Тема: Н. Носов. На горке. Сочинение по сюжетным картинкам на основе прочитанного.
Цели:
- Формирование умений писать связный текст на заданную тему.
- Формирование навыков составления текста-повествования.
- Совершенствование орфографических навыков.
Алгоритм работы:
I. Подготовка к сочинению
1) Рассматривание картинок. Анализ
2) Структурный анализ
а) Для написания сочинения необходимо определить тип речи.
б) Определить тему и идею создаваемого текста.
в) Выбор заголовка
II. Работа над созданием текста сочинения
1) Составление плана (планом будут
заголовки картинок).
2) Отбор фактического материала.
Описывать будем только то, что видим
на картинках.
3) Заключение. Каждый ребенок пишет
свое.
III. Орфографическая подготовка
IV. Самостоятельное написание текста
ХОД УРОКА
I. Подготовка к сочинению
На предыдущем уроке мы познакомились с рассказом Н.Носова «На горке», подготовили краткий пересказ этого текста. Сегодня мы будем писать сочинение по этому рассказу, и помогут нам в этом сюжетные картинки. (Если нет отдельных картинок, можно использовать картинки учебника).
1. Рассматривание картинок. Анализ. (Приложение 1)
– В какой последовательности
расположим картинки и почему?
– Что изображено на первой
картинке?
– Кого Котька видит на улице?
– Чем заняты ребята?
– Что изображено на второй картинке?
– События изменились?
– Что делает Котька?
– Что изображено на третьей картинке ?
– Почему Котька лежит?
– На четвертой картинке кого нам
нужно выделить?
– Чем занят Котька? Можно сюда
отнести и пятую картинку, т.е. объединить их?
– О чем говорит последняя картинка?
2. Структурный анализ
а) Для написания сочинения нам необходимо определить тип речи. (Тип речи повествование, потому что мы будем описывать действия Котьки). Какие слова-действия мы используем в сочинении? Давайте посмотрим на картинки и для каждой картинки определим эти слова (Учащиеся называют эти слова, а я прикрепляю слова-таблички на доску).
б) Определим тему и идею создаваемого текста. Как вы думаете, мы оставим тему и идею авторского текста или определим новые? ( Оставляем авторские, потому что мы пишем текст по прочитанному)
На доске открываются тема и идея текста:
Тема: о том, как Котька вначале не хотел строить горку, а потом ему понравилось работать.
Идея: Труд приносит человеку радость.
в) Выбор заголовка.
– Оставим авторский или придумаем свой? (Придумаем свой, потому что мы пишем сочинение по картинкам о том, как Котька работал)
Ребята предлагают заголовки. Мы их обсуждаем и выбираем наиболее удачный.
Как Котьке понравилось работать (по желанию, учащиеся могут выбрать и записать свой заголовок).
II. Работа над созданием текста сочинения
1. Составление плана
Для написания сочинения нам
необходимо составить план. Планом
будут заголовки картинок.
Ребята предлагают заголовки.
Наиболее удачные ( те, которые
соответствуют теме и идее текста
и являются маленькими, правильно
построенными предложениями) записываем
на доске. Так появляется план.
- Котька смотрит в окно.
- Мальчик посыпает горку снегом.
- Бух носом!
- Горку чинят ( здесь объединяем две картинки)
5. Котька рад
2. Отбор фактического материала.
– Сейчас мы будем составлять примерный текст, который вы запишите потом самостоятельно как сочинение. Напоминаю, что описывать будем только то, что видим на картинках. Вспомните, из каких основных частей состоит любое сочинение? (Из вступления, основной части, заключения)
а) У каждого сочинения есть начало. Как мы начнем свое сочинение?
Целый день ребята строили горку.
б) Первая картинка – первый пункт плана.
– Какое слово поможет нам соединить
начало текста и предложения по первой
картинке? (А)
– Как получится? Что скажем по первому
пункту плана?
А Котька сидел дома и смотрел в окно.
в) Вторая картинка – второй пункт плана. Что скажем?
Котька взял песок и посыпал горку, чтоб не скользила.
– Есть ли связь между картинками? Между
предложениями?
– Какое слово соединит их? (Когда)
– Как получится?
Когда ребята ушли, Котька выскочил во двор. Только полез на горку – бух носом! Тогда Котька взял песок и посыпал горку, чтоб не скользила.
г) Третья картинка – третий пункт плана.
О чем скажем? Как?
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом!
– Есть ли мостик? Как соединим вторую и третью части? (Потом)
Потом взобрался на самый верх горки. Хотел поехать и снова – бух носом!
д) Как начнем описывать четвертую часть плана?
Тут прибежали ребята и заставили чинить горку. Котька посыпал горку снегом, а ребята снова водой полили.
е) Пятая картинка – пятый пункт плана.
– Как скажем кратко?
Котьке так работать понравилось, что он сбоку ступеньки проделал.
3. Заключение
– Что напишем в заключении?
Высказывания ребят. Можно записать идею текста : труд приносит человеку радость.
III. Орфографическая подготовка
Обсуждаем с учащимися написание слов, в
которых можно допустить ошибки.
Даю слова, написание которых дети
объяснить не могут:
Когда
Снова
Тогда
Потом.
Схемы трудных предложений тоже записаны на доске:
|_ ________ посыпает ________ _________, а _________
поливают _________.
|_ _____ ___ _______ понравилось, что
____ сбоку _____ _______.
– Каким предложениям соответствуют эти схемы?
IV. Самостоятельное написание текста
Примечание. В Приложении 2отсканированы страницы из тетрадей с сочинениями учеников 1 класса «А» Лицея № 10 г. Каменска-Уральского разных лет.