Урок толерантности (на основании информационных мероприятий Министерства внутренних дел РФ)

Разделы: ОБЖ


Цели:

  • познакомить обучающихся с культурой ведения дискуссии, а так же приемами, позволяющими повысить эффективность выступления;
  • развивать стремление к самовоспитанию;
  • способствовать социализации обучающихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
  • обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;
  • сформулировать принципы толерантности.

Предварительная подготовка: начать работу над "Книгой моего Я" (индивидуальная тетрадь обучающегося), заполнить страницы:
"Мое имя", "Кто Я?", "Какой Я?"

Оборудование:

  • листы бумаги для работы в группах, коллаж из имен,
  • жетоны трех цветов по количеству участников занятия,
  • листы бумаги в форме листьев дерева, аудиозаписи.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, что такое доброта, взаимопонимание, терпение, какую роль эти человеческие качества играют во взаимоотношениях между людьми.

Если каждый попробует задать себе вопросы "Кто Я? Какой Я?, Что делает МЕНЯ частью НАС?", то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, так как каждое мнение имеет право на существование.

1 . Уникальный мир личности: “Кто Я? Какой Я?”

1-й ученик:

О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души!
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши.
А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других.
(А. Блок.)

Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания; самого себя, с ответа на вопросы "Кто Я? Какой Я?". Это вопрос бытия, составляющий основу поисков самого себя, своего истинного "Я". Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Каждый формулирует его по-разному, и в новом периоде жизни он звучит не так, как в предыдущем. По-своему на этот вопрос отвечает и трехлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убеленный сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше "Я"?

2-й ученик: С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:

Между живущих людей безымянным никто
не бывает
Вовсе, в минуту рождения каждый –
и низкий, и знатный –
Имя свое от родителей в сладостный дар
получает.

1-й ученик: Статья 7 Конвенции ООН о правах человека закрепляет неотъемлемое право каждого ребенка на имя с момента своего рождения.

Учитель: Имя – это то, что “вкладывается” в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей.

Ваши "Книги моего Я" тоже начинаются с описания имени. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты характера, поступки.

Проводится самопрезентация. Обучающиеся представляют себя: подходят к коллажу, называют свое имя и дают себе краткую характеристику. Затем по итогам самопрезентации проводится беседа.

Вопросы для беседы:

  • Что вы узнали о себе нового, занимаясь самопрезентацией?
  • Какое из утверждений вам ближе и почему: "Имя "делает" человека" или "Человек наполняет определенным смыслом свое имя"?
  • Можно ли считать, что имя – это уникальное качество человека?
  • Что ты чувствуешь, знакомясь с человеком, у которого такое же имя, как у тебя?

Упражнение "Сходства и различия".

На доске записывается слово "ЛЮДИ" и доска делится на две половины, одна из которых подписывается "СХОДСТВА", другая – "РАЗЛИЧИЯ". Ученики называют эти признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?
  3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?
  4. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
  5. Как сказывается на общении с другими людьми физических недостатков у человека?
  6. Как общаются между собой люди разных поколений: старшего и молодого?

Обучающиеся приходят к следующему выводу. О человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения “чужих” в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Задание "Давайте пофантазируем..."

Учитель: Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.).

  • Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
  • Хорошо или плохо, что мы все разные?
  • Как жить в мире, где столько разных людей?

Обучающиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Учитель: Сейчас, когда вы рассказывали об уникальности каждого человека, я выделяла названные вами качества. Вы заметили, какие разные качества вы называли? Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

Звучит тихая мелодия.

Но мир каждой личности очень хрупкий. Это мир нашей души, такой нежной и прекрасной, такой ранимой и чувствительной. Как вы думаете, на что похожа ваша душа? Какие ассоциация у вас рождаются, когда звучит это слово?

Обучающиеся рассказывают об ассоциациях, которые у них возникают в связи со словом "душа".

2. "Что делает МЕНЯ частью НАС?"

Учитель: А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?

Задание "Учимся ценить индивидуальность"

Обучающиеся рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – “как все”, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить.

Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 мин. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удается, то автор сам называет себя.

Обучающиеся еще раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.

Учитель: На рубеже 18–19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека
связано понятие "ТОЛЕРАНТНОСТЬ".

Давайте определим, что значит "толерантность":

Обучающиеся формулируют принципы толерантности:

  • терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
  • стремление к полноценной реализации своих способностей;
  • умение понимать и познавать других людей;
  • устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.

Учитель: Если бы мы с большей долей терпения, уважения предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.

Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Сейчас настало время ответить на наш главный вопрос: "Что делает МЕНЯ частью НАС?". На эту встречу все пришли по желанию. Вы увидели себя и друг друга с разных сторон, пришли к выводу, что мы разные. Давайте подумаем, какие качества могут объединять людей. Для этого мы образуем три группы по цвету жетонов, которые вы выберете.

Творческая работа "Дерева толерантности"

Все выбирают жетоны, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.

После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.

Учитель: Мы выбрали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые жили, творили, общались, любили. А сейчас живем мы и обязательно будем жить в своем и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времен, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими. Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаем наше настоящее.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3