Нестабильная экономическая обстановка, и как следствие, снижение уровня жизни многих семей, наличие значительных слоев населения находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшило положение детей в Российской Федерации, а также отрицательно сказалось на возможностях семьи и государства по их жизнеобеспечению и социализации. Во многих докладах и публикациях, посвященных проблемам детства, положение детей в настоящее время характеризуется как социальная депривация, то есть лишение, ограничение, недостаточность тех или иных материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития каждого ребёнка.
Социальной депривации детей и подростков во многом способствует распространенная в настоящее время практика отчисления из школ детей и подростков, которые в силу разных причин не справляются, или не хотят справляться со школьной программой, имеют различные отклонения в поведении.
Педагоги обычно таких детей называют “трудными” и выделяют такие их особенности, как сложность взаимодействия на уроке, так как такой ребенок постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Это, по мнению учителей, дети неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимающие учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи.
Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.
Многие дети этой категории живут и воспитываются в различных учреждениях интернатного типа, в реабилитационных центрах, центрах социальной помощи и т.д., что обусловливает появления у них ряда проблем, индивидуально-психологических особенностей, затрудняющих их адаптацию и социализацию в обществе.
Выбор профессии является одним из главных проектов в жизни подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и занимает ведущее место в образовательном процессе, формируя качественную направленность личностных интересов (“Чем я хочу заниматься?”), перспективу профессионального развития (“Как выбор профессии скажется на моем жизненном пути?”), внося свой вклад в изменение жизненных установок (“Что принесет мне счастье?”) и т. д. Сегодня, когда мир труда настолько разнообразен и найти занятие по душе не сложно, на первый план выступает проблема негативного отношения подростков к своему будущему. Особенно это касается подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в силу тех или иных причин изолированных из социума.
Согласно результатам опроса по выявлению готовности подростков к выбору профессии, проводимого социальным педагогом 1-ой квалификационной категории Егоровой Наталией Ивановной, КУ “СРЦН Ленинского района г.Чебоксары” за 2008г. – 2010г., из 165 опрошенных, около 50 % подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проходящих социальную реабилитацию и работавших в трудовом лагере “Энтузиаст” при центре, не имеют готовности к выбору профессии, что в будущем может отрицательно сказаться на их социальной адаптации.
Таким образом, профориентационная работа с подростками оказавшимися в трудной жизненной ситуации и проходящих реабилитацию в трудовом лагере “Энтузиаст” должна строиться с учетом этих особенностей и быть направлена не столько на конкретную профориентацию, сколько на формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие у них социальной компетентности, развитие социальной активности, принятию на себя ответственности за собственное будущее, на трудовой образ жизни вообще.
В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нового типа знания, а именно “знания о самом себе”, выступает психологическая диагностика. Социальному педагогу, работающему с подростками оказавшимися в трудной жизненной ситуации и проходящих реабилитацию в трудовом лагере “Энтузиаст” необходимо использовать комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым подростком информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).
Социальному педагогу, необходимо проектировать и создавать специальные условия, требующие и дающие возможность ребенку проявить свои лучшие, социально одобряемые качества. К таким условиям можно отнести:
– реализация различных творческих проектов, построенных на основе использования существующих полезных навыков – мелкий ремонт в КУ “СРЦН Ленинского района г.Чебоксары” (т.е. где подростки работают), помощь в быту и забота о младших и пожилых, спортивные мероприятия и т.п.;
– выполнение профориентационных упражнений;
– включение подростков в реальные трудовые дела с видимым результатом – озеленение, уборка территории, ремонт, мытье полов и т.д. в КУ “СРЦН Ленинского района г.Чебоксары” в рамках деятельности с центре трудового лагеря “Энтузиаст”;
– различные беседы, дискуссии,
– участие в профориентационных играх, тренингах;
– экскурсии на различные предприятия и учебные заведения
г. Чебоксары, где можно видеть профессионализм в действии.
Эти мероприятия позволяют решить и такую проблему, как расширение “пространства” образцов для подражания, которая тормозит нормальное социально и профессиональное самоопределение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Занятие по профессиональному самоопределению подростков 14 – 17 лет.
Мир профессий
Форма проведения: Слайд – лекция с элементами беседы, выполнением практических заданий, профориентационных игр.
Дата и место проведения: КУ “СРЦН Ленинского района г.Чебоксары” Минздравсоцразвития Чувашии.
Ф.И.О. педагога: Егорова Наталия Ивановна, социальный педагог.
Состав группы учащихся: 10 несовершеннолетних, мальчики и девочки в возрасте 14 – 17 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, проходящие трудовую реабилитацию в КУ “СРЦН Ленинского района г.Чебоксары” Минздравсоцразвития Чувашии.
Данное мероприятие, является частью цикла программы элективного курса “Профессиональное самоопределение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации” (один раз в неделю, каждый месяц).
Цель занятия:
ознакомить подростков с теоретическими представлениями и понятиями, связанными с миром профессий, расширить знания о мире профессий, выявить склонности к определенному виду деятельности.
Задачи:
формирование у подростков качества творческой, активной и успешно адаптируемой личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
оказание помощи подростку в раскрытии потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные вопросы;
формирование осознанных представлений о мире труда.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Оборудование: экран, проектор, презентация Power Point,
Наглядные пособия: тетрадь для работ на занятии (для каждого участника), Раздаточный материал: памятки с типами профессий по классификации Е.А.Климова.
Необходимый материал: 2 бланка с заданиями и 2 маркера (к профигре “Профессия, специальность”), бланки для ответов на опросник для каждого участника (к диагностике ДДО Е.А.Климова), 2 стола, ручки или карандаши для каждого участника, фишки, бейджики для каждого участника.
Предполагаемый результат:
Подростки должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий (термины: “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”);
- профессиональные интересы и склонности;
- типы профессий;
На основе полученных знаний несовершеннолетние должны уметь:
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
План занятия “Мир профессий”
№ п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ |
ВРЕМЯ |
1. |
Организационный момент. | 2 мин. |
2. |
Повторение материала прошлого занятия по теме “Классификация Е.А. Климова” | 3 мин. |
3. |
“Профессия, специальность, специализация, должность” (сообщение познавательных сведений) | 6 мин. |
4. |
Профориентационнная игра “Профессия. Специальность”. | 5 мин. |
5. |
Профориентационнная игра “Знаешь ли ты типы профессий?” | 9 мин. |
6. |
“Интересы и склонности” (сообщение познавательных сведений) | 3 мин. |
7. |
Практическая работа (ДДО Е.А.Климова “Карта самооценки склонностей”) | 10 мин. |
8. |
Рекомендации социального педагога. | 3 мин. |
9. |
Подведение итогов (рефлексия) | 3 мин. |
10. |
Раздача памяток | 1 мин. |
ОБЩЕЕ ВРЕМЯ: | 45 мин. |