Программа элективного курса по химии "Металлы и неметаллы для нас и против нас"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа по химии общеобразовательной школы предусматривает изучение неметаллов и металлов, и их соединений. Однако эти вопросы изучаются в современных пособиях без акцента на формирования экологических знаний у школьников.

Данный курс по выбору является межпредметным и предназначен для 9–10-х[ классов инженерно-технического профиля. Курс рассчитан на 14 часов и является мастер-классом, так как предусматривает изучение отдельных важных тем и разделов одновременно учениками разного возраста (8–9-х классов), (9–10-х классов).

Курс базируется на знаниях школьного материала. К лекциям разработаны опорные конспекты, предлагаются таблицы обобщающего характера.

Раскрывая содержательный материал по каждой теме необходимо рассказывать о характере и условиях работы в данной сфере, о требованиях к ней. Следует указывать, в каком учебном заведение дают такую специальность. Наглядность обеспечивается на занятиях демонстрационными опытами, фрагментами из видеофильмов, презентациями, таблицами и пособиями.

На занятиях нужно организовать обмен мнениями учащихся по отдельным темам курса, практиковать тематические выступления , написания рефератов и сообщений.

Результат изучения курса можно выявить в рамках следующих форм контроля и мониторинга:

  • Текущий контроль.
  • Тематический контроль.
  • Подготовка рефератов, сообщений, предлагаемым учителем.

Программа модифицированная составлена на основе программы В.П.Лунёвой, г. Благовещенск.

Возраст детей – 14-16 лет.
Количество часов – 14.
Срок реализации программы – 5 лет.
Программа курса 14 часов по 2 часа в неделю.

Цель: формирование осознанного отношения учащихся к естественно-прикладным и технологическим профилям обучения.

Задачи курса:

  • закрепить и систематизировать знания по предмету химия;
  • сформировать объем знаний, на которых учащиеся могут получить представление по этой специальности;
  • формирование самостоятельной активности и познавательных интересов;
  • овладение и умение работать с основными источниками информации;
  • формировать понятия: предельно допустимые концентрации, малоотходное и безотходное производство, загрязнение природной среды, меры защиты при различных отравлениях, биологическая роль металлов и неметаллов.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Формы работы

Оборудование и материалы

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Металлы

1

 

Беседа, презентация

таблицы

2

Экспериментальное решение задач по теме: “Щелочные металлы”  

2

Практическое занятие

Набор материалов

3

Металлы в природе и основные металлургические производства

1

 

Интерактивное занятие

 

4

Алюминий и его соединения

1

1

Практическое занятие; презентация

Набор материалов

5

Железо и его соединения

1

1

Практическое занятие; презентация

Набор материалов

6

Биологическая роль металлов

1

 

Видеофильм

 

7

Экспериментальное решение задач по теме : “Геолого-химические исследования”  

2

Практическое занятие; презентация

Набор материалов

8 Строение простых веществ-неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства  

1

Решение задач

 

9

Экологические последствия.  

1

Семинар; презентация

 

10

Итоговое занятие. Игра  

1

Игра; презентация

 
 

итого

5

9

   

Содержание курса

Раскрывая содержательный материал по каждой теме необходимо рассказывать о характере и условиях работы в данной сфере, о требованиях к ней. Следует указывать, в каком учебном заведение дают такую специальность. Наглядность обеспечивается на занятиях демонстрационными опытами, фрагментами из видеофильмов, презентациями, таблицами и пособиями.

На занятиях нужно организовать обмен мнениями учащихся по отдельным темам курса, практиковать тематические выступления, написания рефератов и сообщений.

Тема№1 “Вводное занятие. Техника безопасности. Металлы”

Значение изучения курса “Металлы и неметаллы для нас и против нас” его содержание и порядок изучения. Техника безопасности на занятиях. Металлы их характеристика.

Тема№2. “Экспериментальное решение задач по теме: “Щелочные металлы”.  Практическое занятие. Общие сведения о щелочных металлах.

Тема№3. “Металлы в природе и основные металлургические производства”. Сущность химических, физических и биологических процессов при металлургическом производстве.

Тема№4. “Алюминий и его соединения”. Работа с коллекционным материалом. Решение задач на выход продукта. Амфотерные свойства металлов.

Тема№5. “Железо и его соединения”. Коррозия металлов. Химические, физические способы предупреждения коррозии металлов. Качественные реакции на катионы металлов.

Тема №6. “Биологическая роль металлов”. Влияние металлов на организм. Участие металлов в круговороте веществ в природе.

Тема№7. “Экспериментальное решение задач по теме : “Геолого-химические исследования””. Практическая работа на краеведческом материале.

Тема№8. “Строение простых веществ-неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства”. Кристаллические решетки. Реакции окислительно-восстановительные.

Тема№9. “Экологические последствия”. Экологические последствия негативного влияния некоторых соединений неметаллов на окружающую среду. Современные проблемы утилизации мусора.

Тема №10. “Итоговое занятие”. Игра “Свалка по имени Земля”

Тематическое планирование

Тема

Дата

Количество часов

Формы работы

Оборудование и материалы

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Металлы  

1

 

Беседа, презентация

таблицы

2

Экспериментальное решение задач по теме: “Щелочные металлы”    

2

Практическое занятие

Набор материалов

3

Металлы в природе и основные металлургические производства  

1

 

Интерактивное занятие

 

4

Алюминий и его соединения  

1

1

Практическое занятие; презентация

Набор материалов

5

Железо и его соединения  

1

1

Практическое занятие; презентация

Набор материалов

6

Биологическая роль металлов  

1

 

Видеофильм

 

7

Экспериментальное решение задач по теме: “Геолого-химические исследования”    

2

Практическое занятие; презентация

Набор материалов

8 Строение простых веществ-неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства    

1

Решение задач

 

9

Экологические последствия.    

1

Семинар; презентация

 

10

Итоговое занятие. Игра    

1

Игра; презентация

 
 

итого

 

5

9

   

Результат изучения курса можно выявить в рамках следующих форм контроля и мониторинга:

  • Текущий контроль
  • Тематический контроль
  • Подготовка рефератов, сообщений, предлагаемым учителем

Литература

  1. Химия в школе №1 1998 год стр 4.
  2. В.П.Лунева, г.Благовещенск “Металлы и неметаллы для нас и против нас”, 1992 год.
  3. Г.А.Вовк, г.Благовещенск “Уроки химии с экологическим содержанием”, 1993 год.
  4. Журналы биология в школе.
  5. Интернет ресурсы.