Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Антонимы и синонимы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока:

Познакомить учащихся с новыми понятиями: антонимы, синонимы; их ролью в русском языке.

Задачи:

  1. Повышать языковую грамотность учащихся, развивая их устную и письменную речь.
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
  3. Формировать умения самостоятельной работы, самопроверки, взаимопроверки.
  4. Развивать логическое, абстрактное и творческое мышление учащихся.
  5. Воспитывать культуру общения на уроке.
  6. Прививать потребность в изучении родного языка.

Оборудование:

1) Мультимедийный проектор, компьютер.
2) Интерактивная доска.
3) Учебники, тетради.
4) Индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание игровой ситуации (слайд 2)

Учитель: Ребята! Сегодня у нас урок-игра. В этот раз нашими гостями и помощниками будут Снеговик и его чудесные Снежинки. Их задания помогут нам с интересом работать на уроке и решать возникающие проблемы. Приготовьтесь встречать гостей!

(слайд 2 по щелчку мышки)

2. Актуализация знаний. Орфографическая пятиминутка.

(слайд 3)

Какое задание принесли нам Снежинки?

Вы найдете его на карточке №1.

а) Самостоятельное выполнение задания на карточке №1 [ 1]

Карточка №1

Выбери правильную букву, неправильную зачеркни.

Ч(а,я)щ(я,а) оч(а,я)рована з(и,е)мой. Пуш(ы,и)стые сн(е,и)га похож(ы,и) на л(е,и)бяж(ы,и)й пух. Ч(ю,у)дная ж(и,ы)знь в это врем(а,я) года в л(е,и)су!

(В это время 1 ученик работает на интерактивной доске) (слайд 4)

б) Взаимопроверка. Оценивание по системе “зачёт”, “незачёт”.

в) Подготовительная беседа (слайд 4 по щелчку мышки)

– Прочитайте выделенные слова, определите, какую часть речи мы будем изучать сегодня на уроке?

– Почему слова эти написаны белым (голубым) цветом?

3. Тема урока и постановка проблемы урока

(слайд 5)

– Что мы знаем об имени прилагательном?

Прочитайте новые слова в теме урока. В течение урока мы должны выяснить их значение и роль. А в конце урока объяснить, почему эти слова написаны на слайде такими цветами.

(управляющая кнопка 1)

4. Словарная работа

а) – Какое задание принесли нам Снежинки? (слайд 6)

б) – С помощью иллюстраций запишите словарные слова, располагая их в столбик.

(слайд 7)

деревня
берёза
петух
заяц
горох
город

5. Изучение нового материала

(слайд 8)

а) Раскрытие значения термина “антонимы” на базе словарной работы

Для успешного изучения нового материала наши помощники призывают нас … (читает ученик надпись на слайде)

б) Проверка правильности написания словарных слов (слайд 9)

(по щелчку мышки)

в) Группировка слов (слайд 9)

г) Объяснение выбора группировки.

(Город, деревня – населенные пункты; берёза, горох – растения; заяц, петух – животные)

д) Подбор к данным существительным подходящих по смыслу прилагательных. (Устно.)

(Город, деревня – по размеру; берёза, горох – по высоте; заяц, петух – по характеру)

е) Запись прилагательных (слайд 9) (по щелчку мышки)

ж) Объяснение знакомых орфограмм в записанных словах.

з) Группировка прилагательных по группам относительно существительных.

Характеристика смысла каждой группы с помощью черно – белой цветовой гаммы.

(В опоре на знания свойств сторон прямоугольника дети вспоминают термин “противоположные”)

и) Обобщение

(слайд 9 по щелчку мышки)

Чтение правила в учебнике на стр. 52 и беседа по нему.

Как называются прилагательные, разделённые нами на группы?

Почему?

Физкультминутка (слайд 10)

– Чтобы не замёрзнуть от зимних гостей, вспомним о лете и отдохнём!

а) Физкультминутка для глаз “ Следи за солнышком”

(по щелчку мышки)

б) Выполнение движений стоя

(активировать на слайде музыкальный значок)

(под музыку дети выполняют различные движения, имитируя игру с мячом)

к) Раскрытие значения термина “синонимы”

Новое задание Снежинок … (слайд 11)

Работа по иллюстрации (слайд12)

Какое время года изображено на иллюстрации?

Опишите зиму с помощью нескольких прилагательных.

Прочитайте слова (слайд 12 по щелчку мышки)

Какие они по смыслу?

– (слайд 12 по щелчку мышки) Прочитайте правило на стр. 51

Как можно назвать эти прилагательные?

– Почему?

– Запишите их в тетрадь.

6. Закрепление

а) Подготовка к творческой работе (слайд 13)

Несмотря не то, что зима холодное и суровое время года, именно зимой бывает один из самых любимых нами праздников.

Как вы думаете, какой?

– Какими прилагательными его охарактеризовали снежинки?

– Как можно назвать данные прилагательные?

– Почему?

– Запишите прилагательные в тетрадь.

б) Творческая работа (слайд 14)

Работа по карточке №2 [ 2]

С помощью иллюстрации на слайде вставьте в текст подходящие по смыслу слова.

Карточка №2

Дополни текст, подходящими по смыслу словами (смотри на иллюстрацию). И стоит ёлочка (какая?) …, … . Раскинула (что?) …, а на (чём?) … подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят. У всех на глазах становится ёлочка из (какой?) … и … мягкой и лиственной. Вся в (чём?) …, … и …. . Не то что зимой и летом – одним цветом.

(Для учителя: красивая, нарядная, ветки, лапках, колючей, хвойной, мягкой, лиственной)

– Сравним придуманный нами текст с тем, что принесли нам Снеговик и Снежинки.

(слайд 14 по щелчку мышки)

в) Закрепление

– Прочитайте предложения с прилагательными, назовите среди них антонимы и синонимы.

7. Обобщение (слайд 15)

– О чем нас просят Снежинки?

(Слайд 15, управляющая кнопка)

– Мы вернулись к названию темы нашего урока (слайд 5)

– Объясните, почему таким цветом написаны слова “антонимы ”, “синонимы”?

– Какую роль они выполняют в нашей речи?

(Управляющая кнопка 2)

8. Итог урока (слайд 16)

а) – Мы прощаемся с нашими помощниками.

– Они вам понравились?

– Чем?

б) Самостоятельная работа (слайд 16 по щелчку мышки)

– Проверьте свои знания по новой теме.

(Выполнение упр.80, учебник стр.52)

Дети сдают тетради. Работы проверяет учитель.

9. Рефлексия (слайд 17)

10. Домашнее задание

Выучить правила стр.51, 52

Написать 4 предложения (можно пословицы) с синонимами и антонимами.

– По желанию – сделать к предложениям рисунки.

Использованная литература:

  1. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова “Упражнения для подготовки к диктантам”.
  2. О.В.Узорова, Е.А. Нефедова “Практическое пособие для развития речи”.