Пояснительная записка
Программа по химии общеобразовательной школы предусматривает изучение неметаллов и металлов, и их соединений. Однако эти вопросы изучаются в современных пособиях без акцента на формирования экологических знаний у школьников.
Данный курс по выбору является межпредметным и предназначен для 9–10-х[ классов инженерно-технического профиля. Курс рассчитан на 14 часов и является мастер-классом, так как предусматривает изучение отдельных важных тем и разделов одновременно учениками разного возраста (8–9-х классов), (9–10-х классов).
Курс базируется на знаниях школьного материала. К лекциям разработаны опорные конспекты, предлагаются таблицы обобщающего характера.
Раскрывая содержательный материал по каждой теме необходимо рассказывать о характере и условиях работы в данной сфере, о требованиях к ней. Следует указывать, в каком учебном заведение дают такую специальность. Наглядность обеспечивается на занятиях демонстрационными опытами, фрагментами из видеофильмов, презентациями, таблицами и пособиями.
На занятиях нужно организовать обмен мнениями учащихся по отдельным темам курса, практиковать тематические выступления , написания рефератов и сообщений.
Результат изучения курса можно выявить в рамках следующих форм контроля и мониторинга:
- Текущий контроль.
- Тематический контроль.
- Подготовка рефератов, сообщений, предлагаемым учителем.
Программа модифицированная составлена на основе программы В.П.Лунёвой, г. Благовещенск.
Возраст детей – 14-16 лет.
Количество часов – 14.
Срок реализации программы – 5 лет.
Программа курса 14 часов по 2 часа в неделю.
Цель: формирование осознанного отношения учащихся к естественно-прикладным и технологическим профилям обучения.
Задачи курса:
- закрепить и систематизировать знания по предмету химия;
- сформировать объем знаний, на которых учащиеся могут получить представление по этой специальности;
- формирование самостоятельной активности и познавательных интересов;
- овладение и умение работать с основными источниками информации;
- формировать понятия: предельно допустимые концентрации, малоотходное и безотходное производство, загрязнение природной среды, меры защиты при различных отравлениях, биологическая роль металлов и неметаллов.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы работы |
Оборудование и материалы |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. Металлы | 1 |
Беседа, презентация |
таблицы |
|
2 |
Экспериментальное решение задач по теме: “Щелочные металлы” | 2 |
Практическое занятие |
Набор материалов |
|
3 |
Металлы в природе и основные металлургические производства | 1 |
Интерактивное занятие |
||
4 |
Алюминий и его соединения | 1 |
1 |
Практическое занятие; презентация |
Набор материалов |
5 |
Железо и его соединения | 1 |
1 |
Практическое занятие; презентация |
Набор материалов |
6 |
Биологическая роль металлов | 1 |
Видеофильм |
||
7 |
Экспериментальное решение задач по теме : “Геолого-химические исследования” | 2 |
Практическое занятие; презентация |
Набор материалов |
|
8 | Строение простых веществ-неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства | 1 |
Решение задач |
||
9 |
Экологические последствия. | 1 |
Семинар; презентация |
||
10 |
Итоговое занятие. Игра | 1 |
Игра; презентация |
||
итого |
5 |
9 |
Содержание курса
Раскрывая содержательный материал по каждой теме необходимо рассказывать о характере и условиях работы в данной сфере, о требованиях к ней. Следует указывать, в каком учебном заведение дают такую специальность. Наглядность обеспечивается на занятиях демонстрационными опытами, фрагментами из видеофильмов, презентациями, таблицами и пособиями.
На занятиях нужно организовать обмен мнениями учащихся по отдельным темам курса, практиковать тематические выступления, написания рефератов и сообщений.
Тема№1 “Вводное занятие. Техника безопасности. Металлы”
Значение изучения курса “Металлы и неметаллы для нас и против нас” его содержание и порядок изучения. Техника безопасности на занятиях. Металлы их характеристика.
Тема№2. “Экспериментальное решение задач по теме: “Щелочные металлы”. Практическое занятие. Общие сведения о щелочных металлах.
Тема№3. “Металлы в природе и основные металлургические производства”. Сущность химических, физических и биологических процессов при металлургическом производстве.
Тема№4. “Алюминий и его соединения”. Работа с коллекционным материалом. Решение задач на выход продукта. Амфотерные свойства металлов.
Тема№5. “Железо и его соединения”. Коррозия металлов. Химические, физические способы предупреждения коррозии металлов. Качественные реакции на катионы металлов.
Тема №6. “Биологическая роль металлов”. Влияние металлов на организм. Участие металлов в круговороте веществ в природе.
Тема№7. “Экспериментальное решение задач по теме : “Геолого-химические исследования””. Практическая работа на краеведческом материале.
Тема№8. “Строение простых веществ-неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства”. Кристаллические решетки. Реакции окислительно-восстановительные.
Тема№9. “Экологические последствия”. Экологические последствия негативного влияния некоторых соединений неметаллов на окружающую среду. Современные проблемы утилизации мусора.
Тема №10. “Итоговое занятие”. Игра “Свалка по имени Земля”
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата |
Количество часов |
Формы работы |
Оборудование и материалы |
|
теория |
практика |
|||||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. Металлы | 1 |
Беседа, презентация |
таблицы |
||
2 |
Экспериментальное решение задач по теме: “Щелочные металлы” | 2 |
Практическое занятие |
Набор материалов |
||
3 |
Металлы в природе и основные металлургические производства | 1 |
Интерактивное занятие |
|||
4 |
Алюминий и его соединения | 1 |
1 |
Практическое занятие; презентация |
Набор материалов |
|
5 |
Железо и его соединения | 1 |
1 |
Практическое занятие; презентация |
Набор материалов |
|
6 |
Биологическая роль металлов | 1 |
Видеофильм |
|||
7 |
Экспериментальное решение задач по теме: “Геолого-химические исследования” | 2 |
Практическое занятие; презентация |
Набор материалов |
||
8 | Строение простых веществ-неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства | 1 |
Решение задач |
|||
9 |
Экологические последствия. | 1 |
Семинар; презентация |
|||
10 |
Итоговое занятие. Игра | 1 |
Игра; презентация |
|||
итого |
5 |
9 |
Результат изучения курса можно выявить в рамках следующих форм контроля и мониторинга:
- Текущий контроль
- Тематический контроль
- Подготовка рефератов, сообщений, предлагаемым учителем
Литература
- Химия в школе №1 1998 год стр 4.
- В.П.Лунева, г.Благовещенск “Металлы и неметаллы для нас и против нас”, 1992 год.
- Г.А.Вовк, г.Благовещенск “Уроки химии с экологическим содержанием”, 1993 год.
- Журналы биология в школе.
- Интернет ресурсы.