За год до работы в 1 классе, учителя начальных классов начинают посещать родительские собрания в подготовительных группах детских садов. Родители задают много вопросов и один из них,
"Как подготовить ребёнка к школе?"
Я надеюсь, что данная разработка поможет ответить на многие вопросы.
Итак, чтобы ребёнок хорошо учился, необходимо дать ему определённые понятия и научить логически мыслить.Именно логически. Обоснованно, доказательно. Такая работа ведётся в детских садах, но и родители должны участвовать в этом процессе.
Прежде всего, научите малыша ориентироваться в пространстве, чтобы он безошибочно показывал свои левую и правую руки, глаза, уши, чтобы понимал, что находится вверху, а что внизу, что около предмета, что над ним и что под ним. Например, машинка стоит справа от куклы, а кукла сидит слева от машинки. Картина висит над диваном, а диван расположен под картиной.
Сформулируйте у ребёнка понятие о массе, какой предмет легче, какой тяжелее, какие равны. Для этого хорошо использовать спичечные коробочки с разным количеством насыпанной в них крупы. Внешне они одинаковые. Вот и поиграйте: "Ну-ка, угадай, какая тяжелее?"
Обязательно научите ребенка различать предметы по форме и размеру. Например: стул ниже стола, а шкаф вышестола. Значит, стол ниже шкафа, но выше стула. Вот и начало развития логического мышления.
Постепенно учите детей понимать число как знак количества. Ребёнок должен знать, что у него два глаза, две руки и.т.д., чтобы он мог по вашей просьбе принести три ложки, четыре морковки. И если к 6 годам он будет хорошо представлять числа от 1 до 5, то это поможет в развитии умения решать задачи.
Но ребёнок должен именно представлять, знать из чего состоит каждое из этих чисел. Так, 4 состоит из четырёх единиц, или двух двоек, или тройки и единицы. Тогда он с лёгкостью решит любой пример на сложение и вычитание и поймёт алгоритм действий. Например: "Для трёх зайчиков принесли две морковки. Сколько зайчиков осталось безморковок?"
Учите детей считать как бы между делом. Например: "Нам надо для обеда 5 ложек. Я принесла 2. Сколько ещё надо?"
Нужны не уроки, а игры и жизненные ситуации, побуждающие ребёнка считать и использовать свои возможности.
Для развития математического мышления хороши головоломки, нестандартные задачи. Например: сколько раз надо разрезать морковку, чтобы угостить4кроликов? Правильно! Не 4, а 3 раза. И объяснить почему.
Если у ребёнка что-то не получается, не сердитесь, не ругайте его. Поверьте, это не у него, а у вас что-то не получилось, и именно вам стоит проконсультироваться у учителя начальных классов: ведь совсем непросто учить малышей математике.
А какие трудности и особенности при обучении детей чтению?
Самое трудное добровольно усадить малыша за стол и сделать это занятие интересным и желанным для него.
Как же быть?
Известно, что самое важное место в жизни детей занимает игра, и она тем интереснее, чем больше в ней выдумки и фантазии.
Все знают, как дети любят ждать дни рождения, походы в зоопарк, покупку новой игрушки. Вот и мы отправимся за покупками для зверей и птичек. Оказывается, они неграмотные, и из-за того, что они не знают букв и не умеют читать, им плохо живётся на свете. Придётся для них открывать школу и купить азбуку. Азбука бывает разная: на кубиках, магнитах, бывает разрезная с картинками. Нам подойдет любая.
Открываем необычный класс для зверят и ребят.
А теперь самое главное, надо научить ребёнка ( и самому научиться) называть не буквы, как они называются в алфавите, а звуки, которые они обозначают.
С гласными просто, здесь буквы и звуки читаются одинаково. Без особого труда можно научить медвежат и зайчиков прочитать слоги состоящие из гласных. Вот у медведицы родился маленький медвежонок. Лежит он в постельке и поёт: У-А,У-А! Дети очень любят подражать и с удовольствием будут читать эти слова. А вот маленький козлик заблудился в лесу, боится, что волк его найдёт, и кричит бедненький: А-У, А-У! Это не дети читают, а медвежата и козлята. Так мы научим детей читать слоги, состоящие из гласных.
С согласными дело труднее.
Здесь важно называть не буквы, а звуки, т. е. не "ЭМ" и не "МЭ", а кратко - "М". Ведь если ребёнок будет называть букву "М",как "МЭ", то вместо "АМ" он прочтёт "А-МЭ", вместо "МА" у него получится "МЭА". А вот краткое название звуков поможет легко сливать их с гласными "ЧИ-ЖИК", а не "ЧЕ-И-ЖЭ-И-КЕ".
Учение-игра не терпит суеты и спешки. Постепенно, день за днём, осваиваем новые буквы, новые короткие слова. "ММ"-это звук маленького мычащего телёнка. Ват лежит на столе буква "А". Подошёл к ней телёнок и положил свою букву впереди. Получилось "МА". Видно маму свою зовёт. А зачем зовёт? Поставим букву "М" позади буквы "А", получится: "АМ". Оказывается, он есть захотел, потому и мама зовёт. Не идёт мама? Тогда позади буквы "М" поставим букву "У". Теперь он громко замычит: "МУ", и мама к нему придёт.
Дети с большим удовольствием сливают буквы и получают слова, которые что-то обозначают. Ведь это творчество, а каждый ребёнок творец.
Очень важно приучить детей вникать, вдумываться в смысл прочитанного слова, что оно означает.
Для этой цели к коротким словам подберите соответствующие картинки и предложите малышу разложить их.
Например: к словам "ДЫМ" и "ДОМ","КОТ" и "КИТ". При этом надо меняться с ребёнком местами.
Играя, ребёнок научился читать.
А не будет ли такому первокласснику скучно на уроке? Нет, не будет! Учитель всегда найдёт ему дело по его силам.
Пройдёт совсем немного времени, и ваш малыш пойдёт в школу. Доброго ему пути!