Я инструктор по физической культуре в Центре развития ребенка детском саду № 4 «Веснушки» вот уже 13 лет. Конечно, основные требования программы не сильно изменились, а вот вариантов подачи материала прибавилось, что, несомненно, отрадно.
Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их совершенствования, прививается любовь к физической культуре. Огромное значение имеет организация условий, пространства физкультурного зала. Характеристики визуальные, т.е. то, что ребенок видит вокруг себя – важное условие и для эмоционального воспитания. Так же для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он ознакомился с большим количеством пособий и предметов. Не секрет, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.
Современное производство и технические материалы нового поколения позволили изменить облик современных спортивных залов в дошкольных учреждениях. Сегодня в залах можно встретить батуты, сухие бассейны, часто инструктор использует мягкие модули или блоки-трансформеры, которые, несомненно, обогащают движения ребенка, появились разнообразные большие мячи – фитболы.
С одной стороны, расширение спектра средств физического совершенствования дошкольников может только приветствоваться, а с другой не всегда понятно, как обращаться с новым оборудованием, чтобы не нанести вреда ребенку, а наоборот, принести максимальную пользу. Яркие мягкие модули привлекают ребенка, но ведь важно, чтобы у ребят вырабатывалась потребность использовать их осознано.
На мой взгляд, использование нового физкультурного оборудования и разработка педагогических технологий физического совершенствования дошкольников служат реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании детей. Это продиктовано реалиями нынешней ситуации.
Одна из главных задач в современной педагогике – индивидуализация образовательно-воспитательного процесса. Важно обратить внимание на каждого ребенка. В настоящее время цель «личностно-ориентированного подхода» – это дифференциация учебной деятельности, при которой будут созданы условия для полноценного и всестороннего развития личности. С учетом важнейших составляющих дифференцированного подхода составлен данный проект. Прежде всего нестандартное оборудование помогает решить задачу вариативности воспитательно-образовательного материала для детей разного уровня подготовленности.
Важными задачами решаемыми на занятиях по индивидуальной работе является воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений.
Вариативность образовательного материала предполагает разный уровень развития детей. Чаще всего речь идет о детях, требующих коррекции. Но термин «коррекция» должен использоваться не в том понимании, которое сложилось в современной педагогике («подтягивание отстающих»), а в его истинном значении- гармонизации развития отдельных функций и способностей.
Вот несколько примеров индивидуальных занятий с использованием мягких модулей.
Занятие по физической культуре с использованием мягких блоков-трансформеров
«Утро в лесу» (сказка с превращениями)
В зал внесены блоки-трансформеры (мягкие модули). Звучит фонограмма приятной музыки (пробуждение природы).
Сейчас раннее утро. Еще не все звери проснулись. В чаще леса царит спокойствие. Природа спит. Солнце поднимается выше и выше, будит своими теплыми и ласковыми лучами все живое. Проснулись насекомые. Вот пролетела пчела.
Звучит фонограмма жужжания пчелы.
Пчела пролетает над ульем и устремляется к цветущему лугу, на котором спал медведя. Пчела разбудила медведя.
Медведь встал, потянулся, разогнулся, стал отгонять пчелу.
! Упражнение по Н. Норбекову.
1. «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага»
И. п.: «параллельная стойка», ноги расставлены чуть шире плеч, колени согнуты.
Прими прочное и устойчивое положение. Подними руки на высоту плеч и согни их в локтях так, чтобы кончики пальцев смотрели вверх. Представим, что спина стала длинной.
Теперь поверни туловище влево, а правую руку отведи в сторону. Затем легким, скользящим движением опусти левую руку вниз. Представим, что медведь отгоняет пчел. Затем все выполняем в другую сторону.
Укрепляем мышцы рук, ног, спины.
Отгоняем 4 раза. По два каждой рукой.
Проснулся медведь и решил силушку свою проверить. Подошел к березе, встал поудобнее, облокотился на нее, согнул дерево, отпрянул вперед.
2. И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Блоки выстроены в большие ворота. Встать с одной стороны ворот, лечь спиной руки вытянуть и положить на дугу, прогнуться, вернуться в и. п. 4 раза.
Перевернул медведь дерево, а под ним спал еж. Ежик напугался. Забрался на перевернутое дерево и ну иголочки то расставит, то соберется в клубок.
3. И.п. лежа на животе на дуге, перевернутой качалкой.
Расставить прямые руки и ноги, принять позу звезды. Голова слегка опущена. Фиксировать положение. Расслабить все тело. Инструктор осуществляет страховку. 3 раза.
В это время неподалеку проползала змея. Увидела ежа. Подползла. Вытянулась. Изогнула свое туловище пополам, постаралась достать ежа. Раз изогнулась, два, три.
4. И.п. Лежа на спине, головой касаясь блока поставленного в форме «п – перевернутой», руками держаться за края блока. Ноги выпрямлены. Ноги поднимать и класть на блок. Объяснить, что туловище складываем пополам. Ноги – хвостик. 4 раза.
Ничего не выходит. Еж уже в норку свою пробрался.
5. Выстроить из блоков ворота. Проползание в ворота. Следить, чтобы после ползания ребенок поднял руки вверх, распрямил спину. (4 раза.)
Высоко в небе пролетел орел. Он заметил змею, которая охотилась на ежа. Ему жалко стало ежа, и решил он напугать змею.
Взмахнул одним крылом, другим.
6. И. п. ноги в основной стойке, руки опираются на блок «п», локти прямые. Положение как при отжимании. Выполнить отжим, сгибая руки в локтях, одновременно выполняя мах прямой ногой поочередно. По два маха каждой ногой.
Змея уползла, орел улетел, а обрадованный ежик вышел на полянку поиграть с разноцветными шариками.
7. И.п. сидя на блоке в форме буквы «П перевернутой», предплечья на блоке, ноги на полу, сохраняя правильную осанку прокатывать массажный шарик поочередно правой и левой ногой по 5 раз.
Пока он играл солнце поднялось высоко, стало сильно припекать. Жарко. Еж побежал в тень, лег под кустик, растянулся на травке.
8. Лежа на спине потянуться, расправить плечи.
Ежик думал о том, что жизнь прекрасна, а все неприятности остались позади.
Наша прогулка подошла к концу. Спасибо за внимание.
Комплексы упражнений с спользованием блоков-трансформеров для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Комплекс 1.
Дозировка упражнений подбирается индивидуально к каждому ребенку.
1. Ходьба на носках, руки опущены и отведены чуть назад, напряжены.
2. Ходьба с высоким подниманием колена. Следить за осанкой и оттянутым вниз носком. Выполнять в медленном темпе.
3. «Черепаха осторожно выглядывает из панциря и прячется обратно».
И.п. встать в положение ноги на ширине плеч, руки свободно висят вдоль тела. Слегка согнуть ноги, шея расслаблена, и все больше втягивается в панцирь (плечи). Постоять несколько секунд в этой позе. Затем вытянуть шею, посмотреть вокруг.
4. «Птичка». И.п. лежа на мате в положении на животе, плечи и грудь на модуле треугольном. Приподнимать плечевой пояс, прогибаясь назад, ноги прижаты к мату, руки согнуты в локтях. Фиксировать положение.
5. «Морская звезда». И.п. лежа на животе на дуге, перевернутой качалкой.
Расставить прямые руки и ноги, принять позу звезды. Голова слегка опущена. Фиксировать положение. Расслабить все тело. Инструктор осуществляет страховку.
6. «Качели». И.п. Сидя на дуге, перевернутой в качалку, руки на поясе, спина прямая, ноги прижаты к полу и слегка расставлены. Покачиваться из стороны в сторону .
7. «Поиграем с шариком». И.п. сидя на блоке в форме буквы «П перевернутой», предплечья на блоке, ноги на полу, сохраняя правильную осанку прокатывать массажный шарик поочередно правой и левой ногой по 10 раз.
8. Ходьба по ребристой дорожке.
9. Игровое упражнение «Гусеница». Укрепляет мышцы рук и плеч.
Ребенок наклоняется вперед и упирается руками в пол как можно ближе к ногам, затем делает два шага руками, не передвигая ног, а потом два шага ногами, не передвигая рук и т.д.
10. И. п. лежа на полу, руки прямые над головой, ноги вместе, носки оттянуты вытянуты. Потягивания.
Комплекс 2.
1. Ходьба на носках и пятках.
2. «Тренировочная осанка». И. п. сесть ровно, плечи развернуть. Голову держать прямо перед собой и чуть вниз, подбородок не должен подниматься кверху.
3. «Дровосек». Снятие мышечного напряжения. И.п. ноги на ширине плеч, руки опущены. С восклицанием «раз» на выдохе ударять о блок- дугу, положенную в форме качалки.
4. «Пополам». И.п. Лежа на спине, головой касаясь блока поставленного в форме «п – перевернутой», руками держаться за края блока. Ноги выпрямлены. Ноги поднимать и класть на блок. Объяснить, что туловище складываем пополам.
5. «Мостик». И.п. Сидя на полу, лицом к блоку, пятки на блоке в форме «п – перевернутой», руки в упоре сзади. Поднимать спину вверх, удержать позу мостик, и.п. Ноги в коленях не сгибать.
6. «Пловцы». И.п. Лежа на животе на полу. Руки на треугольном блоке. Совершать плавные махи вверх 3 раза, и. п. Смотреть на руки, голову не опускать.
7. «Самолет». И.п. лежа на блоке-дуге на животе. Поднимать руки и ноги вверх, фиксировать положение, расслабляться. Инструктор осуществляет страховку. Обратить внимание на то, что мышцы расслабляются полностью.
8. «Медуза». Сидя верхом на блоке-дуге, перевернутой качалкой. Лечь спиной на блок, руки и ноги развести в стороны. Упражнение на релаксацию. Не более 5 секунд. Следить, чтобы ребенок лежал спиной на блоке.
9. «Проползи в ворота». Выстроить из блоков ворота. Проползание в ворота. Следить чтобы после проползания ребенок поднял руки вверх, распрямил спину.
10. Игровое упражнение «Бревно». И.п. лежа на полу. Руки вытянуты вверх, ноги прямые. Совершать перекаты в одну и другую стороны. Укрепляет мышцы туловища.
Комплекс 3.
1. Ходьба на носках, на внешней стороне стопы, прыжки на носках.
2. «Уголок». И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки за головой. Верхняя часть туловища лежит на треугольном блоке. Приподнимать прямые ноги от мата и фиксировать положение несколько секунд.
3. «Радуга». И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Блоки выстроены в большие ворота. Встать с одной стороны ворот, лечь спиной руки вытянуть и положить на дугу, прогнуться, вернуться в и.п.
4. «Собери платочек». И.п. сидя на блоке «перевернутая п», следить за осанкой. Пальцами ног собирать платочек. Повторить несколько раз поочередно правой и левой ногой.
5. «Кошка просыпается». И.п. встать на четвереньки и нагнуться вперед. Предплечья должны лежать перед коленями. Расслабить шею как спящая кошка. Затем кошка просыпается, прогибается. Выгнуть спину дугой, прогнуть. Попеременно вытягивает одну и другую ногу. Еще раз потянуться.
6. «Силач». И.п. ноги на блоке, руки упираются в пол, локти прямые. Положение как при отжимании. Выполнить отжим, сгибая руки в локтях, следить, чтобы поясничный отдел прогибался или не прогибался в зависимости от показаний к каждому ребенку.
7. «Циркачи». И.п. стоя на блоке – качалке сохранять равновесие. Требуется страховка. Сохранять осанку.
8. Ходьба по ребристой дорожке.
9. Прыжки по мягкой поверхности на носках.
10. «Червячок». Игровое упражнение, обеспечивающее растяжку всего тела.
Ребенок ложится на спину, вытянув руки над головой. Перекатывается на бок, на живот, на другой бок.
Литература:
- Никольская С.В. Новые подходы в физическом воспитании дошкольников // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: Материалы городской научно-практической конференции. СПб, 1998.
- Зеленин В.В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 4.
- Шефер-Гапп Л., Алльгайер Д., Валин С. Правильная осанка быстро и весело. – СПб.: ИД «Весь», 2004. (Серия: Библиотека доктора Норбекова).
- Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие./ Под общей редакцией Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.