Программное содержание:
- Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной деятельности; познакомить их с новой техникой - рисованием гелем.
- Совершенствовать прием рисования набрызгом, закрепляя умение правильно держать изобразительный материал (держать прямо над столом, не поднимая высоко; движением от себя).
- Развивать способности к многоплановой композиции – создавать изображение слоями: ваза; набрызг; прорисовка рамки или ее элементов.
- Учить украшать изображение декоративным узором (завитки - разнонаправленные движения, их слитность, плавность) и приемом аппликативного оформления изделий - прорезным декором (снежинка).
- Продолжать развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения; самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
- Активизировать словарь детей, добиваясь полного ответа на поставленные вопросы.
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками.
- Продолжать воспитывать желание познавать природу родного края, культуру своего народа через сказки, художественное слово; формировать бережное отношение к ней.
Оборудование:
- Мольберт
- Фартуки
- Телевизор
- DVD плеер
- 3 шкатулки
Материалы:
- Ножницы
- Гель с блестками
- Салфетка бумажная
- Салфетка матерчатая (влажная)
- Тарелочки под мусор
- Расчески
- Зубные щетки
- Заготовки картин с готовой вазой (на каждого ребенка)
- Гуашь (разного цвета)
- Бумага круглой формы (d = 7 – 8см.)
Ход занятия:
Дети стоят перед залом (Зал украшен как зимний лес)
В небе снежинка кружится тихо,
Ветер по полю проносится лихо.
Лес притаился, сгущаются краски,
Шепчутся в нем небылицы и сказки.
- Ребята, а как называется сказка, в которой дед и баба слепили себе внучку?
(«Снегурочка»)
- А что прятал Мороз Иванович под своей периной?
(траву)
- А как называется сказка, в которой героиня пошла в зимний лес за подснежниками? («12 месяцев»)
- Где Настенька встретила Морозко? (в лесу)
Да, ребята, только в сказочном лесу можно встретить Морозко или собрать подснежники зимой. Вот и сейчас…
Наступает время сказок и чудес.
Ты пусти нас в эту сказку, зимний лес.
Дети с педагогом заходят в зал и идут змейкой, проговаривая слова:
Тихо, тихо, тихо,
Не спугните сказку,
Не шуршите платьем,
Очень вас прошу.
Не спугните Зайку, Рыжую Лису,
Мы увидим Зимушку
В сказочном лесу!
Дети: Не спугнем мы Зайку, Рыжую Лису,
Мы увидим Зимушку
В сказочном лесу!
Педагог останавливает детей полукругом около телевизора и присаживается вместе с детьми на ковер. Включает телевизор и читает стихотворение:
Тихо – тихо, сказку напевая…
К нам идет – торопится Зима,
Теплым одеялом укрывая
Землю, и деревья, и дома.
Все меняет форму и окраску…
Снег пушистый падает шурша.
И Зима рассказывает сказку,
Всем нам с вами дарит чудеса.
На экране телевизора дети видят зимний пейзаж и Зимушку.
Зима: Здравствуйте, гости дорогие!
На поляне у опушки
Я живу в лесной избушке
Зимушкой зовут меня
Всех вас рада видеть я!
Вы попали в гости
В сказочный лес
К Зимушке морозной
В царство чудес!
А увидеть чудеса
Вам помогут три ларца.
Пусть сугроб в лесу сверкает
Путь к ларцам вам освещает…
В зале «зажигается» «сугроб». Воспитатель обращает внимание детей на него.
- Ребята, посмотрите, и правда – сугроб засверкал… а вот и ларцы…
Звучит музыка – открывается первый ларец
- Странно, что же это за чудо… самые обычные ножницы. Ребята, как вы думаете, для чего Зима приготовила нам ножницы? Ответы детей.
Отгадайте, что Зима просит для нее вырезать.
Что за звездочки резные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные
А возьмешь вода в руке. (снежинка)
Правильно ребята, Зима хочет, чтобы мы показали ей, как мы умеем вырезать снежинки. Но сначала давайте разомнем наши руки. Встаньте в круг, так чтобы всем было удобно.
Пальчиковая гимнастика: Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошках вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки – лучи, Как видно ладошки мои горячи. | Пальчиковая гимнастика: (касаться пальчиком до ладони) (тоже движение, но другой рукой) (переворачивать ладони) (встряхнуть) (сжимать и разжимать ладони) (сжимать в кулачки и хлопать) (потирать руки) |
- Вот и готовы наши руки к работе. Присаживайтесь за столы. И прежде чем мы будем вырезать, вспомните как вырезать снежинки. Что нужно сделать сначала? (Спросить 2 – 3 детей). А затем? (ответы детей).
А еще мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили и сказали правила работы с ножницами. (ответы детей).
Молодцы, все мне рассказали. Приступайте к работе. (В процессе самостоятельной работы детей – давать индивидуальные советы. Следить за правильным использованием ножниц).
Молодцы, все справились с заданием. Покажите мне свои снежинки. Какие они получились?(узорные, резные, ажурные, сквозные, красивые, холодные, нежные, маленькие и т.п.)
На что они похожи? (цветы, звездочки, паутинка, кружева и т.п.)
Пока вы вырезали снежинки я заметила, что Зима начала украшать свой лес снежными картинами, но работу не закончила. Я вам предлагаю помочь ей.
Звучит музыка и открывается второй ларец.
Слышите, музыка волшебная звучит сейчас
Второй ларец откроется для нас…
Педагог открывает ларец. Читает стихотворение:
За окошком деревья все белые
И не слышен цветов аромат.
Запороште снежинки вы нежные
И распустится снежный мой сад…
Ребята, вы догадались, что просит нас сделать Зима сейчас?
А вот и предметы, нам в помощь. Что это?(зубная щетка и расческа). Для чего они нам нужны? А в рисовании?
Но сначала, возьмите свои снежинки. Выберете себе любую картину и проходите за столы. Посмотрите, Зима тоже приготовила для нас снежинки. Разложите снежинки на картине в виде букета, вазу закройте салфеткой (голубой; розовой), и приступайте к работе.
(самостоятельная работа детей способом «набрызга».)
Заканчиваем работу. Молодцы, хорошо потрудились. Пока картины будут сохнуть, давайте мы немного поиграем в интересную, зимнюю игру «Зимушка, зима». Выходите ко мне.
Физ. Минутка: хоровод «Зимушка, зимушка, зимушка, зима»
Зимушка, зимушка, зимушка, зима,
Дарит нам снежные чудо – терема.
Морозы – трескучие,
Снега – сыпучие,
Ветра – завьюжные,
Метели – дружные.Мы мороза не боимся
Как снежинки разлетимся…(дети кружатся)
1, 2, 3 – снежинку собери …
(дети собирают 2 – 3 снежинки)
Молодцы, поиграли, порезвились – замечательные снежинки у вас получились.
Звучит музыка и открывается третий ларец.
Снова музыка волшебная звучит
Третий ларец надо нам открыть…
Ребята, Зима нам еще написала:
Мой мороз – художник славный
Он работает исправно.
Побелил леса и горы,
На окне навел узоры…
Как вы думаете, что Зима нас просит сделать? (нарисовать морозные узоры) А, что мы можем нарисовать в узоре? (завитки, иголочки, волнистые линии, дуги). Чем мы можем нарисовать морозный узор? (карандашами, кисточкой, пальчиком, мелком и т.п.) Правильно, только рисовать мы с вами будем не кисточкой и краской, а гелем.
Присаживайтесь на полянку, я покажу вам, как можно рисовать им.
Гель у нас не обычный, он блестящий, серебристый. Открою аккуратно крышку, приложу к картине и слегка нажимая, поведу завиток по краю нашей работы. Вот так. (показ педагога). А сейчас проходите за столы. Вспомните, с чего надо начать работу и приступайте.
В процессе самостоятельной работы, педагог читает стихотворение:
На окнах сплошь заиндевелых
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно – белых
И серебристо – сонных роз…
(в процессе рисования спросить 2 -3 детей где они нарисовали морозный узоры).
Заканчиваем работу. Возьмите свои картины и подходите ко мне.
Ребята, я думаю, что Зима будет очень рада нашей помощи. Давайте аккуратно повесим картины обратно и полюбуемся ими. Какие они получились? (замечательные, чудесные, зимние, снежные, необычные, запорошенные и т.п.). скажите, а что мы использовали, чтобы получились такие замечательные картины? (ответы детей)
Молодцы ребята, славно мы потрудились. А сейчас…
Крепко за руки беритесь
И за мною становитесь.
В детский сад уже пора,
До свиданья лес! Пока!