Введение. Актуализация
В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Это способствует эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, родителей и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Поступление ребенка в школу создает объективные условия для целенаправленного приобщения детей к театру. Важно, чтобы с первого класса началось накопление того минимума театральных впечатлений, который бы явился основой для эстетического развития и последующего систематического художественного образования ребенка.
Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс “я не умею” – все это удивляет и привлекает.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. “Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение”.
Кукольный театр с незапамятных времен привлекает к себе детей, необычность зрелищ захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные жесты кукол, они очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Игра в театр развивает творческую фантазию и выдумку.
Программа проекта “Живая сказка”
Уже в период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных ситуациях. Для этого на уроках необходимо “разговорить” детей. Данной цели служат специальные задания по инсценированию. Учащиеся класса познакомились на уроках обучения грамоте с понятием “театр как вид искусства”, с видами театра и их особенностями, с правилами поведения в театре. Практически на каждом уроке мы “играем в артистов”, разыгрываем маленькие диалоги сказок или ситуаций, используя мимику, жесты, выразительные средства языка. Детям очень нравится быть “артистом”, с удовольствием и азартом играют роли.
Знакомство детей с театром происходило и через посещение кукольных спектаклей, которые проходили у нас в школе и спектакли театров “Старый Дом”, “Красный Факел” г.Новосибирска, исполненные на сцене ДК г.Черепаново.
Детей очень заинтересовала театральная жизнь. Они с большим интересом и увлечением стали изучать дополнительную литературу и решили организовать свой классный кукольный кружок “Живая сказка”.
Был разработан проект кукольного кружка “Живая сказка”.
Цель проекта: создание условий для формирования эстетического отношения обучающихся к миру и себе, обогащения их духовного опыта; сплочению детского и взрослого коллективов.
Задачи:
– развивать творческие способности детей;
– формировать коммуникативную компетентность;
– расширить познавательный интерес;
– обогатить деятельность в часы досуга.
Принципы, лежащие в основе проекта:
– доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
– наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
– демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
– научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
– “от простого к сложному” (от спектакля с использованием пальчиковых кукол до более сложной постановки спектакля с использованием кукол – марионеток)
Приоритетные формы организации занятий:
– ролевая игра;
– деловая игра;
– диспут;
– спектакль.
По желанию учащихся класса было сформировано четыре группы:
1 группа: “Литературоведы” (найти в различных источниках информацию о театральных куклах, обобщить материал на кружке и на школьной конференции младших школьников, которая состоялась в апреле 2011г).
2 группа: “Костюмеры” (сшить пальчиковые куклы для спектакля).
3группа: “Художники – оформители” (изготовить декорацию для кукольного спектакля).
4 группа: “Актёры” (подобрать сказку, подготовить спектакль, используя пальчиковые куклы; выступить перед учащимися 1 – х классов и детьми – инвалидами реабилитационного центра “Голубка” и на празднике “День Театра”).
Нашу идею создать кукольный кружок поддержали и родители. Они организовали свою театральную группу – группа “Куклы”, которая приготовила для детей настольный кукольный спектакль по русской народной сказке “Гуси – Лебеди” на новый лад. Родители так же распределили обязанности между собой: вязали куклы, изготавливали декорации. Данный спектакль был показан на празднике “День Театра”.
Занятия над проектом предполагает мобильность группы, предусматривает сочетание традиционных и не традиционных методик воспитания детей средствами театра.
План мероприятий на 2010-2011 уч.год
Месяц |
План работы |
ноябрь |
Планирование, исследование. |
декабрь |
Подготовка и репетиция пальчикового спектакля “Теремок” и настольного спектакля “Гуси – лебеди”. |
январь |
|
февраль |
Конкурс пригласительных билетов среди учащихся класса. |
март |
Выступление ребят и родителей со спектаклями на празднике “День Театра”, перед детьми первых классов школы №3 и детьми – инвалидами реабилитационного центра “Голубка” |
апрель |
Выступление с проектом на ШНПК по теме “Школьный кукольный театр”. |
май |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Данный проект поможет детям почувствовать себя “артистом”.
Популяризация данного проекта осуществлялась через презентацию данного проекта для детей и родителей класса; показ пальчикового спектакля “Теремок” для учащихся 1 – х классов школы №3 и детей-инвалидов реабилитационного центра “Голубка” г.Черепаново.
Дальнейшее развитие проекта “Живая сказка”
Сроки реализации |
Содержание проекта |
Защита проекта |
2011 – 2012 уч.год. |
Теневой театр. Изучение дополнительной литературы по теневому театру. Изготовление кукол и декораций к спектаклям. | 1.Выступление перед уч-ся 1 – классов школы №3. 2.Выступление перед детьми подготовительной группы д/с. 3.Выступление перед детьми – инвалидами реабилитационного центра “Голубка”. 4.Участие в школьной НПК. |
2012 – 2013 уч.год. |
Театр – балаганчик. Изучение дополнительной литературы по театру – балаганчик. Изготовление кукол и декораций к спектаклям. | 1.Выступление перед уч-ся 1, 2 – классов школы №3. 2.Выступление перед детьми подготовительной группы д/с. 3.Выступление перед детьми – инвалидами реабилитационного центра “Голубка”. 4.Участие в школьной НПК. 5.Участие в районной конференции младших школьников. 6.Участие в празднике городской библиотеки. |
2013 – 2014 уч.год. |
Театр кукол – марионеток. Изучение дополнительной лите-ратуры по театру кукол – марионеток. Изгото-вление кукол и декораций к спектаклям. | 1.Выступление перед уч-ся 1,2,3 – классов школы №3. 2.Выступление перед детьми подготовительной группы д/с. 3.Выступление перед детьми – инвалидами реабилитационного центра “Голубка”. 4.Участие в школьной НПК. 5.Участие в районном конкурсе “Черепановские звёздочки” в номинации “Театр” |
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта:
- Дети познакомятся с понятием “театр как вид искусства”, с видами театра и их особенностями, с правилами поведения в театре.
- У детей будут сформированы основные навыки театрального мастерства: умение перевоплощаться, удерживая образ в позиции активного наблюдателя и при смене его позиций; свободно и раскрепощенно общаться, держаться на сцене, находить пластику соответствующую разным состояниям персонажа, пытаясь воссоздавать сценическую иллюзию, передавать переход из одного состояния в другое.
- Умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии.
- Умение передавать характеры героев пластикой и голосом.
- Разовьется сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, готовность к творчеству, коммуникабельность, сплочению детского и взрослого коллективов.
- Будет сформирована выразительная, грамотная сценическая речь.
Праздник “27 марта – День Театра”
Цель и задачи:
– Укрепление традиций семейного воспитания через приобщение к театральному искусству.
– Активизировать эмоциональное восприятие художественного слова, настроений, характер образов.
– Прививать художественный вкус, любовь к театральному искусству.
– Формировать творческую активность, общую систему духовных ценностей.
Место проведения: зал, украшенный шарами и цветами.
Оборудование: ширма для пальчикового спектакля, декорация для настольного и пальчикового спектакля, песни о театре, пригласительные билеты, колокольчик.
Ход праздника
Вход детей в зал под песню А.Макаревича “Марионетки”.
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Открываем театральное гуляние.
Торопись честной народ,
Тебя спектакль зовёт!
– Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник не начинаем. Сегодня у нас яркое событие – день нашего классного Театра. К нему мы готовились давно: и дети и родители.
Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!
Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
– Вашему вниманию предлагается пальчиковый спектакль по Р.Н. сказке “Теремок” на новый лад, артисты учащиеся 1 “В” класса.
Пальчиковый спектакль “Теремок”
Антракт
1.Игра “Как живёшь?”
Как живешь? (Вот так)
Как идешь?
Как бежишь? Ночью спишь?
Как даешь?
Как берешь?
Как шалишь? (Надуть щеки)
Как грозишь?
2.Танец – игра “Если нравится тебе…”
Ведущий:
– Сегодня на нашем празднике театральная группа “Куклы” со спектаклем по Р.Н. сказке “Гуси-Лебеди” на новый лад.
Настольный спектакль “Гуси – лебеди” (показывают родители).
– Всё! Закрываем мы праздник на этом!
Своими талантами поделились и секретом.
Дружба между взрослыми и детьми
Всегда сохраниться между ними должны.
– Спасибо всем за праздник: артистам и зрителям. До новых встреч!