Интегрированный урок по математике и окружающему миру "Расстояние, время, скорость". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Математика: решение задач на движение.

Окружающий мир: растения и животные леса, луга, водоёма.

Цели урока:

  1. Закрепить знания о связи между величинами (скоростью, временем, расстоянием) с помощью решения задач.
  2. Развивать умение решать задачи на все случаи одновременного движения, задачи с процентами.
  3. Обобщить знание детей о природных сообществах (леса, луга, водоёма).
  4. Продолжить формирование экологической культуры.
  5. Развивать вычислительные навыки, речь учащихся, умение обобщать и делать выводы.

Оборудование: таблицы с изображением леса, луга, водоёма; гербарий растений леса; карточки с задачами, загадками, кроссвордом; игрушечные машинка, самолёт и поезд, карточки с формулами нахождения скорости, времени, расстояния; музыкальный центр.

Ход урока

I. Организационный момент.

Определение темы урока, постановка целей, запись числа.

II. Устный счёт.

У. На этом уроке мы отправимся в увлекательное путешествие. Где мы сейчас с вами побываем, вы узнаете, расшифровав слова.

1 вариант 2 вариант
Записать ответы в порядке возрастания: Записать ответы в порядке убывания:
180:90 (о) 60*4 (б)
8*2*2:4 (с) 18*2:6*7 (ё)
83+17 (а) 79-11 (е)
7*7 (н) 6*8 (р)
644*0 (с) 0:245 (а)
  12-64*0 (з)

У. Какие слова получились?

Д. Сосна, берёза.

У. Что они обозначают?

Д. Растения, деревья.

У. К какой части природы они относятся?

Д. Они относятся к живой части природы.

У. Как вы это определили? По каким признакам? Докажите.

Д. Всё живое растёт, питается, дышит, размножается и умирает.

У. Где они произрастают?

Д. Они растут в лесу.

У. Дайте определение леса.

Д. Лес-это природное сообщество, состоящее, главным образом, из деревьев и кустарников.

У. Итак, мы с вами отправляемся в лес, а поедем мы на поезде. ( Учитель показывает игрушечный поезд.)

Счастливого пути, ребята!

III. Решение задач.

У. (Устно решить задачу) Наш поезд проехал 90 км со скоростью 45 км/ч. Найдите время движения нашего поезда.

Д. 2 часа время движения нашего поезда.

Экскурсия в лес.

На доске прикрепляется таблица с изображением леса. Подготовленный ученик читает стихотворение.

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.

Н.Никитин.

У. Ну, вот мы и добрались. Перед нами лес густой стоит. С чем мы сравниваем лес?

Д. Мы его сравниваем с огромным многоэтажным домом.

У. Как называются и располагаются этажи леса?

Д. Они называются ярусами и располагаются в порядке уменьшения, если смотреть сверху вниз.

Практическая работа.

Картина леса с тремя кармашками, нижний ярус – травы, средний – кустарники, верхний – деревья. Дети берут растение леса из гербария, называют его и располагают по ярусам.

У. Какие птицы обитают в лесу?

Д. Тетерев, иволга, ястреб, дрозд, дятел и т. д.

У. А каких зверей можно встретить в лесу?

Д. В лесу можно встретить лося, кабана, зайца, белку и т. д.

У. Сейчас мы поподробнее узнаем об одном обитателе леса.

Подготовленный ученик читает доклад о белке и передает от неё письмо.

У. Посмотрим, что хотела белочка (открывает письмо, а там задачка).

Белочке интересно, догонит ли лиса зайца, расстояние между ними 40 метров, если лиса бежит со скоростью 50 м/мин, а заяц 45 м/мин? Если догонит, то, через какое время?

Один ученик решает задачу у доски, остальные дети работают в тетрадях.

Д. Лиса догонит зайца через 8 минут.

У. Как люди используют лес?

Д. Люди используют древесину, ягоды, грибы, дичь, лекарственные растения, кислород и т. д.

У. Итак, подведём итог. Что же такое лес?

Д. Лес-это природное сообщество, в состав которого входят животные и растения. Все эти растения и животные тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Физкультминутка.

Путешествие на луг.

У. Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в прекрасное место, где можно хорошо порезвиться и увидеть линию горизонта. Как вы думаете, какое это место?

Д. Луг.

У. Дайте определение луга.

Д. Луг-это природное сообщество, образованное влаголюбивыми травянистыми растениями.

У. Выбираем транспортное средство.

На столе игрушки: самолёт и машинка.

Д. Мы выбираем самолёт.

У. Почему?

Д. Потому что луг далеко и на ровной поверхности.

У. Счастливого полёта!

Учитель прикрепляет на доске таблицу с изображением луга, подготовленный ученик читает стихотворение И.Сурикова.

Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

У. Богат луг разнообразием животных и растений. Сейчас мы некоторые из них вспомним, разгадав загадки Мудрой совы.

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. Муха.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. Бабочка.
Сок из цветков она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. Пчела.
На лугу живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь. Кузнечик.
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. Жук.
Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? Ромашка.

Очень звонко поёт. Перепел.

Этот житель санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мёртвых животных. Жук – могильщик.

Какая птичка получила своё название, бегая по земле, беспрестанно потряхивая своим хвостом. Трясогузка.

Подготовленный ученик читает доклад о трясогузке.

У. Трясогузка на своём хвосте принесла нам, ребята, задачку.

Решение задачи, один ученик решает за ширмой, остальные в тетрадях. Взаимопроверка.

Одновременно с двух цветков навстречу друг другу полетели бабочка и стрекоза. Встретились они через 3 минуты. Какое расстояние было между цветками, если стрекоза летела со скоростью – 120 м/мин, а бабочка – 60 м/мин?

У. Почему на лугу не селятся крупные животные?

Д. Потому что на лугу им трудно устраивать свои жилища и укрываться от врагов.

У. Так давайте ещё раз вспомним, что такое луг?

Д. Луг – это природное сообщество с травянистой влаголюбивой растительностью, где обитают небольшие по размерам животные.

У. А какое значение имеет луг для человека?

Д. Луг имеет большое значение для человека. Там сенокосные угодья, так же растут лекарственные растения, и просто прекрасное место для отдыха. Люди охраняют луга.

Экскурсия к водоёму.

У. Продолжаем наше путешествие, отправляемся на водоём и поедем мы на машине.

Звучит запись работающего автомобиля, вывешивается таблица с изображением водоёма.

Ребята, а вот нас встречает Старый рак со своим кроссвордом. Он хотел, чтобы мы ему помогли его разгадать. Поможем?

  1. Животное – грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
  2. Тип пресного водоёма.
  3. Растение, имеющее листья стрелы с большими широкими наконечниками.
  4. Он является санитаром пресного водоёма.
  5. Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и белыми цветами. Занесено оно в Красную книгу.
  6. Детёныш лягушки.

У. Мы отгадали ключевое слово охрана. Как вы думаете, от кого и от чего люди должны охранять водоёмы?

Д. Люди должны охранять водоёмы от загрязнения и от самих людей.

У. Ребята, мы с вами говорили о том, как люди разводят рыб. Я вам предлагаю решить вот такую задачку.

В один водоём запустили 1200 мальков рыб, а во второй – 80% этого количества. Сколько мальков запустили во второй водоём?

У. Сейчас послушаем, как людям удалось сохранить замечательных животных, которые находились на грани исчезновения. Воронежский заповедник – место обитания речного бобра.

Подготовленный ученик читает доклад.

У. Итак, мы с вами выяснили, что водоём это природное сообщество с разнообразным растительным и животным миром, которые тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Водоёмы нужно охранять.

IV. Итог урока.

На этом наше путешествие закончено.

Что вам больше всего понравилось на нашем уроке?

А сейчас давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка – это дружба, это хорошее настроение и споём песню “Улыбка”.