Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачи:

  • показать красоту любовных чувств поэта;
  • познакомить учащихся с адресатами любовной лирики А. С. Пушкина, а также с музыкальными произведениями, которые являются откликами на стихотворения поэта;
  • развивать творческие способности учащихся через прослушивание романсов и декламацию поэтических произведений;
  • развивать умение самообразования;
  • развивать умение ориентироваться в современном информационном пространстве;
    развивать умение публично выступать.

Эпиграфы:

Он пел любовь, но был печален глас.
Увы, он знал любви одну лишь муку.
В.А. Жуковский

Красивый музыкальный стих вызывает звуки, будит вдохновение; при одном чтении такого у композитора часто рождаются соответствующие мелодии.
Ц.А. Кюи

Вопросы и задания, данные учителем и намечающие план работы учащихся в группе (4 группы) над поставленной задачей.

1. Вопросы и задания к стихотворению "Сожженное письмо".

- Выразительно прочитайте стихотворение и проведите его комплексный анализ по данному ранее плану.

- Кто является адресатом этого стихотворения? Рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании.

- Ещё раз прочитайте стихотворение, слушая "Сентиментальный вальс" П.И.Чайковского. Какие чувства и настроение передаёт композитор в своём произведении?

- Прочитайте стихотворения "Храни меня, мой талисман..." и "Там, где море тихо плещет...". Найдите их отображение в других видах искусства (Потрет Пушкина работы Тропинина, пейзаж, портреты Воронцовой)

- Найдите романсы "Сожжённое письмо" на музыку Кюи, Якунина-Сугробова. Дайте историческую справку (создание романсов) и их сравнение.

- Приведите историческую справку о работе Пушкина в Михайловском над романом "Евгений Онегин". В это время он получал письма от Воронцовой. Может быть, под впечатлением писем от неё поэт пишет замечательное письмо Татьяны. В связи с этим найдите "Увертюру" П.И.Чайковского из оперы "Евгений Онегин" и самостоятельно подготовьте вопросы для учащихся.

- Подготовьте презентацию своего выступления.

2. Вопросы и задания к стихотворению "На холмах Грузии...".

- Выразительно прочитайте стихотворение и проведите его комплексный анализ по данному ранее плану.

- Найдите отображение стихотворения в других видах искусства (Портрет Пушкина работы Кипренского, пейзажные зарисовки, портреты Гончаровой)

- Найдите романс на музыку Римского-Корсакова и ответьте на вопросы:

В каком темпе льётся мелодия? Какие мотивы внёс в неё композитор? (восточные). Что слышится в аккомпанементе ? (шум реки). Какие слова являются ключевыми, как подчёркивает их певец? (И сердце вновь горит и любит:)

- Найдите романсы Римского-Корсакова на другие стихи Пушкина ("Редеет облаков летучая гряда", "Сновидение", "Цветок засохший"). Какие чувства поэта передал композитор? Какие чувства они вызывают у слушателя?

- Самостоятельно подготовьте вопросы для учащихся к стихотворению "Цветок засохший".

- Подготовьте презентацию своего выступления.

Приложение.

3. Вопросы и задания к стихотворению "Я Вас любил...".

- Выразительно прочитайте стихотворение и проведите его комплексный анализ по данному ранее плану.

- Найдите отображение стихотворения в других видах искусства (Автопортреты Пушкина, слайды: портреты Олениной)

- Прослушайте романс А. С. Даргомыжского "Я Вас любил" и ответьте на вопросы: Как композитор передал своеобразие поэтического замысла? С чего начинается и как заканчивается мелодия?

- Сравните романсы "Я Вас любил:" на музыку А.Даргомыжского, Ф.Толстого, Б.Шереметьева.

- Самостоятельно подготовьте вопросы для учащихся по романсам Ф.Толстого, Б.Шереметьева.

- Подготовьте презентацию своего выступления.

4. Вопросы и задания к стихотворению "Я помню чудное мгновенье:"

- Выразительно прочитайте стихотворение и проведите его комплексный анализ по данному ранее плану.

- Сравните финал элегии "К морю" и последние 2 строфы данного стихотворения. В чём заключается философский смысл пробуждения поэта?   

 - Что можно сказать о музыкальности, свойственной стихам А.С.Пушкина вообще? Что является источником музыкальности данного стихотворения?

- В творчестве каких композиторов нашло отклик это стихотворение? (более 20 композиторов).

- Кому посвятил свой романс Михаил Глинка? Как композитор пережил и прочувствовал всё, сказанное Пушкиным в этом стихотворении?

- Проанализируйте слова композитора Александра Николаевича Серова, назвавшего романс М Глинки "поэмой любви".

- Найдите романс М.Глинки в исполнении И.Козловского и О. Погудина. Сравните манеру исполнения.

- Самостоятельно подготовьте вопросы для учащихся об отклике многих композиторов на данное стихотворение.

- Подготовьте презентацию своего выступления.

После проведения занятия учащиеся могут написать эссе по одному из стихотворений А.С. Пушкина о любви.