Цели и задачи
- Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
- Познакомить детей с тем, как люди с ограниченными возможностями (слабовидящие, слепые, глухие, немые) общаются в обществе.
- Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
- Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.
Методы и приёмы
Наглядные (демонстрация слайдов, показ
иллюстраций).
Оборудование и материалы
- На каждого ребёнка: клей-карандаш, фломастеры, распечатки: "Что внутри?", "Азбука жестов", "Угадай по вкусу", "Азбука для слепых" (см. Приложения).
- На каждый стол: набор из шести кубиков, внутри которых находятся: горох, песок, хлопья геркулеса, монетки, скрепки. Букетики цветов.
- Набор продуктов: мёд, клюква, солёный крекер, горький шоколад, вода.
Предварительная работа
- Аппликация: изготовить карточки "мама", "папа", "день", "ночь" (слайды № 11,12). Воспитатель размечает карточку, дети - наклеивают горошины.
- Обучение грамоте: провести звуковой анализ слов "мама", "папа", "день", "ночь".
Ход занятия
Воспитатель (далее В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.
Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!
А вот и первая остановка (Слайд №3). Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам:(Ответы детей, слайд №4)
В.: Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.
Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.
О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд №4)
В.: Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. (Слайд №5)
Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы, слайд №6)
В.: Как вы думаете, чем общество может помочь таким людям? (Ответы детей, слайды №7,8)
Комментарий к слайдам:
- Для слабовидящих изготавливают разнообразные очки.
- Специально обученные собаки-поводыри для слепых людей.
- На тротуарах укладывают специальную, так называемую тактильную (выпуклую) плитку.
- В общественных местах устанавливают специальные знаки, полосы ярко- жёлтого цвета на входных дверях, пешеходных переходах, лестницах, как предупреждение о препятствии на пути.
- Устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах.
- Чтобы слепые люди могли получать информацию, для них издают специальные книги. Кто знает, чем эти книги отличаются от тех, что мы читаем? (Ответы детей, слайд №9)
В.: Есть специальная азбука, в которой не буквы, а выпуклые точки. Такие книги "читают" не глазами, а пальцами рук. (Слайд №10) Посмотрите, на слайде вы видите эту азбуку.
Помните, мы с вами делали аппликацию - половинки гороха вы наклеивали на картон в определённом порядке. Теперь вы сами можете ответить на ваш вопрос: "Что это за карточки?" (Ответы детей)
Задание: прочитайте, что написано на карточках? (Ответы: "мама", "папа", "день", "ночь". Слайды №11,12)
В.: Трудное задание? ( Ответы детей)
А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!
Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.
Физкультминутка
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
В.: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №13):
Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны -
Нашей Оле : (Ответы детей, слайд №14)
В.: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.
Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №15)
Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.
Дидактическая игра "Что внутри?" (слайд №16)
В.: У вас на столе стоит 6 кубиков разных цветов /белого, синего, красного, зелёного, оранжевого, жёлтого/. Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички (Приложение 2): напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит. Например: вы считаете, что скрепки лежат в красном кубике, значит, напротив скрепок нарисуйте красный кружок. Посмотрим, какой стол быстрее справиться с этим заданием?
(Дети выполняют задание, подводятся итоги, слайд №17)
В.: Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить. Как же таким людям общаться между собой, с другими людьми? (Ответы детей) Они могут делать это с помощью мимики и жестов. Существует специальная "Азбука жестов". (Слайд №18)
В.: Вот, например, как будет "звучать" слово "мама" (Показ воспитателя)
На слайде Таня показывает как "звучит" её имя. (Слайд №19)
Каждый из вас может попробовать "произнести" своё имя, используя эту азбуку. Вырежете из "Азбуки:" буквы своего имени, наклейте на полоску бумаги и попробуйте повторить жестами.
Ребята, сегодня мы задержимся на этой станции, переночуем, а на следующем занятии продолжим наше путешествие.
(Дети вырезают буквы своих имён из "Азбуки жестов", приклеивают на полоску бумаги и пробуют воспроизвести)
Воспитатель подводит итог занятия.
ЧАСТЬ 2
В.: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!
Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 20)
Между двух светил,
В середине я один. (Ответы детей)
В.: Что человек чувствует носом? (Ответы детей, слайд №21)
В.: Нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.
Что мы чувствуем носом? (Слайд №22).
Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. У вас на столе стоит вазочка с цветами (бархатцы), возьмите по одному цветку, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? (Ответы детей)
А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)
В.: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом.
Какие бывают запахи? (Ответы детей)
Можем мы по запаху определить качество пищи? (Ответы детей)
Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)
Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
В.: Мы покидаем станцию "Нос" и едем дальше. Слайд №23. Станция №4.
Загадка:
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Что это? (Ответы детей, слайд №24)
Зачем человеку язык? (Ответы детей)
Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.
Дидактическая игра "Определи на вкус" (слайд №25)
Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус и заполните таблички, нарисовав какому герою, соответствует продукт, подходящего вкуса на вашем столе.
Посмотрим, какой стол на этот раз справиться быстрее и точнее?
(Работа детей, ответы, подведение итогов, слайд №26)
В.: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Слайд №27. Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши ... (Ответы детей, слайд №28)
В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№29)
А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей)
Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
Дидактическая игра "Определи на ощупь".
Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.
В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! (Слайд №29)
Давайте вспомним их:
- Один говорит,
- Один нюхает,
- Двое глядят,
- Двое слушают,
- Двое трогают
Кто такие? (Ответы детей)
В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать? (Слайды №30,31)
Соблюдать следующие правила гигиены:
- относиться бережно, содержать в чистоте;
- не переохлаждаться;
- не обжигаться;
- не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
- не читать книги при плохом освещении;
- не включать громко музыку, особенно в наушниках.
Берегите себя, заботьтесь о себе!
В.: А теперь мы улыбнемся, (слайд №32)
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:
Дети говорят друг другу добрые пожелания.
Занятие окончено. Всем спасибо.
Использованные источники.
- http://redzeppelin.ru/category/news/page
- http://rupark.com/topic64232/
- www.public-domain-photos.com
- http:// 9vandalay.wordpress.com
- http://www.webmechta.com
- www.infpol.ru
- www.gametrailers.com
- http://new.oreninform.ru
- www.karapuzik.net
- www.babyblog.ru www.themailboxcompanion.com
- www.fotodeti.ru