Цель урока:
– развивать у учащихся интерес к чтению художественной литературы на основе мотивирующего примера и заложить основы формирования грамотного читателя.
Задачи урока:
– образовательные: познакомить учащихся с новым произведением К. Паустовского “Приточная трава”, с народными приметами, учить учащихся формулировать и излагать новое открытие;
– развивающие: развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учащихся через иллюстрирование произведения, инсценирование произведения; развивать эмоционально – волевые качества учащихся (память, мышление, внимание, воображение);
– воспитательные: введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением; воспитание бережного отношения к природе, лекарственным растениям; формирование дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитание интереса к предмету, адекватному оцениванию результат своей работы;
– здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, альбом, краски, презентация к уроку, выставка детских энциклопедий, Толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент (настройка на урок)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
(слайд 1)
1. Актуализация знаний учащихся.
– Ребята! Вспомните тёплые летние деньки, яркое солнце, голубое небо и пригласим солнышко на урок (ребята взмахами руки приглашают солнышко на урок). (слайд 2)
– А начать сегодняшний урок я хочу с девиза, который звучит на каждом нашем уроке.
Мы любим друг друга, понимаем и помогаем. (слайд 3)
– А теперь я попрошу вас вспомнить те общие цели, которые мы решаем все вместе в течение всего учебного года. (слайд 4)
– А сейчас попрошу Вас сформулировать цели на сегодняшний урок.
2. Фонетическая разминка. (слайд 5)
1) зарядка: губы бантиком-на улыбку
уколы в щечку (влево, вправо)
змейка (на улицу, в рот)
2) работа над диапазоном голоса
красим вверх-вниз
3) развиваем дыхание
Как на горке, на пригорке,
Ровно 33 Егорки (вдох; считать Егорки)
Оцените свою работу. Что у вас получается, а что не очень?
3. Работа по картине И. И. Шишкина “Дети в лесу”.
– А теперь ребята, я попрошу вас закрыть глаза и представить то, о чём я буду говорить (Аудиозапись “Голоса птиц”).
– Как здесь хорошо!!! Светит солнце, небо голубое, голубое, птицы поют свои красивые песни. А цветов, а грибов здесь видимо-невидимо. И на душе так хорошо, что хочется запеть свою любимую песню. Поднимите руку, кому действительно сейчас захотелось спеть свою любимую песню? Кто из вас готов сейчас её исполнить? (слайд 6)
– Действительно, сегодня мы с вами совершим прогулку в лес. (слайд 7)
– Перед вами картина И. И. Шишкина “Дети в лесу”. Я прошу вас, ребята, поделиться своими мыслям. Что вы увидели, рассматривая данное произведение искусства?
– Какие чувства у вас возникли при просмотре данной картины?
– Да, действительно, насколько мы все с вами разные люди: у кого– то эта картина вызвала умиление, у кого– то – веселое настроение, а у кого– то грусть об уже ушедшем времени года – лете. И каждый из вас прав, потому что у каждого из вас есть свое собственное мнение.
4. Работа над выразительным чтением. (слайд 8)
Стихотворение Г. Граубина “Шишки”
1 раз – чтение вслух; 2 раз – орфографически;
3 раз – орфоэпически; 4 раз – выразительное чтение.
– Какое слово встречалось в этом стихотворение несколько раз?
– Что вы можете сказать о слове шишки? Как такое слово называется?
– А теперь прошу вас оценить своих товарищей. Справились ли они с поставленной задачей?
II. Сообщение темы и задач урока.
1. Работа с текстом до чтения.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным рассказом К. Паустовского.
– Кстати, кто мне напомнит, что такое рассказ? (случай из жизни)
– Вам интересно узнать, о чём этот рассказ? Для этого я предлагаю вам выполнить задание в парах.
Задание: обозначьте границы слов и прочитайте предложение.
| На | поляне | около | лесной |опушки |я| увидел | синие |цветы|.
|Только| в| деревне| загадка| наконец |разъяснилась|. (слайд 9)
– А теперь внимательно, ребята посмотрите на иллюстрацию в учебнике и попробуйте догадаться о ком, или о чём мы будем читать сегодня произведение?
– А теперь я попрошу вас прочитать название рассказа в учебнике.
– Что необычного в этом название? Как вы думаете, почему название написано в “….”?
– К концу сегодняшнего урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос. Но сначала я вам хочу немножко рассказать о писателе, написавшем это произведение. Кстати, кто написал данное произведение?
– Да, действительно произведение “Приточная трава” написал К. Паустовский. (слайд 10)
Родился Костя в Москве. Отец – железнодорожный рабочий, происходил из запорожских казаков, живших на Украине. Мать – женщина властная и суровая. Семья была большая, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, спорили, любили театр. Константин всю взрослую жизнь странствовал. Путешествовал по Кавказу, Украине, был н Волге, Дону. Посетил Среднюю Азию, Крым, Алтай, Сибирь. Своими наблюдениями он решил познакомить своих читателей и стал писать рассказы. (слайд 11)
2. Работа с текстом во время чтения.
а.) Чтение учащимися 1 части
б) Беседа по вопросам
– Значение какого слова вам непонятно?
Просека: от слова “сечь” рубить 1)узкая полоса, дорога в лесу с вырубленными деревьями 2) место, где стаял снег и открылась земля (“Толковый словарь” стр. 118). (слайд 12)
– Как вы понимаете выражение “ пахучие от летней сухости травы”?
(В жару выделяют эфирные масла и поэтому лес наполняется всевозможными запахами)
– Какую траву мы называем колосистой? (слайд 13)
– Каких насекомых встретил Паустовский в лесу?
– Найдите и зачитайте описание “солдатиков”.
– Какого цвета были цветы, которые так очаровали писателя?
– С чем он их сравнивает?
– Что обнаружил Паустовский, когда встряхнул букет?
– На какие цветы были похожи, найденные Паустовским цветы?
– Чем они отличались?
– Что вы можете сказать об авторе произведения? Каким он был человеком?
– Подчеркните слова, которые характеризуют Паустовского (работа в парах).
в) Чтение учителем 2 части.
Перед чтением поставить вопрос:
– Почему герой рассказа решил, что девушки шутят над ним?
г) Чтение по ролям 3 части
д) Беседа по вопросам
– Как повела себя старушка, когда увидела писателя с цветами? О Чём она его попросила?
– Кто же помог разгадать загадку?
– Что же узнал герой рассказа об этих цветах?
– Что же такое поверье? (примета) (слайд 14)
е) Работа с Толковым словарем.
– Что же говорит поверье о цветах?
3. Достижение понимания на уровне смысла.
– Раскрыл ли автор нам тайну значения названия “ приточная трава”?
(нет, мы узнали только поверье)
– Почему же название написано в “…..”?
– Какое же открытие сделали мы вместе с автором и героем рассказа?
– Совпали ли ваши предположения описания данного растения с описанием Паустовского?
– Прошу оценить свою работу.
III. Физминутка.
IV. Иллюстрирование произведения.
– А теперь, ребята, я попрошу вас изобразить приточную траву в своих альбомах, такой, какой вы ее представляете.
– А хочется ли вам узнать, какое настоящее научное название этой травы?
Колокольчик сборный (слайд 15)
Цветёт с половины июля до сентября. Название колокольчик сборный растение получило за то, что цветки у него собраны вместе. Название приточная трава дано за его употребление в медицине. Приток – значит недуг, болезнь.
Выставка рисунков.
– Прошу оценить свои рисунки и рисунки своих товарищей.
V. Работа над развитием речи.
1. Игра “Угадай растение по описанию”. (слайды 16, 17,18,19)
(Ландыш, одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха)
– Ребята, а кто мне скажет, как можно назвать одним словом растения, о которых шла сейчас речь? (лекарственные) (слайды 20, 21)
– Почему их так называют?
– К великому сожалению, их становится все меньше и меньше. Многие виды растений совсем исчезают.
Существуют “Красная книга РФ”. В неё занесены исчезающие виды растений. Человек, который варварски относится к природе, уничтожает всё живое несёт уголовную ответственность. (слайд 22)
2. Выставка книг.
Существуют детские энциклопедии. Что такое энциклопедия? Это книга – справочник. (слайд 23)
Энциклопедия
Энциклопедические
Энциклопедист
– Из детских энциклопедий вы можете узнать обо всём, что нас интересует о человеке, о животных, об истории человечества и нашего отечества, о звёздах и планетах, машинах, учёных и, конечно, же о лекарственных травах.
Самая полная “Детская энциклопедия” в 15-ти томах.
А обширные знания получили название “энциклопедические”
В старину человека с такими знаниями звали “энциклопедистом”
VI. Итог урока.
– Кто же мне напомнит, куда же мы сегодня c вами совершили прогулку?
– Разгадайте ребус. (слайд 24)
– Как вы понимаете это выражение?
– Помните ли вы девиз нашего урока? Помог ли он вам в нашей работе?
– Понравилась ли вам наша сегодняшняя прогулка?
– Что вы нового узнали, какие открытия сделали, чему научились?
– Как вы думаете, удался ли наш сегодняшний урок?
– Я тоже довольна вашими ответами. Думаю, что вы узнали много нового сегодня на уроке и эти знания вам обязательно пригодятся в жизни. (слайд 25)
Список литературы:
- Бунеев, Р. Я., Бунеееа, Е. В. Капельки солнца: книга для чтения в первом классе. – М.: Баласс.
- Бунеев, Р. Н., Бунеееа, Е. В. Капельки солнца: тетрадь по чтению к учебнику “Капельки солнца”. – М.: Баласс.