Урок окружающего мира в 1-м классе "Охрана окружающей среды"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: показать учащимся необходимость охраны природы, познакомить с экологическими правилами, воспитывать гуманное отношение к природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, развивать наблюдательность, учить анализировать факты, делать выводы и обобщения, расширить знания детей о родном крае.

Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков "Окружающий мир" 1 класс часть 2, интерактивная доска, компьютер, диск "Мещёрский край", фотомонтаж "Природа родного края", экосветофорчики, рюкзак с предметами, плакаты-знаки, газета "Рошальский вестник" №4 29.01.2011г.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Создание эмоционального настроя:

а) - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор по разделу: "Мы - часть окружающего мира". Тему урока мы с вами определим чуть позже. А сейчас, пожалуйста, ответьте на мои вопросы:

- Как называется наша страна?

- В какой области мы с вами живём?

- Знаете ли вы, как называется наш край?

- А что можно увидеть в Мещёрском крае?

- За что же мы с вами любим свой край? Родные места?

/Учитель зачитывает текст./

/ В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен, но именно в этом и заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

К.Паустовский. /

б) Дети высказываются, и после обсуждения проблемы учитель предлагает детям посмотреть фильм о Мещёре.

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть фильм о природе нашего края, о несравненной её красоте и неповторимости.

в) Просмотр фильма "Мещёрский край". /Приложение 1/.

3. Открытие нового материала.

а) Работа в парах:

- У вас на столах в конвертах лежат фотографии, на которых изображён окружающий нас мир, живая и неживая природа, предметы, сделанные руками человека. Посмотрите, пожалуйста, на эти снимки. Все ли они подойдут для продолжения нашего фильма о нашем крае?

б) Постановка проблемы:

Дети обсуждают, находят лишние фотографии. /Приложение 2/.

- Почему они лишние? Ребята, что здесь не так?

Дети: "На них изображено то, что в природе делать нельзя"!

в) Определение темы урока:

- Дети, давайте попробуем разобраться, как человек должен относиться к природе, должен ли он дружить и охранять природу и так ли это важно?

4. Сообщение темы урока: "Охрана окружающей среды".

- Дети, а вы знаете, что охраной окружающей среды занимается целая наука?

- Кто знает, как она называется?

Экология - наука о добром соседстве человека и природы, о бережном отношении человека к природе.

5. Физминутка:

На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Рано утром просыпались,
Полотенцем обтирались,
Ножками потопали,
Лапками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И тихонько разбежались.
Вот здоровья в чём секрет -
Всем друзьям: физкульт-привет.

6. Работа над новым материалом:

а) Просмотр фотографий /слайды/, которые отобрали дети.

Дети объясняют, почему эти фото не подходят: лес замусорен, муравейники забросаны мусором, песок в лесу брали - яма образовалась, костёр не потушен, в реке плавают банки и т. д.

- Дети, я с вами согласна, так в природе быть недолжно!

б) Учитель зачитывает материалы статьи "Земля - общий дом".

Газета "Рошальский вестник" №4 от 29. 01. 2011г. / Приложение 3/.

в) Обсуждение увиденного и услышанного идёт очень активно.

Дети делают вывод: всё это - безобразие, которое совершил человек!!!

г) - Дети, давайте посмотрим, к чему это может привести.

Работа по таблице /на доске /: соедините стрелками причину и следствие. Докажите правильность своего ответа.

"ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ"

Загрязнение воздуха промышленными предприятиями. Образование нефтяной плёнки.
Загрязнение воды. Разрушение почвы.
Вырубка лесов. Кислотные дожди.

д) - Дети, если от общения человека с природой получаются такие результаты, то как нам быть? Мы не можем жить без воды, леса, растений. Природа и человек - одно целое.

е) Дети делают вывод: ПРИРОДЕ НУЖНО ПОМОГАТЬ!

ё) Но как? Работа по учебнику стр. 34-35.

ж) Проверка домашнего задания: дети самостоятельно готовили экологические знаки-плакаты о поведении человека в природе. Они выходят к доске со своими проектами и рассказывают.

7. Первичная проверка понимания изученного.

Тест: "Экологический светофорчик".

/У детей три разных круга - светофорчика: красный цвет - поступки человека приносят вред природе, жёлтый - мы должны соблюдать определённые правила в природе, зелёный - дружба с природой и добрые дела в природе./

Учитель достаёт из рюкзака вещи, которые взяли с собой рыбаки: рогатку, удочки, сети, топорик, хлеб для уток, магнитофон, зажигалку и т. д.

Дети показывают светофорчики и комментируют.

8. Итог урока.

а)- Дети, сегодня на уроке мы обсудили с вами важные экологические проблемы. Давайте попробуем подвести итог урока, итог нашей работы на уроке.

- Строим замечательный город под названием "ЭКОГРАД". Как вы понимаете название этого города? Выбирайте "кирпичики", которые подойдут для строительства.

кислотный дождь очистительные сооружения горы мусора
радуга зелёные насаждения браконьерство
затоптанные цветы грязные реки цветущие растения
грибной дождь чистый воздух пожары

б) - Дети, поднимите руки те, кто хотел бы жить в таком городе. Скажите, а оставшиеся кирпичики принесут кому-то радость? Теперь мы с вами точно знаем, что построить "ЭКОГРАД" в наших силах, что очень многое зависит от людей, от нас с вами.

в) Учитель читает наизусть стихи:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

9. Рефлексия.

- Дети, я предлагаю вам выразить своё отношение к уроку. Выберите, пожалуйста, из предложенных фраз ту или те, которые соответствовали вашему состоянию на уроке:

1. На уроке было интересно.

2. Урок заставил меня задуматься.

3. Мне на уроке было скучно.

10. Домашнее задание.