Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет:
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце мудрым будет.
С.Маршак
Переход цивилизации с экономической парадигмы на экологическую, провозглашенный на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, неизбежно приводит к пересмотру миссии образования и воспитания будущего учителя как поколения человечества в планетарном масштабе. Поэтому основой образования выступает формирование эколого-ориентированного сознания учителя будущего, его способности быть субъектом экологически безопасного развития системы "субъект - образовательная среда".
Соответственно, с изучения экологии окружающей человека среды акцент смещается на экологию образования, на воспитание учащегося c открытым личным пространством, с богатым внутренним миром, выраженной индивидуальностью в своей жизнедеятельности и в самооздоровлении (Е. Н. Дзятковская). Понятие экология Н. К. Смирновым трактуется как совокупность факторов, влияющих на рост, развитие, воспитание и выживание человека. Таким образом, все вышесказанное объединяется общим понятием педагогика здоровья, в которой воспитание и обучение будущего учителя проходит через основы здоровьесбережения, закономерности формирования культуры здоровья личности будущего учителя в процессе эргономики образования. Эргономика образования понимается нами как изучение личности, её развитие и саморазвитие в условиях воспитания с целью совершенствования и выявления условий овладения здоровьесберегающим и социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру и к здоровью.
По мнению Н. К. Смирнова и Э. Н. Вайнера, здоровьесберегающая педагогика изучает возможности наилучшей адаптации человека к условиям его жизни. Целью ее является укрепление и сохранение, развитие здоровья, повышение умственной работоспособности, творческой продуктивности, гармонизации взаимоотношений с людьми и окружающей средой.
Поэтому, выделяя главную особенность педагогики здоровья, а это подход к здоровью как к образовательному продукту, вслед за Т. В. Ахутиной, А. Н. Захлебным, Е. Е. Чепурных, мы считаем, что здоровье ребенка должно рассматриваться не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерии оценки качества и эффективности педагогической деятельности.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. С точки зрения педагогики здоровья: физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде; психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности; социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека; нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе; духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Поэтому, образовательная среда, основанная на принципах сохранения и развития здоровья воспитанников, получила название здоровьесберегающая, а показателями её качества в системе образования является динамика состояния здоровья будущего учителя, уровень обученности и воспитанности" (Карасева Т. В.).
То, что состояние здоровья подрастающего поколения находится не на должном уровне, свидетельствует проводимое нами исследование по выявлению состояния психологического здоровья среди студентов колледжа: 22% респондентов в возрасте 13 - 18 лет уже употреблял алкоголь, психоактивные вещества; 10% знакомы с теми, кто использует наркотики (такое знакомство уже может расцениваться как фактор риска в развитии возможного наркогенного заражения). На вопросы 1. Что, такое, на ваш взгляд "Здоровый образ жизни", 80% респондентов ответили, при достаточных финансовых доходах полноценно и рпавильно питаться, 10% жить полноценной духовной жизгнью (театр, кино, литература), лишь 10 % - ответили заниматься спортом, 1% не пить, 2 % не курить. На вопрос №2. Ведете ли вы ЗОЖ: 10% - да, 70% - нет, 30% - затруднялись ответить.
Такие данные позволяют говорить: о критическом состоянии психологического здоровья молодежи, о закрытости личного пространства, что свидетельствует о низкой саморегуляции и нежелании самосовершенствоваться; о массовом распространении в подростковой и молодежной среде алкогольных, наркотических средств, что свидетельствует о низком уровне самооздоровления. Поэтому будущие учителя, находясь в образовательной среде, должны получить новый для них социальный опыт выживания, который, на наш взгляд, больше всего приобретается в досуговой деятельности, через развитие личностного пространства как феномен самооздоровления личности будущего учителя. Личностное пространство, по утверждению Н. Н. Мозговой, рассматривается в ресурсе развития и определяется как целенаправленное создание необходимых педагогических этапов, условий, (телесно-организменных, физических, пространственных, индивидуальных, ролевых, когнитивных, морльно-нравственных) способствующих достижению высокого уровня личностного самооздоровления.
Реализацию данных сторон здоровьесбережения возможно на основе переосмысления и изменения подходов в воспитательной работе, к внеурочной деятельности преподавателей и коллектива в целом (Н.И. Калиниченко, А. Каменский, Л.Н. Куликова и др.). Поэтому возникла идея создания молодежного клуба, который бы удовлетворял интересы современной молодежи и создал условия для воспитания и развития будущего учителя через систему здоровьесберегающей работы, формируя личностную, профессиональную и гражданскую позицию молодого человека через содержание здоровьесберегающей деятельности клуба и креативного участия студентов в делах педагогического колледжа.
Нам импонирует определение "самооздоровления" Е. Н. Дзятковской, которая считает "самооздоровление - это социокультурный процесс сознательного, рационального самообразования, спонтанный природообусловленный процесс разносторонней самореализации, саморегуляции в организме индивида". И ему в воспитании, по нашему мнению, должно быть отведено достойное место. Поэтому в содержание деятельности молодежного клуба мы включили следующие этапы "самооздоравления":
I. "Самопознание" По мнению отечественных психологов и педагогов Г.С. Селевко, Н.Е. Щурковой, в основе самопознания лежит познавательная потребность, которая должна стать доминирующей в работе студентов. Данное направление формирует высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю и моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности. Работа по самопознанию проводится через: 1) интеллектуальные занятия: а) нравственные беседа; б) диспуты; 2) тесты, психологические тренинги. 3) встречи, собрания со студентами первого курса.
II "Самовыражение" основывается на: потребности к "самовыражению", физических и психологических особенностях студента; включении студента непосредственно в деятельность, которая позволяет демонстрировать уникальность собственного "Я". Данное направление способствует совершенству саморегуляции в организме, гармонии физиологических процессов, максимальной адаптации к окружающей среде. Открываются возможности в "самовыражении" на основе мероприятий: участия в фото-салоне и организации выставок по его результатам 1)участия в фото-салоне и организации выставок по его результатам "Стиль студента", 1 "Осенний пульс природы"; проведение бесед, лекций "Бардовская музыка", "История рока" и др.; участие в театральных постановках, организация и проведение городского конкурса танцев "Красота спасет мир"; встречи с известными людьми Забайкалья, города; "Час правовой культуры"; использование фото-выставок как оформление актового зала; о создании МК по внеклассной работе (реализация мероприятий на практике в школе).
III "Самоутверждение" В основе лежит потребность в самоутверждении, которая выражается в стремлении занимать достойное положение в обществе, быть уверенным в себе. Появляется комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Мероприятия: выпуск газеты "Молодежный вестник", работа молодежного радио "ЮНАТИ", которые предназначены для совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышение интереса к учебе.
IV "Самореализация". Участие в этапе дает студенту наиболее максимально возможную пользу которую он может принести самому себе, своим близким, обществу, исходя из своих индивидуальных возможностей, знаний, умений, навыков, нравственных и мировоззренческих приоритетов, приобретенных во внеурочной деятельности
Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если студент: осознанно и глубоко верит в цель, верит в индивидуально неповторимое предназначение, на продолжение собственного "Я", осознает свои способности и интересы, мотивы поведения, через организацию ток-шоу "Хочу быть знаменитым!", сок-шоу "За здоровый образ жизни", городской конкурс эстрадного танца "Crazy dance", диск-тусовка "Кому мы говорим, браво!", спортивные соревнования, краевые и районные конференции.
Представляя теоретическую модель самооздоровления будущего учителя, мы осознаем условный характер выделенных этапов. В реальном педагогическом процессе они взаимосвязаны, однако какой-то из аспектов на определенном этапе доминирует в силу выраженности той или иной потребности.
Представленная работа молодежного клуба ориентирует будущего учителя как субъекта с открытым личностным пространством о чем свидетельствует контрольный опрос после реализации этапов самооздоровления. Мы замечаем, что на вопросы: 1. Что, такое, на ваш взгляд "Здоровый образ жизни", 75% респондентов ответили - заниматься спортом, 10% полноценно и рпаввильно питаться, 12% жить полноценной духовной жизнью, лишь 13% не пить; 2. Ведете ли вы ЗОЖ: 60% - да, 10% - нет, 30% - затруднялись ответить, что изменяет к лучшему данные входного опроса. Проводимые мероприятия формирует чувство собственного достоинства, толерантность, способность гордиться своим "я", создает условие для самовоспитания, развития личностного пространства, здорового образа жизни и самооздоровления будущего учителя.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет:
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце мудрым будет.
С.Маршак
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28
2. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии, 1992. №5-6. С.3-14
3. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. - 2005. - N 11. - C. 75-78.
4. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, ХГПУ, 1997.
5. Разумов А.Н., Пономаренко В.А. Здоровье здорового - М.: Медицина, 1996. - 416 с.
6. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 - 34
7. Тугаринов В. П. Личность и общество. М., 1965. С. 109.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М, 1990. - 336 с.
9. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. - 2005. - N 3. - С. 52-78.