Цели урока:
- Обобщить читательский опыт учащихся по разделу.
- Дать возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
- Развивать творческие способности учащихся, внимание, наблюдательность к слову.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Оборудование:
- Эмблемы для участников команд, карточки с названиями команд, жетоны с изображением животных.
- Карточки с именами и фамилиями авторов стихотворений: Юнна Мориц, Лев Квитко, Генрих Сапгир.
- Карточки с пословицами:
"НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ",
"СМЕКАЛКА И УМ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ",
"ССОРА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ",
"И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ",
"В ДРУЖБЕ - СИЛА",
"УМ СТОИТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ СИЛЫ",
"НЕ СИЛОЙ БОРЮТСЯ - УМЕНЬЕМ",
"НЕ ВСЯК УМЁН, КТО С ГОЛОВОЮ",
"У НЕГО В ГОЛОВЕ РЕДЕНЬКО ЗАСЕЯНО".
- Карточки с авторами народного творчества: русская сказка, африканская сказка, эстонская сказка, латышская сказка, сказка афроамериканцев США.
- Выставка работ учащихся с иллюстрациями к прочитанным произведениям по разделу.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит звонок всё громче, всё слышней,
И радостью душа переполняется,
Ты думаешь - распелся соловей?
А вот и нет - уроки начинаются!
Пожмите руку соседа и пожелайте удачи.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке - заходи.
Начинаем урок чтения.
II. Сообщение темы урока.
На телевидении есть такая передача - игра о животных "Эти забавные животные". Сегодня она у нас в гостях. ( Звучит музыкальная заставка к передаче).
- Кто догадался, почему я взяла тему "Животные"?
- Как называются сказки о животных? (Карточка - анималистические).
- Как называется раздел, где мы читали анималистические сказки, стихи и даже считалки о животных?
- Итак, мы проводим обобщающий урок по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк:"
В игре принимают участие 3 команды:
- "Смелые воробьи",
- "Резиновый ёжик",
- "Весёлый жук".
Правила игры очень простые - за верный ответ команда получает жетон в виде фигурки животного. Чья команда наберёт больше таких жетонов, та и победит.
III. Первый тур - стихи о животных. Представление команд.
- 1 команда - выразительное чтение стихотворения Л. Квитко "Смелые воробьи"
- 2 команда - исполнение песни "Резиновый ёжик".
- Кто автор стихов песни?
- 3 команда - наизусть стихотворение "Весёлый жук"
Итог тура: Что объединяет эти стихи?
Мы вспомнили полюбившиеся стихотворения Юнны Мориц и Льва Квитко. С творчеством этих авторов мы не прощаемся. В других разделах нашего учебника, в 3 и 4 классах мы столкнёмся с миром их поэзии.
В завершении тура мне бы хотелось вспомнить замечательного поэта Генриха Сапгира.
- С каким его стихотворением в этом разделе мы знакомились?
- Я прочитаю стихотворение, а вы будете исполнителями - животными (звукоподражание)
- Как бы эту песню пропели в лесу птицы? (слушаем пение птиц в записи)
IV. Второй тур - сказки о животных.
- Объявляется второй тур - анималистические сказки.
1 команда.
- Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой?
а) он отстанет;
б) перегонит лису;
в) придумает что-нибудь ещё.
- О какой сказке идёт речь? Кто её автор? ("Лиса и рак", русская народная сказка)
- Расскажите эту сказку наизусть.
- Сказка - ложь, да в ней намёк:", на что намекает эта маленькая, но мудрая сказка? ( Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.)
2 команда.
- Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух - задира. Он нашёл способ спастись от лисы, поссорив её с человеком.
- О какой сказке идёт речь? Кто её автор? (Как петух лису обманул", латышская сказка)
Идёт инсценировка отрывка сказки.
- Сказка - ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?
(Смекалка и ум к победе ведут. Ссора до добра не доводит.)
3 команда
- Послушайте стихотворение. О ком идёт речь?
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа и ежа,
И чижа и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
- В какой сказке есть ответ на очень интересный вопрос о зайцах?
("Почему у зайца губа рассечена", эстонская сказка)
Выразительное чтение по ролям отрывка сказки.
- В чём мудрость сказки? (И мы сильны, когда вместе. В дружбе - сила.)
1 команда.
- Узнай сказку по плану.
1) Царь котов.
а) Глупые голуби.
б) Помощь совы.
2) Ум стоит гораздо больше силы.
а) Договор с гиппопотамом.
б) Договор со слоном.
в) Тайна открылась.
("Похождение дикого кота Симбы", африканская сказка)
- Перескажите вторую часть сказки.
- Сказка - ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?
(Ум стоит гораздо больше силы.)
2 команда
- Узнай сказку по ключевым словам: козёл да баран, семь серых волков, в бороде сила, поджав хвосты, двух волков съел, страх нашёл.
("Напуганные медведь и волки", русская сказка)
- Прочитайте по ролям конец сказки.
- Чему учит, на что намекает сказка?
(Не силой борются, уменьем.)
3 команда
- По отрывку узнай сказку и назови автора. (Учитель читает слова кролика стр.75)
("Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну", сказка афроамериканцев США)
- Среди данных иллюстраций найди те, которые соответствуют нашей сказке. (Учитель использует иллюстрации, нарисованные детьми к сказкам по данному разделу)
- Расскажи, какому эпизоду сказки соответствуют эти иллюстрации.
- На что намекает сказка, чему учит?
(Не всяк умён, кто с головою. У него в голове реденько засеяно.)
Итог тура:
- Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус?
- Читаем сказки о животных, а задумываемся о людях. Животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. В поступках, в характере животных люди узнают сами себя. Каждая сказка о животных заставляет нас задуматься о том, как мы поступаем в жизни, как ведём себя в обществе.
- Почему авторы учебников предложили нам сказки разных народов?
- Среди русских, латышей, эстонцев, африканцев и т. д. есть глупые и умные, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые люди. Главное в человеке не национальность, а главное в том какой он человек.
V. Третий тур - считалки о животных.
Командам предлагается тянуть жребий. Герои считалок изображены на рисунках. Ученики рассказывают считалки, с которыми познакомились в данном разделе.
- Объявляется аукцион считалок о животных. (Каждая считалка приносит дополнительный бал команде)
Итог тура:
- Зачем детям знать считалки?
VI. Подведение итогов игры.
Идет подсчёт жетонов. Выявляется победитель.
В течение всего времени, пока мы изучали раздел "Сказка - ложь, да в ней намёк:" вы дома рисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Все иллюстрации заняли достойное место на нашей выставке. Кто-то рисовал сам, кому-то помогали родители, старшие братья и сёстры. Многими иллюстрациями можно восхищаться. Я предлагаю, чтобы у каждого из вас осталась память о нашем уроке, память о прочитанном разделе, взять ту иллюстрацию, которая вам очень понравилась.
В конце урока учитель читает стихотворение:
Как хорошо читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать.
Совсем не знает скуки.
Урок окончен. Всем спасибо.