Подросток, начинающий употреблять психоактивные вещества, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, рекламные предложения нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими для несовершеннолетнего мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность и некомпетентность педагогов и родителей в этом вопросе, а также возникновение созависимости в семье.
Профилактика вредных привычек – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.
До настоящего времени вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – должна вестись антинаркотическая профилактика, не нашел однозначного ответа. По моему глубокому убеждению, эта работа должна вестись комплексно постоянно и всеми специалистами.
Здоровье сохранная и профилактическая деятельность в условиях «Санаторно-лесной школы» направлена на укрепление и сохранение здоровья детей, педагогов, формирование потребности в здоровом образе жизни. В школе работают педагоги, воспитатели, деятельность которых призвана решить проблемы адаптационных периодов в жизни школьников и воспитанников, проводить профилактические мероприятия по уменьшению заболеваемости и формировать антинаркотические убеждения через социально-творческую деятельность.
Специфика работы в ГБООУ «Санаторно-лесная школы» такова, что учебный процесс осуществляется без отрыва от лечебно-профилактических мероприятий Областного детского санатория для лечения всех форм туберкулеза, точнее можно сказать, что процесс лечения обучения и воспитания идут параллельно. И работа с детьми, находящимися на длительном лечении имеет ряд специфических особенностей.
Дети различные по состоянию здоровья, срок пребывания в нашей школе от 3-х месяцев до года и более, с различным уровнем подготовки (дети обучались в общеобразовательных школах, гимназиях, а также в школах с особыми образовательными нуждами) некоторые дети вообще по независящим от них причинам не посещали школу.
На момент поступления в школу, дети, в большей массе, находятся в стрессовом психоэмоциональном состоянии: оторванность от дома, семьи, пребывание в условиях больницы, новый детский коллектив, новые учителя и воспитатели, другие требования к организации учебного процесса. Дети замыкаются, снижается уровень познавательной деятельности, уровень мотивации учебной деятельности, неустойчивость эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности, сниженная потребность в общении.
Очень сложная задача помочь ребенку преодолеть это состояние. Поверить в себя и свои силы. Это достигается созданием благоприятного психологического климата, где немаловажную роль играет социальный педагог.
С сентября 2004 года я приступила к работе на этой должности и определила, учитывая специфику нашего учреждения , круг целей и задач, скорректировала направления деятельности, которые смогли бы способствовать раскрепощению ребенка, повысили уровень его познавательной активности, учебной мотивации, одним словом нивелировали стрессогенный фактор в учебно-воспитательном процессе.
Специфика нашей школы состоит еще и в том, что контингент детей постоянно обновляется поэтому социальный педагог взаимодействует не только с родителями, или лицами их заменяющими, педагогическими работниками, но и с мед.персоналом и с учреждениями из которых пребывают дети.
Так как одна часть учащихся нашей школы это воспитанники детских домов и коррекционных интернатов, другая – из неблагополучных, неполных семей, то работа включает в себя следующие направления:
1. Социально-правовое консультирование.
2. Пропаганда здорового образа жизни в семье как
необходимого условия успешной социализации
детей и подростков.
3. Психолого-педагогическое просвещение с целью
создания оптимальных условий для
взаимопонимания в семье.
Нарушения в здоровье способствуют формированию отклоняющегося поведения, приводят к психологической нестабильности, деформируют личность ребенка. Для детей, больных туберкулезом большое значение имеет психолого-педагогическое сопровождение, которое имеет свою специфику, так как в процессе лечения одновременно способствует решению проблем личности ребенка и является реальной возможностью повышения эффективности образовательного процесса.
Поскольку практически все наши учащиеся в той или иной мере дети со сложной судьбой и нуждаются в психо-социальной коррекции совместно с психологом проводятся мероприятия по предупреждению распространения среди учащихся алкоголизма, наркомании, анализируются межличностные отношения на уровне преподаватель – учащийся, учащийся – учащийся, врач – учащийся.
Но следует отметить тот факт, что из-за постоянной смены учащихся возникает трудность в прослеживании динамики и диагностики и, зачастую нет возможности провести повторное диагностическое обследование. Необходимо отметить, что среди наших учащихся практически 70% отмечают тот факт, что здоровье стоит для них в числе первых жизненных ценностей. Это понятно, наличие тяжелого заболевания ведет к переосмыслению ценностей даже у такой максималистки настроенной части населения как подростки.
Социальный педагог вместе с педагогическим и медицинским персоналом организует мероприятия по реабилитации учащихся, в стенах нашей школы ведется огромная работа в этом направлении.
Любое мероприятие в нашей школе отвечает двум главным критериям «Не вредит здоровью», «Полезно для здоровья».
Наша школа ориентирует свой потенциал и ресурсы на конечный результат, заключающийся в воспитании самодостаточной личности ребенка, подростка, готового практически решать свои жизненные задачи, обладающего социальным иммунитетом противостояния саморазрушающего поведению, умеющего создавать и применять для этого систему эвохомологической деятельности (умение рационально организовать свой досуг), обладающего возможностями и способностями анализировать и корректировать витальное (жизненное) и ментальное (духовное) развитие, что поможет ему избежать таких форм девиантного поведения, как алкоголизм и наркомания.
Ведь, как известно, болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.ГБООУ АО «Санаторно-лесная школа» работает в рамках здоровьесберегающего обучения и вся деятельность коллектива направлена на укрепление и сохранение здоровья детей, находящихся на длительном лечении, создание благоприятных психологических условий для раскрытия творческого потенциала детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Как поместить в учебно-воспитательный процесс школы такие понятия как “ воспитание в подростке гражданской позиции, ответственности за свои действия и поступки, умение преодолевать жизненные трудности?”
Над этим вопросом задумалась я, как социальный педагог.
Желание добиться успеха присуще людям с самых ранних лет. Мотивация достижения успеха – это чисто социальный, т.е. приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного взаимодействия человека со средой. На его формирование влияет множество внешних факторов.
Внешняя среда может способствовать или препятствовать возникновению у школьников стремления к успеху, влиять на силу и направленность этого стремления.
В психологии существует понятие выученная беспомощность, социальная депривация, мне на практике приходится сталкиваться именно с этими факторами, наши ученики зачастую действуют по принципу избегания неудач, у них слабо развито стремление самоутвердиться социально приемлемым способом, самосовершенствоваться в какой-то сфере.
И метод социально-творческого проекта показался мне оптимальным вариантом для решения данного вопроса.
Работа по методу проектов требует от социального педагога создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, социальный педагог становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.
Именно на это и направлен детский социально-творческий проект «Общее дело»проводившийся в 2010-2011 учебном году. Не секрет, что сейчас каждый «сам себе режиссер» и мы пошли по этому пути: дети сами снимали на мобильные телефоны социальные ролики о том, что такое вредные привычки, сами писали сценарий ,сами готовили презентацию. Но перед созданием социальных роликов на протяжении нескольких месяцев, мы вместе с детьми просматривали фильмы о вреде курения , алкоголизма, наркомании, обсуждали просмотренное, готовили сообщения и вот что из этого получилось.
Общее дело: детский социально-творческий проект.
Координатор: социальный педагог
Участники: школьники 8-11 классов
Направления проекта:
- Здоровьесберегающая деятельность
- Профилактика вредных привычек
- Просвещение в области употребление ПАВ
Цель проекта: воспитание и формирование навыков здорового образа жизни; профилактика вредных привычек.
Задачи:
- создание благоприятного психологического климата для развития ребенка, находящегося на длительном лечении;
- сохранение здоровья, формирование убеждений, что человек несет персональную ответственность за свое здоровье;
- развитие творческих компетенций в процессе общего обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ.
Предполагаемый результат: осознание детьми своего места в обществе, ответственности перед обществом за свои поступки.
Форма: презентации, социальные ролики.
Приложение 1 – презентация проекта «Общее дело».
Приложение 2 – социальные ролики «Дым родины», «Национальная традиция или национальная трагедия», «На игле».