Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;
  • развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и группе; развитие наблюдательности, умения анализировать и делать выводы;
  • воспитание чувства любви и заботы, бережного отношения к природе, привлечение внимания обучающихся к проблемам экологии.

Оборудование:

  • учебник "Природоведение" 3 кл. /1-3/, 4 кл. /1-4/,авт. А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 1999;
  • карта природных зон;
  • карта "Почвы России";
  • атласы у обучающихся;
  • образцы почв (чернозёмная, подзолистая);
  • коллекция почв;
  • мультимедийная презентация к уроку Приложение 1;
  • компьютеры;
  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • справочная литература.

Ход урока

I. Организационный момент

Дорогие ребята! Сегодня на уроке вы будете давать полные ответы, внимательно слушать учителя и ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.

II. Постановка темы и целей урока

Упражнение "Узнай меня".

Учитель: Сформулируйте тему урока.

В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Тема урока: Почва)

Учитель: Что бы вы хотели узнать по этой теме?

План урока:

  1. Типы почв.
  2. Охрана почв.

III. Актуализация знаний

Учитель: Что такое почва? (Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных).

Учитель: Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы. Приложение 2

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

IV. Изучение нового материала

1. Практическая работа. (На столах обучающихся образцы почв).

Назовите основное свойство почвы /слово в выделенной строчке/. (Плодородие)

От чего зависит плодородие? (От количества перегноя).

Посмотрите на образцы почв №1 и №2. Что заметили? (Почвы разного цвета).

От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва). От количества перегноя зависят типы почв.

2. Постановка учебной задачи: Я представляю вам учеников-консультантов, которые расскажут о некоторых типах почвы. Разделитесь на 2 группы, внимательно слушайте сообщения ребят, заполните таблицу "Типы почв" Приложение3. (По сигналу консультанты меняются местами). Затем мы подведём итог.

3. Работа в группах

1 ученик-консультант. Чернозёмные почвы - одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, так как там почва не такая плодородная.

2 ученик-консультант. Подзолистые почвы - серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

4. Подведение итогов

  • О каких типах почв вы узнали? (Чернозёмные, подзолистые).
  • В какой почве самое большое количество перегноя? (Чернозёмной).
  • В какой природной зоне преобладают черноземные почвы? ( В степи).
  • Что интересного вы узнали о чернозёмной почве?
  • В какой природной зоне преобладают подзолистые почвы? (В тайге и смешанных лесах).
  • Как удается людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах? (Главными условиями получения высоких урожаев является хорошая обработка почвы и внесение удобрений).

5. Практическая работа (продолжение)

Посмотрите на образцы почв №1 и №2. Определите тип почв.

6. Работа с учебником

  • В природе существуют и другие типы почв. Откройте учебник на стр.117, прочитайте и дополните таблицу.
  • Какие типы почв существуют?
  • Как вы думаете, почему они так названы? (Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы).

7. Работа с картой почв и атласами

  • Покажите на карте, в какой природной зоне находится наш край - Сандовский район.
  • Какая почва наиболее характерна для нашего края? (В нашем крае больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы).
  • Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны и человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.
  • Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах - почвоведение. Он говорил, что почва дороже золота. Объясните, почему? (Без золота прожить можно, а без почвы нет)

V. Физкультминутка

У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? (Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем).

VI. Изучение нового материала (продолжение)

Правильно, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. За почвой нужен правильный уход. Она нуждается в бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву может восстановить сама природа, причём очень медленно: за 250-300 лет -1 см, 20 см - за 5-6 тыс. лет. Зато разрушить почву можно быстро в течение 1 года.

Самостоятельная работа с учебником

  • Что разрушает почву? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр. 119.
  • Что разрушает почву? (Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие).
  • Как предотвратить разрушение почв? (Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.).
  • А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
  • Охрана почвы - это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
  • Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация "Гринпис" (англ. Greenpeace - "Зеленый мир"), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).
  • Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).

VII. Закрепление изученного материала

Для закрепления изученного материала вы поработаете в парах на компьютерах с тестом.

Как вы справились с заданием? Приложение 4

VIII. Подведение итогов

Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили?

  • Какие бывают почвы?
  • Почему надо бережно относиться к почвам?
  • Как надо охранять почвы?

X. Домашнее задание

1. Стр. 117 - 120. Подготовьте ответы на вопросы на стр.120.

2.

  • 1 группа: продолжите заполнять таблицу "Типы почв".
  • 2 группа: расспросите взрослых, какая ведется работа в нашем крае по охране почвы. Подумайте, чем вы можете помочь взрослым.