Цели занятия:
Оборудование: портреты математиков Джозефа Брама, Эдисона Л.А., К.Ф. Гаусса, плакаты с заданиями, для жюри таблички с именами ученых (Ломоносов М.В., Лобачевский Н.И., С.В. Ковалевской).
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Конкурсы.
На доске написаны слова М.В.Ломоносова: “Математику уже за тем изучать следует, что она ум в порядок приводит”.
Ведущая:
Счетный конкурс открываю,
Добрый день, мои друзья!
Три команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
Вот команда “Треугольник”
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Про команду номер два
Разошлась уже молва…
Называется “Квадрат”,
Им любой ученый рад.
У команды третьей здесь
Всех достоинств и не счесть.
Номер три зовется “Кругом” -
Стойкие и друг за друга.
Чтоб игра пошла, как надо,
Я жюри представить рада:
Тот, что справа, Ломоносов –
Математик и философ.
Лобачевский слева здесь,
Гордость русская и честь!
Третья им как раз подстать.
Софьей Ковалевской звать!
Итак, турнир я открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!
Первый тур
Ведущий:
Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку всем награды.
(Ведущий зачитывает задание сразу всем командам, команда сообща думает и выдает ответ, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
- Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
- Что легче: пуд ваты или пуд железа?
- К 7 прибавить 5. Как правильно записать: “Одиннадцать” или “адиннадцать”.
- Сколько горошин может войти в пустой стакан?
- Спутник Земли делает один оборот за 1 ч 40 минут, а второй оборот за 100 минут. Как это получается?
- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
- Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы?
(Пока жюри ведет подсчет баллов и объявляет результаты)
Исторический факт: (читает помощник ведущего)
В свое время в Лондоне существовала знаменитая механическая мастерская Джозефа Брама. Он специализировался на изготовлении замков с секретом. Замки пользовались большим спросом. Одно из своих произведений Брам выставил на всеобщее обозрение. Тому, кто сумеет открыть замок, была обещана солидная сумма – 200 фунтов стерлингов.
Замок простоял в витрине ...70 лет и был открыт американцем только в 1851 году.
Рисунок 1. Джозеф Брам
Второй тур
Ведущий:
Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки просчитать,
Вам же думать и считать!
(На плакате представлена задача)
1.
Cколько стоит арбуз?
2. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
3. В мешке три пуда муки. Сколько нужно заплатить за муку, если один килограмм муки стоит 7 р.?
(Пока жюри подводит итоги 1 и 2 тура)
Это интересно. Исторический факт (читает помощник ведущего).
Около дома великого изобретателя Эдисона раскинулась роскошная цветочная клумба, и редкий прохожий не стремится подойти поближе, разглядеть яркие чудесно ухоженные цветы. Правда, для того, чтобы попасть в сад, приходилось пройти через трудно поддающийся турникет. Однажды кто-то из друзей Эдисона спросил: “Однако, что за дурацкое колесо стоит у вас в саду и почему его так тяжело поворачивать?
- Уверяю вас – ответил Эдисон – колесо это не глупее человеческого любопытства. Каждый, кто его поворачивает, накачивает в расходный бак – он там, на крыше-35 литров воды”.
Рисунок 2. Эдисон Т.А.
Жюри объявляет итоги 1 и 2 тура.
Третий тур
Ведущий:
Третий тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем вам удачи!
(Капитанов приглашают за отдельный стол и предлагают им задания)
- Вписать в прямоугольники нужные цифры.
1. _ _ _ - _ _ = 1
3 | 4 | 9 | |
9 | 16 | 49 |
2. После выполнения задания капитаны сдают его жюри.
Исторический факт (читает помощник ведущего).
Рассказывают, что когда 9-летнему Гауссу (крупнейший немецкий математик) учитель предложил найти сумму всех целых чисел от 1 до 100, 1 + 2 + 3 + … + 98 + 99 + 100, то маленький Гаусс сам сообразил, каким способом можно очень быстро выполнить это сложение. Надо складывать первое число с последним , второе с предпоследним и т. д. Сумма каждой такой пары чисел равна 101 и повторяется она 50 раз. Следовательно, сумма всех целых чисел от 1 до 100 будет равна 101 x 50 = 5050.
Карл Фридрих
Четвертый тур
Карл Фридрих:
Вы ребята все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Так четвертый тур “Игра”!
1 игра “Каждой руке - свое дело”
С каждой команды приглашаются по одному участнику к доске, дают им в каждую руку по мелу и по команде они правой рукой чертят окружность, левой – треугольник (у кого получилось лучше всех – 1 балл)
2 игра
“Нарисуй из цифр человека”.
Из каждой команды приглашаются по одному участнику к доске, по команде они выполняют задание (за самого интересного человечка – 1 балл).
Пятый тур (итоговый)
Ведущий: пока жюри ведет подсчет баллов. Вопросы на удачу (каждый правильный ответ дает команде заработать дополнительный балл).
- Какой фигурой на Руси теща потчевала зятя? (Круг - блины)
- Какой фигурой мы спасаемся от насморка? (Квадрат-носовой платок)
- Назвать литературные произведения, название которых начинается с чисел 3; 20; 12; (1 произведение – 1 балл)
Ведущий:
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился!
Жюри подводит итог турнира, команды победительницы получают грамоты и призы.