Откуда берутся снег и лед?

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить со свойствами снега и льда.
  2. Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
  3. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Тип урока: изучение нового материала на основе формирования практических умений.

Оборудование:

  1. Конверт с загадками (конверт украшен снежинками).
  2. Снеговик – рисунок; бумажные снежинки (для каждого ученика).
  3. Карточки со словами: снег, лед, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.
  4. Форма для льда; блюдца со снегом, блюдца со льдом (по одному на парту), 2 стакана с теплой водой (у учителя).
  5. Листы цветной бумаги (один лист на двоих), кусочек газеты (один на двоих).
  6. Молоток.
  7. Презентация.
  8. Кусочек стекла (у учителя).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке у нас гость (рисунок Муравьишки-Вопросника). По просьбе Муравьишки – Вопросника я расскажу удивительную историю, которая с ним случилась. Он всегда задает разные вопросы своим друзьям и знакомым.

III. Работа над новым материалом.

С наступлением зимы у М-В появились новые вопросы. Сначала он обращался к Мудрой Черепахе, но она немного простудилась и крепко спала. Он побежал к друзьям. Они не смогли ему помочь, т.к. некогда, ведь даже зимой трудовая жизнь в муравейнике не затихает. Тогда М-В выбрался из муравейника и увидел, что все вокруг изменилось, и у него возник новый вопрос.

– А что же ребята произошло на улице?
– Какое время года сейчас?
– Чем покрыта земля?

Подняв голову, М-В увидел, что-то большое, непонятное. Оно смотрело на него, моргая глазками, улыбалось.

– Ребята и он спросил, как вас зовут?
– Отгадав загадку вы узнаете кто это?

Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа – морковка,
Глаза угольки, руки – сучки.
Холодный, большой – кто это такой?

– Ребята, значит, кто встретился М-В?

(Приложение. Снеговик – рисунок – Слайд.)

– Снеговик тоже пришел на урок и принес загадки. Ответив на них мы узнаем, что хотел спросить М-В у Снеговика.

  1. Одеяло белое не руками сделано
    Не ткалось и не кроилось.
    С неба на землю свалилось. (Снег.)
  2. Рыбам зиму жить тепло,
    Крыша – толстое стекло. (Лед.)

– Скажите, пожалуйста, откуда берутся снег и лед? – спросил М-В.
– Снеговик, подумал, но на этот вопрос не смог ответить и сказал. Что на этот вопрос поможет ответить Ветер – Ветродуй.
– Вы, ребята тоже будьте внимательны и, если нужна будет ваша помощь М-В, поддержите его.

Практическая работа.

– Какой снег? Рассмотрите снег в стаканчике. Какого он цвета? (Белый.)
– Посмотрите сквозь стакан со снегом.
– О каком свойстве снега это говорит? (Непрозрачный.)
– проверьте, потыкав карандаш в снег. (Рыхлый.)

IV. Физкультминутка.

Отдохнем чуть-чуть. Представим себе, что мы снежинки.

V. Работа над новой темой.

Вдруг раздался голос:

– Кто это?
– Это Ветер – Ветродуй. Я знаю, что тебя интересует на этот раз. Откуда берутся снег и лед….? Верно?
– На этот вопрос я тебе отвечу, но сначала – загадка.

С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много – много звездочек – тонких, как стекло
Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки.)

– Снежинки, образуются высоко над землей в облаках. Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.

А как же снежинки попадают в облака – спросил М-В?

Облака – это скопление капелек воды в небе. В теплое время года они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима, приходит мороз – Морозида, замораживает капельки воды и превращает в снежинки.

Практическая работа.

Рассмотрите снежинки из бумаги. Сколько лучей? (6)

Работа в тетради (с. 20) рисование снежинки по вариантам.

М-В спрашивает у Ветра – Ветродуя про лед, но он сказал, что про лед ему расскажет Мороз – Морозила.

– Ну что же делать, как найти Мороза – Морозилу?

Физкультминутка нам поможет.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают на нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

V. Практическая работа.

Рассмотрите лед в стаканчике. – Какого он цвета? (Бесцветный.)

Приставьте цвет. Бумагу к стаканчику со льдом. – О каком свойстве льда идет речь? (Прозрачный.)

– А как в домашних условиях мы можем получить лед?
– Какое свойство льда позволяет льду разбиться? Проверим (молоток по куску льда – хрупкий). Мороз – Морозила нам помог. Скажем спасибо ему. Мы много узнали с вами нового.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Отгадайте кроссворд

  1. Меня все растили
    Из снега слепили
    Холодный, большой –
    Кто я такой?
    (Снеговик).
  2. Без рук рисует,
    Без зубов кусает.
    (Мороз)
  3. Прозрачен как стекло,
    А не вставишь в окно.
    (Лед).
  4. Кто, угадай-ка, седая хозяйка
    Тряхнет перинки – над миром пушинки?
    (Зима).

– Какое ключевое слово получилось? (Вода.)
– Почему? (Снег и лед образуются при замерзании воды.)
– Что такое снег и лед? (Замерзшая вода.)
– Назовите основные свойства снега и льда.

2. Графический диктант.

На доске условные обозначения:

– Снег при таянии превращается в воду. (Да)
– Если вода замерзает, она превращается в лед. (Да)
– Снег бесцветный. (Нет)
– Лед прозрачный. (Да)
– У снежинки пять лучей. (Нет)
– Снег рыхлый. (Да)
– Лед хрупкий. (Да)
– Снег непрозрачный. (Да)
– Все снежинки одинаковые. (Нет)
– Снег белый. (Да)

VI. Итог урока.

Рефлексия.

(Слайд). Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился, мне понравилось…и т.д.(Дети передают мяч и говорят: “На уроке я узнал, что... )