Сказы П.Бажова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (182 кБ)


Цели урока: расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников.

Задачи урока:

  • Систематизировать знания учащихся о прочитанных произведениях.
  • Развить творческие способности и эстетический вкус.
  • Воспитать интерес к чтению, чувство прекрасного, укрепить гражданские и нравственные позиции.
  • К уроку дети прочитали произведения П.Бажова "Медной горы Хозяйка", "Огневушка-поскакушка".

Ход урока

I. Выбираем экспертов. Это наше жюри на сегодняшний урок.

Дети называют произведения, прочитанные ими при подготовке к этому уроку. Три ученика, которые прочли большее количество произведений П. Бажова, становятся экспертами.

Они, в свою очередь, задают три "каверзных" вопроса классу и, таким образом, выбирают трёх капитанов команд.

- Чем отличается сказка от сказа?

- В какой местности происходят все события, описанные в сказах П.Бажова?

- Какая отличительная особенность сказов П.Бажова?

Капитаны по очереди выбирают себе членов команд.

Команда садится в круг, чтобы иметь возможность работать вместе, и придумывают себе название. Названия вывешиваются на доске, под ними эксперты в ходе урока подписывают баллы.

II. Учитель знакомит детей с биографией (Слайды 1-4)

Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем работал в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь.

Бажов создал знаменитую книгу сказов "Малахитовая шкатулка", которую перевели почти на все языки мира. Он ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами. Книги Павла Петровича Бажова любимы и взрослыми, и детьми. Язык, которым они написаны, близок к народному. Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений.

III. - Первое задание для команд :

- Отгадайте название сказки.

- Соотнесите число с буквой алфавита и вы узнаете название сказа, с которой мы сейчас начнём работать. Задание на доске. (Слайды 5-6)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
А Б В Г д Е Ё Ж 3 И И К Л М Н О П
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33  
Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я  

14 6 5 15 16 11

4 16 18 29

23 16 9 33 11 12 1

Ответ: "Медной горы Хозяйка". (Слайд 7)

Чья команда первой отгадала название сказа получает один балл.

IV. Эксперты по очереди задают командам вопросы по содержанию произведения. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

- Как звали главного героя сказа? (Степан Петрович.)

- Где произошла встреча Степана с Хозяйкой медной горы? (На Красногорском руднике.)

- Что почувствовал Степан, когда ее увидел? (Испугался.)

- О чем Хозяйка медной горы попросила Степана? (Сказать приказчику, чтобы он не добывал руду на Красногорском руднике.)

- Как Степан отреагировал на ее просьбу?

- Согласился ли Степан помочь Хозяйке?

- Какое обещание дала Хозяйка медной горы Степану? (Обещала выйти замуж.)

- Что случилось со Степаном после того, как он выполнил просьбу Хозяйки? (Его выпороли, спустили в гору и приковали цепями.)

- Как Хозяйка медной горы помогла Степану?

- Какие драгоценные камни видел Степан в горе?

- Почему Степан не взял замуж Хозяйку медной горы? (У него уже была невеста.)

- На каком условии отпустила Хозяйка Степана?

- Какой подарок она преподнесла Степану? (Малахитовую шкатулку.)

- Расскажите, как Хозяйка избавила Степана от приказчика?

- Как сложилась дальнейшая судьба Степана?

- Какое впечатление произвел на вас сказ?

- Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

- Принесла ли Степану счастье встреча с Хозяйкой медной горы?

V. Тест (Cлайды 8-13)

Каждая команда получает чистый лист для коллективных ответов. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

1. Как звали главного героя сказа?

а) Василий б) Степан в) Игнат

2. Какое отчество было у Степана?

а) Петрович б) Иванович в) Степанович

3. Как назывался рудник, из которого добывали железную руду?

а) Красногорский в) Краснозаводский

б) Красносельский

4. Кого встретил Степан у горы?

а) Хозяйку леса б) Хозяйку луга в) Хозяйку горы

5. Какие слуги были у Хозяйки?

а) Ящерицы б) Лисы в) Белки

6. В кого превращалась Хозяйка медной горы?

а) В лисицу б) В ящерицу в) В птицу

7. Кому Степан должен был передать слова Хозяйки?
а) Невесте б) Надзирателю в) Приказчику

8. Как звали невесту Степана?

а) Катя б) Настя в) Ольга

9. Что подарила Хозяйка медной горы Степану?
а) Шкатулку б) Кольцо в) Бусы

10. Какие камни нашли в руках Степана?

а) Бирюса б) Изумруд в) Агат

Ответы на доске (Слайд 14):

1 - б; 2 - а; 3 - а; 4 - в; 5 - а; 6 - б; 7 - в; 8 - б; 9 - а; 10 - б.

VI. Цифровой диктант (Слайды 15-19)

Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1 (единицу), если не согласны - 0 (ноль). Каждая команда получает чистый лист для ответов. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

1. Главный герой сказа Степан.

2. Лисы были слугами Хозяйки медной горы. (Ящерицы.)

3. Хозяйка горы превращалась в ящерицу.

4. У Хозяйки медной горы была черная коса.

5. Рудник назывался Красносельским. (Красногорский.)

6. Степан женился на Хозяйке горы.

7. Невесту Степана звали Катей. (Настей.)

8. Барин жил в Санкт-Петербурге.

9. Барин из малахита хотел сделать сундук. (Столбы.)

10. В руках у Степана нашли изумруд.

Ответы на доске (Слайд 20)

1 0 1 1 0 0 0 1 0 1

VII. Работа над иллюстрацией. (Слайд 21)

Команды устно отвечают на 3 вопроса экспертов. За правильные и полные ответы начисляются баллы.

- Рассмотрите иллюстрации, найдите в тексте отрывки, которые подходят к данным иллюстрациям.

- Кто изображен на иллюстрации?

- Как художник изобразил Степана?

- Во что он одет?

- Как вы думаете, какие чувства он испытывает в данный момент?

- Как художник изобразил Хозяйку медной горы?

- Опишите ее внешний вид.

- Какие чувства выражает ее лицо?

- Как вы думаете, почему она грустит?

VII. Эксперты подсчитывают баллы и подводят итоги по работе с произведением П.Бажова "Медной горы Хозяйка".

Пока эксперты подводят подсчёты, ученики находят слова в слове ШКАТУЛКА.(Слайд 22)

Ответ (Слайд 23):

утка, лук, шутка, лак, шкала, акула, шакал, так, кукла, шут, тушка и т. д.

VIII. Отгадайте название следующей сказки.

- Соотнесите число с буквой алфавита и вы узнаете название сказа, с которой мы сейчас начнём работать. Задание на доске. (Слайды 24-25)

Расшифруйте название сказки.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 110 11 12 13 14 15 16 17
А Б В Г Д Е Ё Ж 3 И И К Л М Н О П
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33  
Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я=  

 16 4 15 6 3 21 26 12 1 -17 16 19 12 1 12 21 26 12 1

Ответ: "Огневушка-поскакушка".(Слайд 26)

IX. Эксперты по очереди задают командам вопросы по содержанию произведения. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

- Что такое прииск?

- Кто такие старатели?

- Назовите главных героев сказки? (Федька и дед Ефим.)

- Кого увидели главные герои сказки в лесу?

- Расскажите, как произошла первая встреча Феди и Огневушки-поскакушки?

- Опишите, как выглядела Огневушка?

- Кто еще увидел Поскакушку?

- Что она делала? (Танцевала.)

- Почему мужики не сразу поверили в то, что видели? (Они подумали, что им показалось.)

- Что рассказал дед Ефим про Огневушку-поскакушку? (Там, где поплясала Огневушка-поскакушка, люди находили золото.)

- Какое впечатление произвел рассказ деда на Федю?

- Почему мужики не нашли на этом месте золота? (Не смогли найти места, где она танцевала.)

- Кто, по мнению Феди, помешал им найти нужное место? (Филин.)

- Почему деда Ефима и Федьку стали дразнить в деревне?

- Как их называли?

- Страдал ли от этого мальчик? А дед Ефим?

- Расскажите, как произошла вторая встреча Федьки с Огневушкой-поскакушкой?

- Нашли ли дед Ефим и Федя золото на этот раз? Почему?

- Почему дед Ефим разозлился на Поскакушку?

- Изменилось ли отношение Феди к Поскакушке?

- Расскажите, почему Федор захотел уйти жить к деду?

- Как вы считаете, хорошо ли ему жилось в доме отца?

- Кого встретил Федька по дороге к дому деда Ефима?

- Расскажите, как произошла эта встреча?

- Как Огневушка-поскакушка помогла Феде найти золото?

- Удалось ли Феде еще раз увидеть Поскакушку?

- Как стали называть место, где Федор и дед Ефим нашли золото?

X. Цифровой диктант. (Слайды 27-31)

Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1 (единицу), если не согласны - 0 (ноль). Каждая команда получает чистый лист для ответов. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

1. Главного героя сказки звали Митя. (Федя.)

2. Огневушка-поскакушка танцевала в лесу.

3. У Поскакушки были черные волосы. (Рыжие.)

4. Филин спугнул Поскакушку.

5. На месте пляски Огневушки находили изумруды. (Золото.)

6. Дед Ефим и Федя ходили на прииски по субботам.

7. Третий раз Федор встретил Поскакушку летом. (Зимой.)

8. Поскакушка танцевала вокруг березы.

9. Золото Федя нашел весной.

10. Прииск стали называть Огневушкиным. (Поскакушкинским.)

 Ответы на доске (Слайд 32)

0 1 0 1 0 1 0 1 1 0

Капитаны сдают листочки с ответами экспертам и получают новые чистые листы.

XI. Тест (Слайды 33-41)

- Выберите один из трёх правильный ответов на вопросы.

1.Сколько старателей сидели в лесу у костра?

а) 4 б) 5 в) 6

2. Как звали главного героя сказки?

а) Федор б) Егор в) Ефим

3. Сколько лет было главному герою сказки?

а) Шесть б) Девять в) Восемь

4. Как звали деда, который рассказал про Огневушку-поскакушку?

а) Ефим б) Федор в) Георгий

5. Какого цвета было платье Поскакушки?

а) Красного б) Синего в) Голубого

6. Какого цвета были волосы у Огневушки-поскакушки?

а) Светлые б) Рыжие в) Черные

7. Что находили люди в местах, где танцевала Огневушка-поскакушка?

а) Золото б) Глину в) Драгоценные камни

8. Какая птица мешала Огневушке-поскакушке?

а) Ворона б) Филин в) Сова

9. В какой день недели Федя с дедом ходили на прииск?

а) В понедельник б) В среду в) В субботу

10. В какое время года Федор ушел из дома к деду?

а) Весной б) Летом в) Зимой

11. У какого дерева танцевала Огневушка-поскакушка?

а) У березы б) У дуба в) У осины

12. Какой предмет помог Федору выбраться из леса?

а) Топор б) Лопатка в) Дубинка

13. В какое время года Федька нашел золото?

а) Летом б) Зимой в) Весной

14. Сколько песчинок золота принес на лопатке Федя?

а) Пять штук б) Шесть штук в) Десять штук

15. Сколько лет прожили безбедно дед с Федей, после того, как нашли золото?

а) Пять лет б) Шесть лет в) Семь лет

16. Как люди стали называть прииск?

а) Огневушкинский в) Огневушко-поскакушкинский

б) Поскакушкинский

Ответы на доске (Слайд 42)

1 - б; 2 - а; 3 - в; 4 - а; 5 - в; 6 - б; 7 - а; 8 - б; 9 - в; 10 - в; 11 - а;

12 - б; 13 - в; 14 - б; 15 - а; 16 - б.

Капитаны сдают листочки с ответами. Эксперты проводят подсчёт баллов.

XII. Подведение итогов по работе с произведением "Огневушка-поскакушка".