницы сайта
Необходимо соблюдать требования автора на использование информации. Даже если автор запрещает какое-либо использование информации, это требование следует соблюдать
В неясных случаях необходимо связываться с автором или собственником информации для выяснения условий, на которых она может быть использована
Даже если автор в явном виде этого не требует, при использовании информации, если не оговорено обратное, необходимо делать ссылку на первоисточник, причем не только для информации, взятой из Интернета, но и для текста и изображений из обычных публикаций, а также звуковых и видео фрагментов, из которых готовятся цифровые копии.
Правила цитирования
Для цитирования информации из Интернета достаточно дать название объекта и точный URL. Для Web-страниц это означает, что при цитировании указываются название страницы, совпадающее с ее титулом или текстом заголовка в браузере и адрес в Интернете.
И это далеко не весь перечень правил работы с информацией. Сегодня существует достаточно много различных документов, в том числе правовых, защищающие информацию разного рода. Вам предстоит с ними познакомиться. Вы будете работать в группах. Ваша задача найти и познакомиться с одним из законов, защищающих информацию. А затем представить результаты работы классу. Ссылки на документы лежат в папках "Урок_Правовое регулирование в информационной сфере" на рабочих столах каждого компьютера.
4. Учитель информатики напоминает правила составления презентаций (презентация "Основные правила создания презентации к сообщению") (10 мин)
Учитель обществознания представляет документы, с которыми будут работать группы слайд 5:
1) Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации
2) УК, раздел "Преступления в сфере компьютерной информации"
3) Доктрина информационной безопасности
4) Закон "Об электронной цифровой подписи"
5) Закон "О персональных данных"
6) ГК. Раздел "Интеллектуальная собственность" (часть IV)
5. Работа в группах. (20 мин) слайд 6
План работы групп
1) Цели и сфера применения документа
2) Основные понятия
3) Основные положения (с краткой характеристикой отдельных положений (3-5))
4) Права и обязанности субъектов правоотношений
5) Роль государства в обеспечении прав, согласно данному документу
6) Список дополнительных Интернет-ресурсов
7) Вывод: актуальность документа.
6. Представление результатов работы групп (18 мин). Слайд 7
Каждый учащийся заполняет "Лист оценивания" (ставит оценку группе в соответствии с выполнением критериев и соблюдением времени). Регламент времени - 3 мин на группу.
ФИО, номер группы | |||||
Критерий: | Группа № | Группа № | Группа № | Группа № | Группа № |
1. Стилистическое оформление презентации (шрифты, цветовые схемы, анимации, эффекты) | |||||
2. Содержание презентации (объем информации, содержание слайдов, грамматика и орфография) | |||||
3. Полное и доступное освещение всех пунктов плана | |||||
4. Сделан акцент на актуальность документа | |||||
5. Качество представления презентации (свобода владением материалом, владение способами ораторского искусства, уровень информированности по теме) | |||||
6. Время | |||||
Итого (средняя): |
Баллы: от 0 до 5
7. Рефлексия, подведение итогов (2 мин) слайд 8