Увеличение умственной нагрузки на уроках математики в начальной школе заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. "Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать создание в учебном процессе игровых ситуаций"[1]. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.
"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности"[2]. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Поэтому, если в процессе "учебной деятельности формируется общее умение учиться"[3], то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Что касается заданий поисково-творческого содержания, то я включаю их в свои уроки регулярно и независимо от какой-либо темы. Ведь их использование способствует успешной реализации цели развития мышления младших школьников, их интеллектуальных способностей. Это могут быть различные головоломки, развивающие игры. Например, Танграм, волшебный квадрат, волшебный круг или листик. Это могут быть задания на смекалку, логику. Найди более короткий путь к домику; отгадай сказочного героя по описанию его свойств и так далее. Дети с удовольствием выполняют задания, связанные с различного рода шифрами, лабиринтами и ребусами.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно "обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления"[4]. Приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.
Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Тема рока: Умножение и деление
Цели:
1. Образовательные:
- закрепить изученные случаи табличного умножения;
- закрепить взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления;
- закрепить умения решать текстовые задачи на умножение и деление;
2. Развивающие:
- развивать математическую речь учащихся, внимание, логическое мышление; умения правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения;
- развивать умения выстраивать коммуникацию в паре, в группе;
- развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
3. Воспитательные:
- воспитывать дружеские отношения к одноклассникам в совместной работе, гармонизация межличностных отношений в коллективе;
- воспитывать любовь к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, IQ-board, конверты с заданиями для групп, набор наклеек для самооценивания и оценочные листы, сигнальные карточки (веер цифр)
Ход урока
Организационный момент (слайд 1)
Сели ровно,
ножки на место,
ручки на место,
локти у края,
спина прямая.Каждый с силой духа собирается,
Необычный урок в школе Смешариков начинается!
В течение урока вы можете оценивать себя сами, ставя + в оценочный лист на каждом этапе урока (они обозначены в оценочных листах) за правильный ответ. В конце урока вы получите наклейку, которую заработаете. Итак, вперёд!
Зарядка на внимание с Мышариком (слайды 2 и 3)
Покажите сигнальной карточкой (веером), где окажется Мышарик? - (14)
Логичекая разминка (слайды 4 и 5)
Повторение пройденного материала
Связь умножения и сложения (слайды 6 и 7)
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках математики?
Для чего людям понадобилось такое действие, как умножение?
Задание: Замени там, где это возможно, сложение умножением.
7+7+7=
5+5+6+5=
А+А+А+А=
Х+Х+Х+Х+Х=
У+У+Л+У+У=
Свойства умножения (слайды 8 и 9)
Определение темы и задач урока (слайды 10, 12, 13)
Ребята, что это за тема урока у нас необычная? Что это за "Умноление" такое? Чем мы будем на уроке заниматься?
Предполагаемые ответы детей:
- Может это умножение на ноль?
- Наверное, это, когда ум ленится.
- Будем с ленью бороться, решать задачки, примеры всякие.
Необходимо раскрыть секрет темы урока. Для этого решим цепочку примеров.
Цепочка примеров (слайд 11)
Запишите результаты промежуточных действий в тетрадь:
1 х 4 х 3 : 6 х 5 х 2 : 4
Что записали? (самопроверка). Образец на доске.
4 12 2 10 20 5
"Умноление" нам не страшно!
Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Солнышко отодвигается.
УМНОЖЕНИЕ превращается в УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ.
Как же связаны между собой эти два математических действия?
Составление числовых равенств (слайд 14)
6 4 24
Составьте все возможные равенства с данными числами
Запишите их в тетрадь в один столбик
Проверим
6 х 4 = 24
4 х 6 = 24
24 : 4 = 6
24 : 6 = 4
Объясните смысл этих выражений?
- От перемены мест множителей произведение не изменяется.
- Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
- Действие деления связано с действием умножения. Это взаимообратные действия.
Теперь нам с вами осталось закрепить наши знания. Как?
- Нужно решать задачи и примеры на умножение и деление.
Но сначала, мы немного отдохнём.
Физминутка
Раз присядка,
два присядка -
это Ёжика зарядка.
Нюша с Крошем,
как проснутся,
любят сладко потянуться,
повернуться и зевнуть,
ловко хвостиком вильнуть.
Лишь Копатыч косолапый
В стороны разводит лапы -
то одну, то обе вместе,
долго топчется на месте.
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире,
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Решение задач (слайды 14, 15, 16, 17)
Ребята! Вы помогаете взрослым собирать урожай и делать заготовки на зиму? Как вы думаете, знания умножения и деления могут вам в этом пригодиться?
а). Поможем Совунье. Кто хочет поработать учителем? Задайте вопросы по условию задачи, которые помогут её решить.
"В 5 банок поровну Совунья разложила 40 огурцов для засолки. Сколько огурцов в 6 таких банках?"
Записать решение задачи выражением. Взаимопроверка.
в). Задача для обсуждения в парах:
"От домика Нюши до домика Кроша ведут две различные дороги. От домика Кроша до домика Бараша можно пройти по трём разным дорогам. Сколькими способами можно выбрать дорогу от домика Нюши до домика Бараша через домик Кроша?"
Покажите свой вариант пути на рисунке на доске.
Кто догадался, как записать решение этой задачи?
б). Назовите все возможные варианты решения этой задачи. Устно "Копатыч раскладывает 24 кг моркови в корзины. Сколько корзин для этого может понадобиться, если морковь он кладёт в корзины поровну?"
Работа в группах (слайд 18)
Смешарики очень дружный народ и всё делают сообща. А вы умеете договариваться между собой и работать в группе? Сейчас мы это проверим.
Инструкция для работы в группе
- Откройте конверт
- Выберите себе по одному примеру
- Решите свой пример и запишите ответ в общую таблицу
- Расшифруйте и прочитайте слово
Задание группе
О 5 х 3
Л 2 х 3
Т 3 х 8
Н 3 х 3
Ч 9 х 3
О 7 х 3
И 4 х 3
Общая таблица
15 24 6 12 27 9 21
Аналогичные задания получают другие группы.
Отчёт о работе в группах. Что у вас получилось? Слово - ОТЛИЧНО (МОЛОДЦЫ, ПРАВИЛЬНО).
Итог урока (слайд 19 и 20)
Над чем работали сегодня на уроке? Что вы узнали нового? Что вам больше всего понравилось на уроке? Над чем бы вы хотели ещё поработать на последующих уроках?
Посчитайте свои + в оценочных листах, возьмите из коробочки с наклейками ту наклейку, которую заработали на уроке.
Домашнее задание
Отрабатывать умение решать задачи на умножение и деление с помощью тренажёра, который вы найдёте на нашем сайте в разделе "Домашнее задание" (см. Презентация 2).
Литература
- Бабанский "Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса" 1982г.
- Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте" - М.Просвещение, 1991г.
- Давыдов В. "Проблемы развивающегося обучения", 1986г.
- Маркова А.П. и др. "Формирование мотивации учения" М.Просвещение, 1990г.
- Эльконин Д.Б. "Символика и ее функции в игре детей. Дошкольное воспитание" 1966г. №3