Критерии эффективности инноваций в процессе обучения и воспитания личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Формирование инновационной направленности образовательного процесса предполагает использование определённых критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований в области педагогики, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте. По мнению В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Исходя из этого, для педагога, желающего включиться в инновационный процесс важно определить, в чём состоит сущность нового, каков уровень и степень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. Очевидно, на наш взгляд, необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учётом добровольности, особенностей личностных и индивидуально-психологических характеристик. М.С. Бургин выделяет несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную. Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затраты сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют об её оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определённую устойчивость положительных результатов в деятельности учителей.

Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приёмов, способов обучения и воспитания. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остаётся в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте не всегда имеет место быть на практике, так как для массового внедрения нужны определённые условия . Исходя из собственного опыта работы в школе, хотелось бы отметить, что все вышеизложенные критерии безусловно одинаково важны и необходимы, но самым существенным в процессе введения инноваций является осознание всеми членами педагогического коллектива необходимости их внедрения . Чёткое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет как учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Рассмотрим каковы же причины, тормозящие внедрение инноваций в образовательный процесс . Одной из основных причин является отсутствие в школе инновационной среды. Под термином "инновационная среда" понимается определённая морально-психологическая обстановка, подкреплённая комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в слабой информированности по поводу инноваций разного рода. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент " сопротивления" учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности . Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям. Следует отметить, что в нашем учебном заведении созданы все необходимые условия и инновационная среда находится в режиме не просто функционирования, а в режиме развития. В условиях нашего учебного заведения реализуется программа информатизации и, безусловно, приоритетная роль отводится использованию ИКТ в процессе обучения иностранному языку.

Учащиеся профильных классов имеют возможность работать в сети Интернет, создавать мультимедийные презентации . Весьма интересным, на наш взгляд, является использование мультимедийной программы "Английский Платиновый" "English Platinum" . Например, в классе гуманитарного профиля, работая с произведением Б. Шоу "Пигмалион" успешно применяем данный курс, а именно раздел "Film" . Учащиеся имеют прекрасную возможность самостоятельно просмотреть фрагмент, выучить новую лексику, закрепить ее при составлении диалога.

Развитию креативности способствует работа с аутентичными произведениями английских и американских писателей и поэтов, конкурсы переводчика,фонетические конкурсы, публичная защита портфолио.

Развитию познавательной самостоятельности личности способствует и организация работы с одаренными детьми. Особенностью работы НОУ является командное взаимодействие.

Если положение каждого члена НОУ в шкалах "активность-пассивность", "свобода-зависимость" имеет явное смещение в сторону активности и свободы, то вы на правильном пути. Мы делаем попытку объединения усилий и учащихся и педагогов и работаем на результат.

Но ни для кого не секрет, что важнее побед считается личностный рост как ученика так и педагога, ведь научная деятельность-это сотворчество, прекрасная возможность самовыражения и самореализации. В данном процессе важно овладеть системой ТРИЗ, приемами эйдетики или методами саморегулирования. С этой целью необходима система мероприятий (семинары, тренинги, коллоквиумы) . Наша общая задача в создании такого интеллектуального пространства, где интересно было бы каждому члену НОУ и наставнику педагогу.

Ежегодно учащиеся принимают активное участие в городских, окружных и российских конкурсах и программах и занимают призовые места. Нами накоплен интересный опыт организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках

программы " Интеллектуально-творческий потенциал России". В 2005 году лауреатами Всероссийской открытой конференции в городе Обнинске Юность.Наука.Культура" стали Тарасюк Виталий, Борисовская Татьяна.

В 2006 году- Строителева Ольга -лауреат 1 степени, Антонова Екатерина, Борисовская Татьяна- лауреаты 2 степени, Тарасюк Виталий - лауреат 3 степени.Борисовская Татьяна вошла в рейтинг 100 лучших учеников России. В 2007 году - Полторанин Олег лауреат 3 степени, Гельмантинова Алина награждена спецдипломом за научно-исследовательскую работу на Всероссийской открытой конференции "Юность. Наука.Культура-Урал" в городе Златоусте. В марте 2008 года Комиссарова Анастасия ученица 10 "А" класса стала лауреатом 2 степени Российского конкурса "Познание и творчество" в номинации " Мир английского языка" В апреле 2009 г.на Всероссийской открытой конференции лауреатами стали 9 учащихся, в 2010 году количество лауреатов составляет 40 человек. Комаренко Александр стал лауреатом Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи "Национальное достояние России". Процесс формирования навыков научно-исследовательской деятельности реализуется целенаправленно и планомерно. Это и обеспечивает его результативность. Все критерии эффективности инноваций в процессе обучения и воспитания личности обучаемого должны работать на конечный результат, должны способствовать качественной подготовке будущего профессионала. Реализация инновационного проекта "Партнёрство учащихся и студентов", методическая поддержка являются весьма значительным вкладом педагогического коллектива по внедрению инициатив национального проекта "Наша новая школа".

Список используемой литературы

  1. Андарало А.И., Шилова Е.С. Инновации в образовательном процессе учащихся. Киев, 2002- с.19-29.
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 2001 .-с.45.
  3. Добриневская А.Н. Новизна в педагогической практике. - Минск, 2005. с.67-79.
  4. Конышева А.В. Организация инновационной работы. Спб. 2007 -с.99-112.