"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,
заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения:"
А.А.Плешаков
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Поиск путей решения экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе, разработка системы средств и методов экологического воспитания стали основой в организации научно-исследовательской деятельности.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, профессиональным учебным заведениям, которые вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности, а особенно при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует пониманию сути глобальных проблем экологии, готовит учащихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивает умения решать проблемы, воспитывает гражданскую позицию и ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.
Перед научно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания;
- универсальные ценности природы;
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
- в области общественно-политической деятельности;
- в профессиональной сфере;
- в учебно-познавательной деятельности;
- компетентность в эколого-практической деятельности.
Во время работы в Урайском профессиональном колледже нами накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:
- предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);
- межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
- исследовательская деятельность учащихся - ежегодная организация и проведение экологической конференции среди учащихся 1-2 курсов, участие победителей экологической конференции в студенческих научно - практических конференциях колледжа.
Работа по воспитанию экологической культуры развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно - исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из приоритетных форм работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.
Привлечение учащихся к научно - исследовательской деятельности проходит поэтапно. На начальном этапе происходит знакомство с работами учащихся предшествующих выпусков, с основными требованиями к оформлению исследований, доводится примерная тематика работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы, вместе с преподавателем составляется программа исследования. Первый этап подготовки и выступлений приходится на экологические конференции, которые проводятся среди учащихся 1 - 2 курсов.
Тематика проведенных экологических конференций очень разнообразна. Например: "Красота спасет мир", "Сохраним природу вместе", "Экология и жизнь", "Здоровый образ жизни". Победители экологической конференции участвуют в студенческих научно-практических конференциях Урайского профессионального колледжа.
За последние три года были представлены следующие исследовательские работы учащихся на студенческие научно-практические конференции колледжа:
- "Озеро Байкал - великий памятник природы" (победитель в номинации
- "Лучшая оформительская работа");
- "ХМАО. Заповедник "Малая Сосьва" (диплом 3 степени);
- "Витамины как составляющая здорового образа жизни" (диплом 3 степени);
- "Юганский заповедник" (лауреат конференции);
- "Писатели и экология" (победитель в номинации "За глубину проведенного исследования").
Таким образом, как показывает практика, научно - исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной поисковой (исследовательской) конструктивной работы, презентационными умениями и навыками, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству с руководителем и взаимодействию, наделенного опытом самообразования, навыкам оценочной самостоятельности.
Использование научно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, развитие коммуникативных умений, формирование активной жизненной позиции, развитие интереса к естественным наукам и другое. Самое главное, участие в экологических и научно - практических конференциях позволяет приобрести уникальный опыт учащимся, невозможный при других формах обучения.
Библиографический список.
1. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. - Тамбов, 1999.
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся : метод. сб.- М.: Народное образование, 2010.
3. Бережнова Е.В.Основы учебно - исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений \ Бережнова Е.В., Краевский В.В. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
4. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. "Экологическое образование школьников во внеклассной работе", М.: Изд-во " Просвещение" , 1984 г.
5. Маркович Д.Ж. "Социальная экология", Москва, "Просвещение", 1991 г.