Обучающий аспект: совершенствовать навык выразительного чтения; учить выражать свои мысли, чувства, настроение; вызвать интерес к творчеству В.Драгунского.
Развивающий аспект: развивать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание.
Воспитывающий аспект: воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому.
Оборудование:
- презентация к уроку
- выставка книг В.Ю.Драгунского
- карточки с заданиями для работы в парах
- карточки с заданиями для работы в группах
- грамзапись фрагментов 2-х музыкальных произведений
Ход урока
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно и приготовьтесь к работе.
II. Рефлексивно-мотивационный момент.
Сейчас я предлагаю вам "сфотографировать" слова, они будут представлены на экране. В течение 20 секунд вы будете их читать и стараться запомнить как можно большее их количество.
(Слайд 1)
дядя Ваня
Молодцы! Запомнили много слов! А вам знакомы эти слова? Как они называются? (Ключевые.) К какому произведению относятся? ("Дымка и Антон" В.Ю.Драгунский) (Слайд2)
Хорошо! Дома вы готовили выразительное чтение этого произведения и должны были записать вопросы к автору, возникшие в ходе чтения 1 части. Давайте их послушаем.
III. Проверка домашнего задания.
Много вопросов вы задали автору, а я тоже выполнила это задание и вот какие вопросы возникли у меня. Похожи ли они с вашими?
(Слайд 3)
1. Кто это "я"? От чьего лица ведётся повествование?
2. Почему собак называли не просто по имени, а ещё и по фамилии?
3. Что такое галифе?
4. Как это - "понятливые глаза"?
5. Почему Антон был Дыхов?
6. Где Антон потерял одну ногу?
7. Почему Антон, имея хозяина, был бродягой?
Скажите, на какой вопрос автор так и не дал нам точного ответа? (Где же Антон потерял одну ногу?)
А вы можете это предположить? Это грустная история или весёлая?
А теперь послушаем выразительное чтение второй части, но прежде приготовимся к чтению, выполнив артикуляционную гимнастику.
IV. Работа над текстом произведения.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Давайте подготовимся к чтению произведения вслух.
Прочитайте предложения с соответствующей интонацией. (Слайд 4)
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
- Кукушка кукушонку купила капюшон?
- Кукушка кукушонку купила капюшон!
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
- А теперь с ударением на выделенное слово.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
2. Выразительное чтение 2 части.
3. Проверка уровня осознания текста.
- Ребята, какое настроение у вас возникло в ходе чтения?
- В какой момент вы испытали волнение или тревогу?
- В какой момент настроение изменилось и вам стало радостно и спокойно?
4. Жанровое соотнесение
- К какому жанру относится это произведение? Докажите.
- А теперь проверим. (Слайд 5)
Рассказ.
1. Литературное произведение в прозе.
2. Описан один эпизод, событие из жизни героев.
3. Немного героев (3)
4. Небольшой по объёму.
- А почему Дениска понимает язык животных? (Автор использует приём олицетворение, наделяет животных качествами человека.)
- Какой ещё приём использовал автор?
- Как вы думаете, схожи ли эти животные друг с другом по характеру? Вот это мы сейчас и выясним.
5. Составление характеристики героев.
- Давайте подумаем, какими чертами характера обладали Дымка и Антон.
а) Работа в парах.
(Приложение1, Слайд6)
- Давайте проверим, что у вас получилось? (Слайд 7)
б) - Чем похожи столь разные собаки? Могли бы они дружить?
- А сейчас послушайте два музыкальных фрагмента и попробуйте определить, кого из 2-х собак характеризует каждый музыкальный фрагмент? Почему? (Прослушивание музыкальных фрагментов, Приложение 2)
- Молодцы!
6. Выборочное чтение. (Работа по группам)
- А сейчас найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том:
1 ряд - Что помешало Дымке грызть кость?
2 ряд - Как Дымка догадалась, что кость стащил Антон?
3 ряд - Кто "помог" Антону исправиться?
Все - Как догадался Дениска, что Дымка простила Антона?
- Кто был лучшим читателем? (оценивание)
7. Рефлексивно-оценочные действия.
- На чьей стороне ваши симпатии-Дымки или Антона?
- Как вы думаете, почему Антон утащил кость?
- Почему же он всё-таки вернул её?
- А что вы можете рассказать о Дениске? (Ответы детей, Слайд8)
(Добрый, любит животных, наблюдательный, чувствует характер животных, говорит о собаках, как о людях, любит справедливость, обладает чувством юмора)
Из всего вышесказанного можно ли предположить, каким должен быть человек, рассказавший нам такую историю?
(Рассмотрим его портрет, Слайд9)
А сейчас послушайте, что нам расскажет о В.Ю.Драгунском один из учеников нашего класса. (Короткое сообщение о писателе, Приложение 3)
8. Сведения об авторе.
(Ответ одного из учащихся)
9. Книжная выставка.
Вот таким был В. Драгунский и это подтверждают его рассказы, написанные для вас. На нашей небольшой книжной выставке вы видите его книги, которые я рекомендую вам почитать вместе с родителями.
Наш урок близится к концу. И я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили содержание Рассказа "Дымка и Антон". Поработаем в группах.
V. Проверка уровня усвоения изученного материала.
(Работа по группам, Приложение 4)
- Проверим, как справилась с заданием первая группа (Слайд 10)
- Как поработала вторая группа? (Слайд11)
- Посмотрим, что получилось у ребят из третьей группы (Слайд12)
- Молодцы, блестяще справились с заданиями!
VI. Подведение итога урока. Домашнее задание.
- Молодцы! Отлично поработали!
- Ребята, чем понравился вам этот рассказ?
- А кто может сформулировать его основную мысль? Что же хотел донести автор до каждого из нас?
(У собаки есть характер. Только любящий животных человек понимает их, воспитывает и заботится о них. Мы в ответе за тех, кого приручили) (Слайд13)
- Дома я предлагаю вам выполнить одно из трёх заданий на выбор.
(Слайд14)
1. Проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод.
2. Подготовить пересказ 2 части от лица Антона.
3. Предположи, как изменится жизнь собак через год. Напиши сочинение-миниатюру об одной из собак.
VII. Рефлексия.
- Возьмите кружочки, лежащие на парте, и нарисуйте смайлики. Улыбку, если вам понравилось на уроке, грусть, если нет. Затем опустите их в конвертики.
- А я на память о нашем уроке хочу подарить вам закладки в виде косточки со словами Антуана-де-Сент Экзюпери "Мы в ответе за тех, кого приручили". Ребята, любите животных, и они ответят вам тем же!
- Спасибо за работу! (Слайд15)