Цели:
- Познакомить со свойствами снега и льда.
- Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
- Воспитывать интерес к явлениям природы.
Тип урока: изучение нового материала на основе формирования практических умений.
Оборудование:
- Конверт с загадками (конверт украшен снежинками).
- Снеговик – рисунок; бумажные снежинки (для каждого ученика).
- Карточки со словами: снег, лед, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.
- Форма для льда; блюдца со снегом, блюдца со льдом (по одному на парту), 2 стакана с теплой водой (у учителя).
- Листы цветной бумаги (один лист на двоих), кусочек газеты (один на двоих).
- Молоток.
- Презентация.
- Кусочек стекла (у учителя).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
Сегодня на уроке у нас гость (рисунок Муравьишки-Вопросника). По просьбе Муравьишки – Вопросника я расскажу удивительную историю, которая с ним случилась. Он всегда задает разные вопросы своим друзьям и знакомым.
III. Работа над новым материалом.
С наступлением зимы у М-В появились новые вопросы. Сначала он обращался к Мудрой Черепахе, но она немного простудилась и крепко спала. Он побежал к друзьям. Они не смогли ему помочь, т.к. некогда, ведь даже зимой трудовая жизнь в муравейнике не затихает. Тогда М-В выбрался из муравейника и увидел, что все вокруг изменилось, и у него возник новый вопрос.
– А что же ребята произошло на улице?
– Какое время года сейчас?
– Чем покрыта земля?
Подняв голову, М-В увидел, что-то большое, непонятное. Оно смотрело на него, моргая глазками, улыбалось.
– Ребята и он спросил, как вас зовут?
– Отгадав загадку вы узнаете кто это?
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа – морковка,
Глаза угольки, руки – сучки.
Холодный, большой – кто это такой?
– Ребята, значит, кто встретился М-В?
(Приложение. Снеговик – рисунок – Слайд.)
– Снеговик тоже пришел на урок и принес загадки. Ответив на них мы узнаем, что хотел спросить М-В у Снеговика.
- Одеяло белое не руками сделано
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег.) - Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (Лед.)
– Скажите, пожалуйста, откуда берутся снег и лед? – спросил М-В.
– Снеговик, подумал, но на этот вопрос не смог ответить и сказал. Что на этот
вопрос поможет ответить Ветер – Ветродуй.
– Вы, ребята тоже будьте внимательны и, если нужна будет ваша помощь М-В,
поддержите его.
Практическая работа.
– Какой снег? Рассмотрите снег в стаканчике. Какого он цвета? (Белый.)
– Посмотрите сквозь стакан со снегом.
– О каком свойстве снега это говорит? (Непрозрачный.)
– проверьте, потыкав карандаш в снег. (Рыхлый.)
IV. Физкультминутка.
Отдохнем чуть-чуть. Представим себе, что мы снежинки.
V. Работа над новой темой.
Вдруг раздался голос:
– Кто это?
– Это Ветер – Ветродуй. Я знаю, что тебя интересует на этот раз. Откуда берутся
снег и лед….? Верно?
– На этот вопрос я тебе отвечу, но сначала – загадка.
С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много – много звездочек – тонких, как стекло
Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки.)
– Снежинки, образуются высоко над землей в облаках. Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.
А как же снежинки попадают в облака – спросил М-В?
Облака – это скопление капелек воды в небе. В теплое время года они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима, приходит мороз – Морозида, замораживает капельки воды и превращает в снежинки.
Практическая работа.
Рассмотрите снежинки из бумаги. Сколько лучей? (6)
Работа в тетради (с. 20) рисование снежинки по вариантам.
М-В спрашивает у Ветра – Ветродуя про лед, но он сказал, что про лед ему расскажет Мороз – Морозила.
– Ну что же делать, как найти Мороза – Морозилу?
Физкультминутка нам поможет.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают на нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
V. Практическая работа.
Рассмотрите лед в стаканчике. – Какого он цвета? (Бесцветный.)
Приставьте цвет. Бумагу к стаканчику со льдом. – О каком свойстве льда идет речь? (Прозрачный.)
– А как в домашних условиях мы можем получить лед?
– Какое свойство льда позволяет льду разбиться? Проверим (молоток по куску льда
– хрупкий). Мороз – Морозила нам помог. Скажем спасибо ему. Мы много узнали с
вами нового.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Отгадайте кроссворд
- Меня все растили
Из снега слепили
Холодный, большой –
Кто я такой?
(Снеговик). - Без рук рисует,
Без зубов кусает.
(Мороз) - Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед). - Кто, угадай-ка, седая хозяйка
Тряхнет перинки – над миром пушинки?
(Зима).
– Какое ключевое слово получилось? (Вода.)
– Почему? (Снег и лед образуются при замерзании воды.)
– Что такое снег и лед? (Замерзшая вода.)
– Назовите основные свойства снега и льда.
2. Графический диктант.
На доске условные обозначения:
– Снег при таянии превращается в воду. (Да)
– Если вода замерзает, она превращается в лед. (Да)
– Снег бесцветный. (Нет)
– Лед прозрачный. (Да)
– У снежинки пять лучей. (Нет)
– Снег рыхлый. (Да)
– Лед хрупкий. (Да)
– Снег непрозрачный. (Да)
– Все снежинки одинаковые. (Нет)
– Снег белый. (Да)
VI. Итог урока.
Рефлексия.
(Слайд). Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился, мне понравилось…и т.д.(Дети передают мяч и говорят: “На уроке я узнал, что... )