Профессиональная ориентация – это процесс ознакомления дошкольников с различными профессиями взрослых, включающий направление по трудовому воспитанию детей, направлен на познавательное развитие, а также социализацию дошкольника.
Дошкольный возраст – благоприятный возраст для формирования любознательности, это позволяет развивать у детей интерес к профессиям железнодорожного транспорта.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, она и помогает поэтапно овладевать знаниями о железнодорожных профессиях, а в старшем дошкольном возрасте использовать их в самостоятельной игровой деятельности.
В ходе игры формируется способность к взаимодействию на основе подражания реальным отношениям людей в профессиональной деятельности. Дети в процессе ролевых действий отражают специфические функции различных профессий.
Предметная среда ДОУ выступает условием творческого развития личности ребенка, предоставляет детям значительную самостоятельность в выборе игрового материала, возможности трансформировать игровую среду с учетом интересов каждого ребенка и для каждого конкретного вида деятельности.
Система работы по формированию у детей интереса к профессии железнодорожника осуществляется по направлениям:
- создание предметно-развивающей среды;
- разработка программно-методического обеспечения;
- организация различных форм работы с детьми и взрослыми в рамках образовательного процесса.
Схема. (Приложение)
Разнообразные формы работы способствуют развитию кругозора детей и формируют их положительное отношение к труду железнодорожников, то есть способствуют профессиональной ориентации уже в дошкольном возрасте.
Для создания предметно-развивающей среды, способствующей формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых, в помещениях и на территории ДОУ необходимо использовать различные варианты модульного оборудования: “Паровоз”, “Железная дорога”, “Вокзал”, “Железнодорожная касса” и другие игровые модули, приспособленные для сюжетно-ролевых игр профессионально-ориентированного характера. Прогулочные участи групп и территория ДОУ должны быть преобразованы с наибольше пользой для детей. Во время прогулки дошкольники с удовольствием отправятся в путешествие по станциям, на которых так много интересного.
Только в специально организованной предметно – развивающей среде, наполненной необходимыми игровыми атрибутами, возможно, сформировать у детей представления о профессиях железнодорожников и их деятельности, развить интерес к железнодорожному транспорту, его истории.