Тема: «Возвращение к истокам».
Цели:
- Воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира
- Формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь, заготовки яиц.
Зрительный ряд: презентация «Светлое Воскресение», слайды «Соборы России», пасхальные яйца («крашенки», «писанки», «рисованки»), пасхальные открытки.
Музыкальный ряд: С.Рахманинов «Светлый праздник», Ростовские колокольные звоны.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
Проверка готовности учеников к уроку.
2. Сообщение новых знаний (10 мин.)
Пасха, как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения на Пасху
3. Выступления учащихся с сообщениями по теме урока (6 мин.)
4. Практическая работа (25 мин.)
Декорирование заготовок яиц в виде петушков (используются заготовленные заранее шаблоны) с помощью цветной бумаги, клея, ножниц.
5. Подведение итогов урока, задание на дом (2 мин.)
6. Заключение
ХОД УРОКА
Учитель: По земле шло чудо… Оно шло издалека, оно еще было в пути, но поступь его была слышна по всей весенней земле, затихшей в его ожидании… И, казалось, всё живое в этой тёмной апрельской ночи, затаив дыхание, замерло в надежде, а живым в ту ночь было всё…
На экране идет демонстрация слайдов с изображением маленьких церквушек и соборов России.
Замер и храм, и маленькая старая замшелая
церквушка, потерявшаяся в деревьях. Замерли и те,
темные, словно дорожка мака, человеческие
ручейки, которые тянулись и стекались к ней со
всех сторон и земель. Застыло и время,
остановившееся в безмолвии. Тихо, тихо было на
всей земле. Земля ждала.
Но вот распахнулись в полночь двери,
зашевелились, задвигались тени, зазвучали
голоса, и вылился в сырую тьму людской поток…
И поплыл, покачиваясь над сонной, сырой, ждущей
чуда землей, дробным многоголосым речитативом,
из века в век, из года в год звучащим, разрывая
ночное полотно и нарушая безмолвие, вдох:
«Христос воскрес!» – и летящий ему навстречу
ответный выдох: «Воистину воскрес!».
М. Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». 1891г.
– И зазвенели колокола, будящие спящую землю, им ответили проснувшиеся серебряные, переливами звоны капели…
Звучат Ростовские колокольные звоны. (Приложение 1)
– И тогда чудо пришло, и нахлынуло, и стало
разливаться, журча, как вешние воды, проясняя
лица, увеселяя сердца, наполняя души светом и
счастьем и заставляя из года в год, из века в век,
со слезами на глазах, словно детей, вновь и вновь
дивиться ему – как в первый раз… Наступила
Пасха.
– Что знаете вы об этом празднике?
На экране презентация «Светлое Воскресение». (Приложение 2)
– Пасха, день Воскресения Христова – самый
главный праздник Православной Церкви. Именно в
нем заключается основной смысл Православной
веры – сам Бог стал человеком, умер за нас и,
воскреснув, избавил людей от власти смерти и
греха. Пасха – это праздник праздников!
Православная Церковь празднует Пасху уже более
двух тысяч лет. Об ее смысле учили апостолы
Христовы, которые передали традицию
празднования своим ученикам. Так, из поколения в
поколение, традиция празднования Пасхи дошла до
нас и распространилась по всему миру.
Празднование Пасхи это, конечно же, не только
посещение Богослужения. Этот праздник всегда был
любим народом и с ним связано множество обычаев:
дарить друг другу особенные подарки, особым
образом украшать стол, готовить особенные
угощения.
Сообщения поисковых групп (выступления учащихся)
1)
Пасха на Руси – радостное и торжественное
празднество. Народ обставил его множеством
обычаев. На Пасху принято Христосоваться и
дарить друг другу крашеные яйца – символ
Воскресения. Для праздничного стола традиционно
много готовят. Горячие блюда и рыбу в этот день не
подают. Обязательно присутствуют на столе
некоторые кушанья. Это пасхальный барашек,
напоминающий о жертвенной гибели Христа во
искупление грехов человечества. Его можно
сделать в виде сахарного барашка, украшающего
кулич, или из сливочного масла.
Кулич, или домашний «артос» (хлеб по-гречески) –
часть трапезы, которую ученики оставляли в
память о Христе нетронутой. В тесто для кулича
кладут много яиц, масла, сахара. Тесто получается
очень сдобным, и кулич долго не черствеет.
Украшают его глазурью, орехами, цукатами. Пекут
кулич в пятницу, в ночь с субботы на воскресенье
освящают и едят всю неделю.
Наконец, ПАСХА – ритуальное блюдо в виде
усеченной пирамиды: символ гроба Господня. Для
пасхи нужны: творог, сливки, масло, изюм, миндаль,
цукаты, пряности.
Освященные частички кулича, пасхи, пасхального
яйца, свечу со службы сохраняли в доме в течение
всего года, веруя, что эти святыни охранят от бед
и болезней.
2) Среди множества украшений,
готовящихся к пасхальному столу, первое место
принадлежит яйцу.
Яйцо –
символ Пасхи. Это часть святого обряда в конце
строгого поста; это ритуал, позволяющий
рассказать о своей любви к ближнему и о
преклонении перед красотой мира, созданного
Творцом.
Хрустальное, фарфоровое, изготовленное из
драгоценных металлов и поделочных камней,
выточенное из дерева, сделанное из папье-маше и
шоколада, но все они уступают первозданному
куриному яйцу.
На Пасху яйца красят преимущественно в красный
цвет. От способа окраски – яйца называют
по-разному:
- расписные – «писанки»,
- крашеные – «крашенки»,
- деревянные – «яйчата».
«Писанка» (по народному поверью) – символ
весны, солнца, возрождения природы, жизни.
Есть поверье: если пасхальное яйцо подарено от
чистого сердца, оно не испортится никогда и
будет, как талисман ограждать от несчастий.
Учитель: Светлая Пасха – это весна, надежда, радость. И, готовясь к этому празднику, думая о нём, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя светлому и чистому.
Практическая работа (Приложение 4)
1) Объяснение задания.
– Сегодня на уроке вам предстоит декорировать заготовки яиц в виде петушков, по ранее выполненным эскизам и с использованием заготовленных на предыдущем уроке шаблонов. Шаблоны нужно обвести на цветной бумаге, вырезать и, в соответствии с эскизом, наклеить на яйцо.
2) Инструктаж по ТБ при работе с ножницами.
Во время практической работы звучит музыка С. Рахманинова «Светлый праздник». (Приложение 3)
3) Динамическая пауза (проводит ученица).
Гимнастика для рук.
1. Поднять – опустить плечи. Повторить 6-8 раз.
2. Кисти в кулак. Встречные махи руками вперед и
назад. Повторить 6-8 раз.
3. Сидя, руки подняты вверх. Сжать кисти в кулак,
разжать кисти. Повторить 6-8 раз
Гимнастика для глаз.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза , расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 5-6 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем посмотреть вдаль. Повторить 3-4 раза.
- Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами верх- влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
По окончании практической работы, проводится закрепление полученных знаний, оценка и анализ работ учащихся.
– Что новое для себя вы узнали на уроке? Довольны ли вы результатом своего труда на уроке? Понравился ли вам урок?
Задание на дом: придумать свой способ декорирования пасхальных яиц, разработать эскиз.
Заключение
На экране икона Серафима Саровского.
Учитель: Рассказывают, что по
преданию, преподобный Серафим Саровский, – одна
из наиболее значимых фигур в нашей истории и
культуре, чей завет остается на века, даровавший
людям душевное просветление, исцеление духа,
вливавший покой в душу, – при встрече с людьми
всех с улыбкой приветствовал словами: «С Пасхой
тебя, моя радость!».
И так говаривал он круглый год, вне зависимости
от того, зима ли была, осень или весна… Когда же
спрашивали его о том, что означают слова, когда
светлый праздник еще не наступил или уже прошёл,
он неизменно отвечал: «Пасха есть то, что всегда
должно быть в душе!»
– Давайте же готовиться к празднику: украшать
яйца, делать пасхальные открытки, чтобы дарить их
с щедростью и добротой родным и близким. Тогда на
земле будет больше добра и любви!
– Урок окончен.
Использованные ресурсы сети Интернет:
1) http://images.yandex.ru;
2) http://www.zvon.ru;
3) http://poiskm.ru/artist.