Обобщающий урок по разделу "Сказка – ложь, да в ней намек"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить читательский опыт учащихся по разделу.
  • Дать возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  • Развивать творческие способности учащихся, внимание, наблюдательность к слову.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

Оборудование:

  • Эмблемы для участников команд, карточки с названиями команд, жетоны с изображением животных.
  • Карточки с именами и фамилиями авторов стихотворений: Юнна Мориц, Лев Квитко, Генрих Сапгир.
  • Карточки с пословицами:

"НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ",

"СМЕКАЛКА И УМ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ",

"ССОРА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ",

"И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ",

"В ДРУЖБЕ - СИЛА",

"УМ СТОИТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ СИЛЫ",

"НЕ СИЛОЙ БОРЮТСЯ - УМЕНЬЕМ",

"НЕ ВСЯК УМЁН, КТО С ГОЛОВОЮ",

"У НЕГО В ГОЛОВЕ РЕДЕНЬКО ЗАСЕЯНО".

  • Карточки с авторами народного творчества: русская сказка, африканская сказка, эстонская сказка, латышская сказка, сказка афроамериканцев США.
  • Выставка работ учащихся с иллюстрациями к прочитанным произведениям по разделу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок всё громче, всё слышней,
И радостью душа переполняется,
Ты думаешь - распелся соловей?
А вот и нет - уроки начинаются!

Пожмите руку соседа и пожелайте удачи.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке - заходи.
Начинаем урок чтения.

II. Сообщение темы урока.

На телевидении есть такая передача - игра о животных "Эти забавные животные". Сегодня она у нас в гостях. ( Звучит музыкальная заставка к передаче).

- Кто догадался, почему я взяла тему "Животные"?

- Как называются сказки о животных? (Карточка - анималистические).

- Как называется раздел, где мы читали анималистические сказки, стихи и даже считалки о животных?

- Итак, мы проводим обобщающий урок по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк:"

В игре принимают участие 3 команды:

  • "Смелые воробьи",
  • "Резиновый ёжик",
  • "Весёлый жук".

Правила игры очень простые - за верный ответ команда получает жетон в виде фигурки животного. Чья команда наберёт больше таких жетонов, та и победит.

III. Первый тур - стихи о животных. Представление команд.

  • 1 команда - выразительное чтение стихотворения Л. Квитко "Смелые воробьи"
  • 2 команда - исполнение песни "Резиновый ёжик".

- Кто автор стихов песни?

  • 3 команда - наизусть стихотворение "Весёлый жук"

Итог тура: Что объединяет эти стихи?

Мы вспомнили полюбившиеся стихотворения Юнны Мориц и Льва Квитко. С творчеством этих авторов мы не прощаемся. В других разделах нашего учебника, в 3 и 4 классах мы столкнёмся с миром их поэзии.

В завершении тура мне бы хотелось вспомнить замечательного поэта Генриха Сапгира.

- С каким его стихотворением в этом разделе мы знакомились?

- Я прочитаю стихотворение, а вы будете исполнителями - животными (звукоподражание)

- Как бы эту песню пропели в лесу птицы? (слушаем пение птиц в записи)

IV. Второй тур - сказки о животных.

- Объявляется второй тур - анималистические сказки.

1 команда.

- Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой?

а) он отстанет;

б) перегонит лису;

в) придумает что-нибудь ещё.

- О какой сказке идёт речь? Кто её автор? ("Лиса и рак", русская народная сказка)

- Расскажите эту сказку наизусть.

- Сказка - ложь, да в ней намёк:", на что намекает эта маленькая, но мудрая сказка? ( Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.)

2 команда.

- Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух - задира. Он нашёл способ спастись от лисы, поссорив её с человеком.

- О какой сказке идёт речь? Кто её автор? (Как петух лису обманул", латышская сказка)

Идёт инсценировка отрывка сказки.

- Сказка - ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?

(Смекалка и ум к победе ведут. Ссора до добра не доводит.)

3 команда

- Послушайте стихотворение. О ком идёт речь?

Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа и ежа,
И чижа и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

- В какой сказке есть ответ на очень интересный вопрос о зайцах?

("Почему у зайца губа рассечена", эстонская сказка)

Выразительное чтение по ролям отрывка сказки.

- В чём мудрость сказки? (И мы сильны, когда вместе. В дружбе - сила.)

1 команда.

- Узнай сказку по плану.

1) Царь котов.

а) Глупые голуби.

б) Помощь совы.

2) Ум стоит гораздо больше силы.

а) Договор с гиппопотамом.

б) Договор со слоном.

в) Тайна открылась.

("Похождение дикого кота Симбы", африканская сказка)

- Перескажите вторую часть сказки.

- Сказка - ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка?

(Ум стоит гораздо больше силы.)

2 команда

- Узнай сказку по ключевым словам: козёл да баран, семь серых волков, в бороде сила, поджав хвосты, двух волков съел, страх нашёл.

("Напуганные медведь и волки", русская сказка)

- Прочитайте по ролям конец сказки.

- Чему учит, на что намекает сказка?

(Не силой борются, уменьем.)

3 команда

- По отрывку узнай сказку и назови автора. (Учитель читает слова кролика стр.75)

("Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну", сказка афроамериканцев США)

- Среди данных иллюстраций найди те, которые соответствуют нашей сказке. (Учитель использует иллюстрации, нарисованные детьми к сказкам по данному разделу)

- Расскажи, какому эпизоду сказки соответствуют эти иллюстрации.

- На что намекает сказка, чему учит?

(Не всяк умён, кто с головою. У него в голове реденько засеяно.)

Итог тура:

- Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус?

- Читаем сказки о животных, а задумываемся о людях. Животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. В поступках, в характере животных люди узнают сами себя. Каждая сказка о животных заставляет нас задуматься о том, как мы поступаем в жизни, как ведём себя в обществе.

- Почему авторы учебников предложили нам сказки разных народов?

- Среди русских, латышей, эстонцев, африканцев и т. д. есть глупые и умные, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые люди. Главное в человеке не национальность, а главное в том какой он человек.

V. Третий тур - считалки о животных.

Командам предлагается тянуть жребий. Герои считалок изображены на рисунках. Ученики рассказывают считалки, с которыми познакомились в данном разделе.

- Объявляется аукцион считалок о животных. (Каждая считалка приносит дополнительный бал команде)

Итог тура:

- Зачем детям знать считалки?

VI. Подведение итогов игры.

Идет подсчёт жетонов. Выявляется победитель.

В течение всего времени, пока мы изучали раздел "Сказка - ложь, да в ней намёк:" вы дома рисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Все иллюстрации заняли достойное место на нашей выставке. Кто-то рисовал сам, кому-то помогали родители, старшие братья и сёстры. Многими иллюстрациями можно восхищаться. Я предлагаю, чтобы у каждого из вас осталась память о нашем уроке, память о прочитанном разделе, взять ту иллюстрацию, которая вам очень понравилась.

В конце урока учитель читает стихотворение:

Как хорошо читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать.
Совсем не знает скуки.

Урок окончен. Всем спасибо.