Математика: решение задач на движение.
Окружающий мир: растения и животные леса, луга, водоёма.
Цели урока:
- Закрепить знания о связи между величинами (скоростью, временем, расстоянием) с помощью решения задач.
- Развивать умение решать задачи на все случаи одновременного движения, задачи с процентами.
- Обобщить знание детей о природных сообществах (леса, луга, водоёма).
- Продолжить формирование экологической культуры.
- Развивать вычислительные навыки, речь учащихся, умение обобщать и делать выводы.
Оборудование: таблицы с изображением леса, луга, водоёма; гербарий растений леса; карточки с задачами, загадками, кроссвордом; игрушечные машинка, самолёт и поезд, карточки с формулами нахождения скорости, времени, расстояния; музыкальный центр.
Ход урока
I. Организационный момент.
Определение темы урока, постановка целей, запись числа.
II. Устный счёт.
У. На этом уроке мы отправимся в увлекательное путешествие. Где мы сейчас с вами побываем, вы узнаете, расшифровав слова.
1 вариант | 2 вариант |
Записать ответы в порядке возрастания: | Записать ответы в порядке убывания: |
180:90 (о) | 60*4 (б) |
8*2*2:4 (с) | 18*2:6*7 (ё) |
83+17 (а) | 79-11 (е) |
7*7 (н) | 6*8 (р) |
644*0 (с) | 0:245 (а) |
12-64*0 (з) |
У. Какие слова получились?
Д. Сосна, берёза.
У. Что они обозначают?
Д. Растения, деревья.
У. К какой части природы они относятся?
Д. Они относятся к живой части природы.
У. Как вы это определили? По каким признакам? Докажите.
Д. Всё живое растёт, питается, дышит, размножается и умирает.
У. Где они произрастают?
Д. Они растут в лесу.
У. Дайте определение леса.
Д. Лес-это природное сообщество, состоящее, главным образом, из деревьев и кустарников.
У. Итак, мы с вами отправляемся в лес, а поедем мы на поезде. ( Учитель показывает игрушечный поезд.)
Счастливого пути, ребята!
III. Решение задач.
У. (Устно решить задачу) Наш поезд проехал 90 км со скоростью 45 км/ч. Найдите время движения нашего поезда.
Д. 2 часа время движения нашего поезда.
Экскурсия в лес.
На доске прикрепляется таблица с изображением леса. Подготовленный ученик читает стихотворение.
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
Н.Никитин.
У. Ну, вот мы и добрались. Перед нами лес густой стоит. С чем мы сравниваем лес?
Д. Мы его сравниваем с огромным многоэтажным домом.
У. Как называются и располагаются этажи леса?
Д. Они называются ярусами и располагаются в порядке уменьшения, если смотреть сверху вниз.
Практическая работа.
Картина леса с тремя кармашками, нижний ярус – травы, средний – кустарники, верхний – деревья. Дети берут растение леса из гербария, называют его и располагают по ярусам.
У. Какие птицы обитают в лесу?
Д. Тетерев, иволга, ястреб, дрозд, дятел и т. д.
У. А каких зверей можно встретить в лесу?
Д. В лесу можно встретить лося, кабана, зайца, белку и т. д.
У. Сейчас мы поподробнее узнаем об одном обитателе леса.
Подготовленный ученик читает доклад о белке и передает от неё письмо.
У. Посмотрим, что хотела белочка (открывает письмо, а там задачка).
Белочке интересно, догонит ли лиса зайца, расстояние между ними 40 метров, если лиса бежит со скоростью 50 м/мин, а заяц 45 м/мин? Если догонит, то, через какое время?
Один ученик решает задачу у доски, остальные дети работают в тетрадях.
Д. Лиса догонит зайца через 8 минут.
У. Как люди используют лес?
Д. Люди используют древесину, ягоды, грибы, дичь, лекарственные растения, кислород и т. д.
У. Итак, подведём итог. Что же такое лес?
Д. Лес-это природное сообщество, в состав которого входят животные и растения. Все эти растения и животные тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
Физкультминутка.
Путешествие на луг.
У. Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в прекрасное место, где можно хорошо порезвиться и увидеть линию горизонта. Как вы думаете, какое это место?
Д. Луг.
У. Дайте определение луга.
Д. Луг-это природное сообщество, образованное влаголюбивыми травянистыми растениями.
У. Выбираем транспортное средство.
На столе игрушки: самолёт и машинка.
Д. Мы выбираем самолёт.
У. Почему?
Д. Потому что луг далеко и на ровной поверхности.
У. Счастливого полёта!
Учитель прикрепляет на доске таблицу с изображением луга, подготовленный ученик читает стихотворение И.Сурикова.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
У. Богат луг разнообразием животных и растений. Сейчас мы некоторые из них вспомним, разгадав загадки Мудрой совы.
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. Муха.Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. Бабочка.Сок из цветков она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. Пчела.На лугу живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь. Кузнечик.Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. Жук.Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? Ромашка.
Очень звонко поёт. Перепел.
Этот житель санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мёртвых животных. Жук – могильщик.
Какая птичка получила своё название, бегая по земле, беспрестанно потряхивая своим хвостом. Трясогузка.
Подготовленный ученик читает доклад о трясогузке.
У. Трясогузка на своём хвосте принесла нам, ребята, задачку.
Решение задачи, один ученик решает за ширмой, остальные в тетрадях. Взаимопроверка.
Одновременно с двух цветков навстречу друг другу полетели бабочка и стрекоза. Встретились они через 3 минуты. Какое расстояние было между цветками, если стрекоза летела со скоростью – 120 м/мин, а бабочка – 60 м/мин?
У. Почему на лугу не селятся крупные животные?
Д. Потому что на лугу им трудно устраивать свои жилища и укрываться от врагов.
У. Так давайте ещё раз вспомним, что такое луг?
Д. Луг – это природное сообщество с травянистой влаголюбивой растительностью, где обитают небольшие по размерам животные.
У. А какое значение имеет луг для человека?
Д. Луг имеет большое значение для человека. Там сенокосные угодья, так же растут лекарственные растения, и просто прекрасное место для отдыха. Люди охраняют луга.
Экскурсия к водоёму.
У. Продолжаем наше путешествие, отправляемся на водоём и поедем мы на машине.
Звучит запись работающего автомобиля, вывешивается таблица с изображением водоёма.
Ребята, а вот нас встречает Старый рак со своим кроссвордом. Он хотел, чтобы мы ему помогли его разгадать. Поможем?
- Животное – грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
- Тип пресного водоёма.
- Растение, имеющее листья стрелы с большими широкими наконечниками.
- Он является санитаром пресного водоёма.
- Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и белыми цветами. Занесено оно в Красную книгу.
- Детёныш лягушки.
У. Мы отгадали ключевое слово охрана. Как вы думаете, от кого и от чего люди должны охранять водоёмы?
Д. Люди должны охранять водоёмы от загрязнения и от самих людей.
У. Ребята, мы с вами говорили о том, как люди разводят рыб. Я вам предлагаю решить вот такую задачку.
В один водоём запустили 1200 мальков рыб, а во второй – 80% этого количества. Сколько мальков запустили во второй водоём?
У. Сейчас послушаем, как людям удалось сохранить замечательных животных, которые находились на грани исчезновения. Воронежский заповедник – место обитания речного бобра.
Подготовленный ученик читает доклад.
У. Итак, мы с вами выяснили, что водоём это природное сообщество с разнообразным растительным и животным миром, которые тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Водоёмы нужно охранять.
IV. Итог урока.
На этом наше путешествие закончено.
Что вам больше всего понравилось на нашем уроке?
А сейчас давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка – это дружба, это хорошее настроение и споём песню “Улыбка”.