Воспитание правопослушности дошкольников как основа профилактики дорожно-транспортного травматизма

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах российских городов гибнут сотни маленьких детей, многие получают ранения, которые отрицательно влияют на всю их дальнейшую жизнь. Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных проишествиях (ДТП), резко возрастает. Поэтому основы дисциплинированного поведения детей необходимо закладывать именно в дошкольный период развития.

Значение воспитательно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения на улицах переоценить невозможно. Это важный этап в освоении моделей социального поведения. По данным психологов, в возрасте от 3-7 лет дети осваивают правила поведения и отношения между людьми в процессе ролевых игр. Доказано, что чтение сказок и историй, проведение игр и специально организованных занятий в форме игры являются для ребёнка не только развлечением. Играя, ребёнок усваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях.

Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения на улице, сколько в выработке правопослушного поведения, дисциплинированности и соблюдения осторожности на улице.

Ребёнок дошкольного возраста на дороге обычно находится под присмотром взрослых. И само по себе знание правильного перехода или поведения не так важно, как формирование представлений ребёнка о том, что правила помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в разных ситуациях.

С ранних лет ребёнок должен усвоить, что дорога несёт потенциальную опасность, которой можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным и внимательным.

Основное положение, которое педагог должен последовательно реализовывать в профилактической работе, – жизнь в городе (семье, д/с) происходит по правилам; правила бывают разные, но все они помогают людям и поэтому их следует выполнять. Это положение является ключевым в воспитательной работе с дошкольниками.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением транспорта, поэтому я и моя коллега (напарница) решили проводить систематическую работу по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Педагогическую деятельность осуществляем по принципу от простого к сложному, работаем в тесном контакте с родителями воспитанников и с библиотекой, работники которой обеспечивают нас необходимой литературой, организуют тематические встречи и викторины.

Непосредственно организованная деятельность (занятия) позволяет развивать мышление детей, их умение ориентироваться в ситуации, видеть и систематизировать детали, на которые они раньше не обращали внимания. При организации сюжетных игр, чтении иллюстрированных изданий мы акцентируем внимание на поведение человека, соблюдающего правила. Во время экскурсий, целевых прогулок обращаем внимание на грамотное поведение пешеходов и водителей.

Продуктивная деятельность на актуальную тему способствует «приближению» правил дорожной безопасности к ребёнку, воздействуя на него через игровую мотивацию, творческие способности, воображение.

В этом году, работая с детьми старшего возраста, мы разработали проект по данной теме и успешно его осуществили.

Хочется надеяться, что наш опыт работы поможет воспитателям организовать такое обучение в своём детском саду, а детям – в любой ситуации на дороге чувствовать себя уверенно и безопасно.

Проект «Правила движения достойны уважения».

Тема: Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Авторы: Бут Т., Лифарь Л.В.

Участники: дети старшей группы, сотрудники ДОУ, родители, инспектор ГИБДД.

Вид: комплексный, групповой, длительный.

Сроки реализации: 4 месяца.

Проблема: неумение применять полученные знания по пдд в реальной жизни, на практике.

Цели:

  • формировать у детей устойчивые знания и прочные навыки культурного, безопасного поведения на улице, дороге и транспорте.
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Задачи:

  • Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде
  • Закрепить умение соблюдать сигналы светофора
  • Научить различать дорожные знаки, объяснить значение каждого знака
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.

Предполагаемый результат:

  • расширение объёма знаний детей о правилах поведения на улицах и дорогах
  • умение ориентироваться в проблемной ситуации
  • формирование навыков соблюдения ПДД
  • привлечение родителей к сотрудничеству с педагогами по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения
  • проведение КВН этапы проекта.
Этапы, мероприятия Цели Сроки Ответственные
1-й этап – подготовительный
Диагностика. Выявить уровень представлений детей о правилах дорожного движения. Сентябрь Воспитатели
Анкетирование «Я и мой ребёнок на улицах города». Узнать знакомы ли дети с ПДД, могут ли ориентироваться на улицах города, соблюдаете ли Вы сами эти правила. Октябрь Воспитатели
Родительское собрание «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Побудить родителей соблюдать ПДД и повысить ответственность за безопасность детей. Октябрь Воспитатели
2-й этап – содержательный
Целевая прогулка к автобусной остановке, проезжей части. Сформировать представления о правилах движения пешеходов. Октябрь Воспитатели
Беседы:
Какая она, улица?
О правилах поведения в городском транспорте и рядом с ним.
Развивать способность к ориентировке на улице и умению различать виды транспорта.
Уточнить знание правил этичного и безопасного поведения в транспорте.
Октябрь

Ноябрь
Воспитатели

Воспитатели
Встреча с инспектором ГИБДД. Познакомить с профессией и функциями сотрудника ГИБДД. Ноябрь Воспитатели
Игры
С-р «Экскурсия по городу»
Закрепить правила безопасного поведения на дороге и в транспорте. Октябрь Воспитатели
С-р «Пешеходы и транспорт». Практически освоить ПДД, пройти или проехать без нарушений, двигаться и останавливаться по сигналу, умело регулировать движение. Ноябрь Воспитатели
п/и «Светофор» Закрепить назначение цветов светофора, развивать внимание. Октябрь Воспитатели
п/и «Кто проедет первым?» Обобщить знания о труде водителей, учить делать правильный выбор. Ноябрь Воспитатели
дидактическая «Азбука дорог» Учить ориентироваться в дорожной ситуации, соблюдать ПДД, контролировать выполнение правил другими. Декабрь Воспитатели
Дидактическая «Отгадай и покажи» Закрепить умение различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса), их назначение. Декабрь Воспитатели
Дидактическая «Моделируемые знаки». Закрепить знания о знаках дорожного движения, развивать зрительную память, внимание. Декабрь Воспитатели
Дидактическая «Водители» Закрепить назначение дорожных знаков и умение ориентироваться по схеме пути. Декабрь Воспитатели
Знакомство с литературой
Н. Носов «Автомобиль», В. Алексеева «Три друга пешехода в любое время года»,
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,
А. Дугилов «Моя улица»,
О. Тарутин «Для чего нам светофор»
Развивать интерес к худ. литерат., учить понимать идею произведения, оценивать поступки героев. Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь
Воспитатели
инсценировка по стих. В. Семернин «Запрещается – разрешается» Развивать инициативу, самостоятельность, художественные способности детей закрепляя ПДД на основе стихотворения.
Занятия:
«Безопасность на дорогах»
Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о ПДД, уточнить представления детей о правилах пользования пешеходным переходом. Октябрь Воспитатели
«Чтобы не было беды» Уточнить и систематизировать знания о ПДД, развивать необходимость соблюдать их. Ноябрь Воспитатели
«Лучший пешеход». Познакомить детей с движением пешеходов в городе, районе; объяснить, какой вред наносят нарушители правил уличного движения. Октябрь Воспитатели
«Маленький шофёр» Познакомить с правилами передвижения на велосипеде, научить правилам поведения в опасных ситуациях, развивать внимание. Ноябрь Воспитатели
Коллективная аппликация «Улица города» Закрепить знания детей о ПДД. Учить составлять предметную композицию, располагая предметы на всём листе.
Формировать интерес к совместной работе.
Ноябрь Воспитатели
Конструирование «Дорожные знаки» Закрепить знания о дорожных знаках (цвет, форма, назначение). Развивать конструктивное мышление, способствовать формированию настойчивости в достижении цели. Декабрь Воспитатели
3-й этап – итоговый
Совместная деятельность родителей и детей
Конкурс поделок
Побудить родителей принять участие в конкурсе поделок. Способствовать созданию творческой атмосферы в семье, пробудить желание вместе с детьми придумывать и мастерить. Декабрь Воспитатели
Работы детей
Книжка-памятка «Юного пешехода»
Закрепить ПДД и умение самостоятельно реализовать их в практической деятельности. Декабрь Воспитатели
КВН «Путешествие в страну Светофорию» Вызвать интерес у детей и родителей к совместной игровой деятельности. В увлекательной форме закрепить правила безопасного поведения на дороге, побудить соблюдать эти правила. Декабрь Воспитатели, музыкальный руководитель.

Список литературы:

  1. Дошкольное воспитание №7, 2007.
  2. «Основы безопасного поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева, Волгоград: Учитель, 2008.
  3. «Мир в дидактических играх дошкольников», Л.В. Артемова, Москва «Просвещение», 1992.
  4. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение», 1989.
  5. «Три сигнала светофора», составитель Т.Ф. Саулина, Москва «Просвещение», 1989.

Приложения.