Очень часто, мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели.
На многие вопросы ребенок сам может найти ответ. Надо лишь вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и развивающие игры.
Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесное описание.
В результате осуществляется связь между материальной и речевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).
Основой организации работы по обучению математике детей дошкольного возраста
с использованием развивающих игр является следующая система дидактических
принципов:
– принцип психологической комфортности (создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);
– принцип целостного представления о мире (при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через
самостоятельное “открытие” его детьми);
– принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности).
Игровые занятия должны носить интегрированный характер, в которых математические задачи сочетались бы с другими видами детской деятельности: поисково-исследовательской, конструктивной, продуктивной и др. Обучение детей должно включать как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников. Желательно достаточно широко использовать условные символы, позволяющие детям переходить от обучения с элементами наглядности к решению задач в умственном плане. А так же включать физкультминутки, логические задачи которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно моторной координации, развитие логических форм мышления. Загадки, пословицы , поговорки, народные приметы, стихи которые позволят связать игровые математические занятия с лексическими темами.
Использовать “словесную наглядность – образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество” на занятиях по математике рекомендует Е. И. Щербакова в книге “Методика обучения математике в детском саду” (М., 2000. С. 81).
В процессе таких игровых занятий, математических досугов, викторин, К. В. Н– ов,, строительно – конструктивных и сюжетно ролевых игр с математическим содержанием дети не видят, что их чему –то обучают, а думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей. А нетрадиционный подход к организации игровых занятий и других мероприятий позволяют достичь нестандартные дидактические средства, такие как блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и математический планшет.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог З. Дьнеш, они
представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
– четырех форм (круги, прямоугольники, круги, треугольники);
– трех цветов (красные, синие, желтые);
– двух размеров (большие и маленькие);
– двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и другие).
Палочки Кюизенера разработал бельгийский математик Х. Кюизенер.
Комплект цветных палочек – чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой прямоугольную призму с поперечным сечением, равным 1 кв. сантиметру. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор цвета не произволен, цвета распределены по условным классам.
Например: класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 6, 8); класс синих чисел – числа равные трем(3, 6, 9); класс желтых чисел – числа кратные пяти (5, 10).
Палочки Кюизенера помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия как “больше – меньше”, “на сколько больше – меньше”, “длиннее – короче”. С помощью палочек можно строить лестницы, моделировать геометрические фигуры, составлять различные узоры, “плести разноцветные коврики” знакомясь с составом числа из двух меньших чисел.
Математический планшет представляет собой квадратное поле с 25 штырьками для рисования резиночками. Это задания на знакомство с геометрическими фигурами, на ориентацию в пространстве, на симметрию, на выкладывание цифр. С помощью планшета можно познакомить ребенка с системой координат.
Дидактические средства блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математический планшет можно использовать и для сочинения развивающих сказок, а так же в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, данная методика обучения математике основана на игре – ведущей деятельности дошкольника. Дети до 7 лет не способны к осознанной и целенаправленной деятельности. Особенность методики в том, что ребенок сам охотно вступает в игру и с интересом на основе развернутых практических действий с предметами, наглядного материала и условных символов усваивает необходимые знания и умения.