Цели урока:
- Расширить знания детей о реках и морях;
- Познакомить с природными источниками воды, используемой в быту;
- Воспитать бережное отношение к природе водоемов.
Оборудование:
- Демонстрационные карточки со словами: “Как?”, “Откуда?”, “Куда?”, “Осетр”, “Москва”, “Волга”, “Каспийское море”;
- Картины с изображением реки, моря; видеофрагменты, слайды о реке, о море;
- Конверт с загадками; флажок из бумаги;
- Кукла Злючка – Грязючка;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока – вступительная беседа.
– Дорогие исследователи, мне хочется поздравить вас с первой победой. Вместе
с Мудрой Черепахой и Муравьишкой мы закончили изучать первый раздел учебника.
Здесь мы нашли ответы на многие вопросы.
– Откройте учебники (стр.40), рассмотрите картинки и скажите, что нового вы
узнали на наших уроках? (Ответы детей.)
– Рассмотрите страницу справа и скажите, на какие вопросы мы найдем ответы,
изучая темы следующего раздела?
Приложение. Слайд с вопросами Как? Откуда? Куда?
– А что же принес нам сегодня на урок Муравьишка Вопросник? (Конверт.)
Слайд Муравьишка и письмо.
Чтение письма Муравьишки – загадка.
Течет – течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит. (Река)
Слайд с изображением реки.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по карте и ответим на вопросы.
Куда текут реки?
– Послушайте рассказ о том, как путешествует вода и постарайтесь запомнить названия рек, о которых говорится в рассказе. (Учитель читает рассказ.)
После чтения дети называют реки. На доске на карте выставляются карточки с названием рек:
Осетр Ока Волга
– Куда же попадает вода – путешественница? (В Каспийское море) показ на карте.
Слайд.
– Сегодня Муравьишка предлагает нам совершить путешествие на корабле.
Установим флажок над рекой Осетр и мы плывем по реке Осетр. И вдруг река впадает
в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока.)
– И мы отправляемся в путешествие к реке Ока.
На доске появляется слайд
– Плывем дальше! Впереди мост! Будьте осторожны! Проплываем под мостом. Внимание слева река! Кто знает название этой реки? (Это река Москва.)
Устанавливаем карточку “Москва над карточкой “Ока”.
– Плывем дальше. Река Ока становится все шире и шире (показ на карте). И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга.)
– Что вы знаете об этой реке? Что помните из рассказа автора?
Может быть, кто бывал на реке Волге? (Ответы детей.)
– Мы продолжаем свое путешествие по реке Волге. Посмотрите на рисунок. Что вы
видите? (Катер, теплоход, баржу.)
– Что вы видите по берегам Волги? (Города, порт, железную дорогу. По берегам
реки – поля, луга, леса.) (Слайды)
– Чем дальше мы плывем, тем шире и шире становится река. А куда же впадает
река Волга? (Каспийское море.)
– Наш корабль заканчивает свое путешествие в Каспийском море.
Давайте понаблюдаем, что можно увидеть с борта корабля.
(Над морем летают чайки, плещут рыбы. В море вышли рыболовные суда.)
Слайд с изображением моря.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике и на доске. Скажите, чем отличается река
от моря? (Ответы детей.)
– У Маравьишке в конверте еще одна загадка:
Кругом вода,
А с питьем – беда. (Море.)
– Почему же в море с питьем беда? Чем речная вода отличается от морской?
(В море вода соленая.)
– А что же об этом нам говорит Мудрая Черепаха?
– Ученик читает по учебнику вывод от лица Мудрой Черепахи.
– Ребята пока мы беседовали, Муравьишка решил искупаться “ в море”, не выходя из
квартиры. Рассмотрите рисунок в учебнике (стр.43). Скажите, как же это у него
получилось?
– Ребята сочините сказку о том, как Муравьишке в квартире появилось море.
– А теперь посмотрите как выглядит морская соль.
– Морская соль используется для лечебных ванн, ее можно купить в аптеке.
– Наше путешествие подошло к концу.
– Кто может рассказать о том как мы плыли?
(Ответы детей.)
III. Физкультминутка.
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура, замри!
IV. Беседа о том, откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо.
Человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без……….(воды)
– Дети, кто сегодня утром пользовался водой? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, откуда к вам в дом пришла вода? (Ответы детей.)
– Дальше работа по учебнику(стр.44-45)
– Давайте проследим, откуда в наш дом приходит вода? Где начало этого пути?
(Ответы детей.)
– Установите синие фишки – капельки в тех местах, где вода начинает свой
путь. (Дети устанавливают фишки на синих стрелках.)
– Почему речная вода попадает на станцию очистки воды? (Ответы детей.)
– Речную воду пить нельзя! Вода в реках недостаточна чистая. На станциях
очистки воды она проходит через фильтры – специальные очищающие устройства, и
только чистая вода приходит в наши дома. Проведите синие фишки – капельки по
синей дорожке в доме.
– Расскажите, куда же поступает чистая вода? (Ответы детей.)
– Пока мы беседовали, к нам в гости пришла Злючка – Грязючка. Слайд.
Чтение текста от лица Злючки – Грязючки.
– Давайте проследим, куда уходит грязная вода из наших квартир? По каким дорожкам любит гулять Злючка – Грязючка?
Дети с помощью коричневой капельки – фишки прослеживает путь грязной воды.
– Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через
очистительные сооружения. Какой путь выбрать – длинный или короткий? (Ответы
детей.)
– Если наша коричневая капелька окажется сразу в реке, хорошо ли это будет
речным обитателям? (Ответы детей.)
– Кто обрадуется загрязнению реки? (Злючка – Грязючка.)
– Что случится с коричневой капелькой, если она попадет в очистительные
сооружения? (Она станет чистой.)
– Правильно! Давайте же заменим коричневую капельку синей и направим ее в
реку.
V. Практическая часть.
Для опыта берется 2 стакана с загрязненной водой и фильтр (марля). Один стакан с водой пропускается через фильтр. Затем вода в стаканах сравнивается.
Дети делают вывод.
VI. Работа в тетрадях. (стр. 18) Учащиеся показывают синим карандашом путь воды из реки до станции очистки, от станции до дома, а коричневым карандашом – путь от дома до очистных сооружений, а затем вновь синим от очистных сооружений до реки.
VII. Итог урока.
– Куда текут реки?
– Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
– Что можете сделать вы, чтобы Злючка – Грязючка не поселилась в нашей реке?
VIII. Домашнее задание. Рабочая тетрадь, стр.18, задание 2.