Цели урока: показать учащимся необходимость охраны природы, познакомить с экологическими правилами, воспитывать гуманное отношение к природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, развивать наблюдательность, учить анализировать факты, делать выводы и обобщения, расширить знания детей о родном крае.
Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков "Окружающий мир" 1 класс часть 2, интерактивная доска, компьютер, диск "Мещёрский край", фотомонтаж "Природа родного края", экосветофорчики, рюкзак с предметами, плакаты-знаки, газета "Рошальский вестник" №4 29.01.2011г.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Создание эмоционального настроя:
а) - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор по разделу: "Мы - часть окружающего мира". Тему урока мы с вами определим чуть позже. А сейчас, пожалуйста, ответьте на мои вопросы:
- Как называется наша страна?
- В какой области мы с вами живём?
- Знаете ли вы, как называется наш край?
- А что можно увидеть в Мещёрском крае?
- За что же мы с вами любим свой край? Родные места?
/Учитель зачитывает текст./
/ В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен, но именно в этом и заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.
К.Паустовский. /
б) Дети высказываются, и после обсуждения проблемы учитель предлагает детям посмотреть фильм о Мещёре.
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть фильм о природе нашего края, о несравненной её красоте и неповторимости.
в) Просмотр фильма "Мещёрский край". /Приложение 1/.
3. Открытие нового материала.
а) Работа в парах:
- У вас на столах в конвертах лежат фотографии, на которых изображён окружающий нас мир, живая и неживая природа, предметы, сделанные руками человека. Посмотрите, пожалуйста, на эти снимки. Все ли они подойдут для продолжения нашего фильма о нашем крае?
б) Постановка проблемы:
Дети обсуждают, находят лишние фотографии. /Приложение 2/.
- Почему они лишние? Ребята, что здесь не так?
Дети: "На них изображено то, что в природе делать нельзя"!
в) Определение темы урока:
- Дети, давайте попробуем разобраться, как человек должен относиться к природе, должен ли он дружить и охранять природу и так ли это важно?
4. Сообщение темы урока: "Охрана окружающей среды".
- Дети, а вы знаете, что охраной окружающей среды занимается целая наука?
- Кто знает, как она называется?
Экология - наука о добром соседстве человека и природы, о бережном отношении человека к природе.
5. Физминутка:
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Рано утром просыпались,
Полотенцем обтирались,
Ножками потопали,
Лапками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И тихонько разбежались.
Вот здоровья в чём секрет -
Всем друзьям: физкульт-привет.
6. Работа над новым материалом:
а) Просмотр фотографий /слайды/, которые отобрали дети.
Дети объясняют, почему эти фото не подходят: лес замусорен, муравейники забросаны мусором, песок в лесу брали - яма образовалась, костёр не потушен, в реке плавают банки и т. д.
- Дети, я с вами согласна, так в природе быть недолжно!
б) Учитель зачитывает материалы статьи "Земля - общий дом".
Газета "Рошальский вестник" №4 от 29. 01. 2011г. / Приложение 3/.
в) Обсуждение увиденного и услышанного идёт очень активно.
Дети делают вывод: всё это - безобразие, которое совершил человек!!!
г) - Дети, давайте посмотрим, к чему это может привести.
Работа по таблице /на доске /: соедините стрелками причину и следствие. Докажите правильность своего ответа.
"ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ"
Загрязнение воздуха промышленными предприятиями. | Образование нефтяной плёнки. |
Загрязнение воды. | Разрушение почвы. |
Вырубка лесов. | Кислотные дожди. |
д) - Дети, если от общения человека с природой получаются такие результаты, то как нам быть? Мы не можем жить без воды, леса, растений. Природа и человек - одно целое.
е) Дети делают вывод: ПРИРОДЕ НУЖНО ПОМОГАТЬ!
ё) Но как? Работа по учебнику стр. 34-35.
ж) Проверка домашнего задания: дети самостоятельно готовили экологические знаки-плакаты о поведении человека в природе. Они выходят к доске со своими проектами и рассказывают.
7. Первичная проверка понимания изученного.
Тест: "Экологический светофорчик".
/У детей три разных круга - светофорчика: красный цвет - поступки человека приносят вред природе, жёлтый - мы должны соблюдать определённые правила в природе, зелёный - дружба с природой и добрые дела в природе./
Учитель достаёт из рюкзака вещи, которые взяли с собой рыбаки: рогатку, удочки, сети, топорик, хлеб для уток, магнитофон, зажигалку и т. д.
Дети показывают светофорчики и комментируют.
8. Итог урока.
а)- Дети, сегодня на уроке мы обсудили с вами важные экологические проблемы. Давайте попробуем подвести итог урока, итог нашей работы на уроке.
- Строим замечательный город под названием "ЭКОГРАД". Как вы понимаете название этого города? Выбирайте "кирпичики", которые подойдут для строительства.
кислотный дождь | очистительные сооружения | горы мусора |
радуга | зелёные насаждения | браконьерство |
затоптанные цветы | грязные реки | цветущие растения |
грибной дождь | чистый воздух | пожары |
б) - Дети, поднимите руки те, кто хотел бы жить в таком городе. Скажите, а оставшиеся кирпичики принесут кому-то радость? Теперь мы с вами точно знаем, что построить "ЭКОГРАД" в наших силах, что очень многое зависит от людей, от нас с вами.
в) Учитель читает наизусть стихи:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
9. Рефлексия.
- Дети, я предлагаю вам выразить своё отношение к уроку. Выберите, пожалуйста, из предложенных фраз ту или те, которые соответствовали вашему состоянию на уроке:
1. На уроке было интересно.
2. Урок заставил меня задуматься.
3. Мне на уроке было скучно.
10. Домашнее задание.