Работа с источниками информации. Основы исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы

Задачи: продолжить знакомство с источниками информации и умение классифицировать их по группам; выявить умение находить источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

Развивать мышление учащихся, делать выводы, умозаключения.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью близких, сотрудничество, уважение друг к другу.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир.

Формы учебной работы: индивидуальная, групповая

Демонстрационный материал: карточки.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор.

Данное учебное занятие позволяет формировать следующие универсальные учебные действия:

Личностные УУД.

а) Самопознание и самоопределение. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

б) Смыслообразование. Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ситуациями и целями.

2. Регулятивные УУД. Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля и коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала.

3. Познавательные УУД.

а) Общеучебные УД. Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

б) Универсальные ЛД. Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство.

в) Постановка и решение проблем. Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные УУД.

а) Коммуникация как взаимодействие. Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать свое собственное мнение.

б) Коммуникация как кооперация. Действия обеспечивают возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться.

в) Коммуникация как условие интериоризации. Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.

Проект учебного занятия

Презентация.

I. Эмоциональный настрой [Слайд 1]

- Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок нам всем принесет радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач!

II. Обобщение пройденного [Слайд 2.]

- Ребята, у меня на слайде записаны слова, прочтите их: ответы одноклассников, рисунки, книги, энциклопедии, рекомендации учителя, доклады, статьи, схемы, инструкции.

- Как это можно назвать? (источники информации)

- А на какие группы мы можем разделить источники информации? (текстовая, графическая, звуковая).

- Сейчас мы с вами попробуем распределить источники информации по группам. У вас на столах карточки, данные источники информации распределите по группам.

1. Текстовая информация (книги, энциклопедии, доклады, статьи, инструкции).

2. Графическая информация (рисунки, схемы, инструкции).

3. Звуковая информация (рекомендации учителя, ответы одноклассников, инструкции).

- Следующим этапом нашей работы будет проверка правильности выполненного вами задания. А также вы должны будете оценить свои ответы, для этого вам нужно посчитать количество баллов и поставить внизу карточки. /Приложение 1/

III. Проверка по эталону. [Слайд 3]

IV. Формулирование темы и цели учебного занятия. [Слайд 4]

- Итак, кто догадался, какова же тема нашего сегодняшнего занятия?

(Работа с источниками информации)

- А, кто может сказать, чему мы будем учиться на сегодняшнем занятии?

- Ребята, а для чего нам нужно уметь пользоваться различными источниками информации?

(Источники информации нам нужны не только в учебных задачах, но и в реальных жизненных ситуациях).

- В каких?

V. Работа над проблемной ситуацией

- Ребята, обратите внимание на источник информации, который встретился в разных группах (инструкция)

- Почему этот вид информации мы отнесли к разным группам?

- Ребята, а кто скажет, что такое инструкция?

- А теперь, давайте, посмотрим, правы вы или нет. Посмотрите на слайд и прочитайте толкование слова инструкция. [Слайд 5]

ИНСТРУКЦИЯ (от лат. instructio - наставление, устройство). Свод указаний, правил, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

Руководящее указание.

- А, где вы в жизни встречались с данным источником информации?

- В виде чего может быть инструкция?

(текста, схема - сборка).

- Давайте рассмотрим ситуацию, в которой каждый из нас когда-то бывал.

- Поднимите руку те, кто хотя бы один раз болел?

- Когда вы заболеваете, что делают ваши родители?

- Врач назначает лечение. Из чего обычно состоит лечение? (таблетки, микстуры, настойки).

- Как вы принимаете лекарства?

- Чего нельзя делать ни в коем случае?

- Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете соблюдать все предосторожности по приему лекарственных препаратов.

- Работать будем в группах, в каждой группе свой консультант, который по завершению работы расскажет о том, к какому выводу вы пришли.

- Но, прежде мы немного отдохнем!

Физкультминутка "Буратино"

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

VI. Работа в группах [Слайд 6]

Задание на карточках /Приложение 2/

"Десятилетнему Никите, у которого врач определил некоторое ухудшение зрения, посоветовали ежедневно принимать витамины. Никита купил в аптеке витамины в конце сентября 2008 года. Может ли он использовать эти витамины? Докажите. Инструкция к витаминам приведена ниже".

[Слайд 7]

Инструкция по применению витаминно-минерального комплекса "Алфавит - школьник"

Эффективный и безопасный витаминно-минеральный комплекс для детей.

Форма выпуска: 60 жевательных таблеток.

Состав: содержит 11 витаминов и 7 минералов.

Инструкция по применению: суточная норма складывается из трех таблеток разного цвета, принимаемых с интервалом в 4-6 часов во время еды (например, за завтраком, обедом, ужином). Последовательность таблеток может быть любой.

Рекомендован в качестве дополнительного источника витаминов и минеральных веществ для детей от 7 до 14 лет.

Дата изготовления: ноябрь 2006 года

Условия хранения: сухое, защищенное от света место, при температуре не выше 250 С.

Срок хранения: 24 месяца.

- С каким источником информации вы будете работать?

(Обсуждение, выводы, ответы консультантов).

- Какие ключевые слова вам помогли найти ответ?

- Давайте, посмотрим, правы вы или нет.

Проверка [Слайд 8].

"Никита может использовать эти витамины, так как срок годности витаминов истекает в ноябре 2008 года, а Никита купил их в сентябре 2008 года. Эти витамины также подходят Никите по возрасту, так как рассчитаны для детей от 7 до 14 лет".

- Оцените работу своей группы.

VII. Рефлексия

- А, сейчас мы с вами подведем итог нашего занятия.

- Чему мы учились? (работать с источниками информации).

- Для чего нам это нужно знать?

- А, теперь откройте свои тетради "Самооценки учебной деятельности" и оцените свою деятельность на занятии [Слайд 9].