Родительские клубы "Растишка" и "Семейная академия"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


План семейного клуба "Растишка"

Дата Тема Цели Форма Участники
Октябрь "Адаптируемся вместе" - Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего дошкольного возраста;

- обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения.

Мамочкина школа Руководитель клуба

Родители

Декабрь "Родитель - это звучит гордо" - Познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям;

- познакомить с нормативно-правовой базой семьи: "Закон РФ об образовании", "Семейный кодекс", "Конвенция о правах ребенка".

Беседа Руководитель клуба

Родители

Февраль "Растим малыша здоровым" - Пропагандировать здоровый образ жизни;

- изучить особенности отношения к здоровью в семье;

- пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша.

Круглый стол.

Анкетирование

Руководитель клуба

Родители

Апрель "Ладушки-ладушки" (развитие мелкой моторики пальцев рук) - Рассказать родителям, как рисование и лепка способствуют развитию мелкой моторики у ребенка раннего возраста;

- научить родителей, как организовать совместную изодеятельность в домашних условиях

Мамочкина посиделки (практикум) Руководитель клуба

Родители

Май "Активный отдых всей семьей" - Полюбоваться красотами парка "Московский";

- организовать спортивные игры в детском городке;

- создать у детей и родителей радостное настроение;

- сплотить коллектив родителей и детей

Прогулка в парк Руководитель клуба

Родители

Мамочкины посиделки "Ладушки-ладушки" (развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста)

Малыш день за днем открывает для себя окружающий мир. Свое отношение к нему он выражает первыми звуками, словами, предложениями, жестами, а потом вдруг тянется к листу бумаги, стремясь запечатлеть увиденное. И вот когда ребенок понимает, что рисунок позволяет ему передать больше, нежели слова, он все чаще и чаще обращается к карандашу и бумаге. Ведь почти все маленькие дети рисуют. Рисунок не только позволяет ребенку передать свои эмоции и впечатления, но и развивает мелкую моторику. Малыш учится держать карандаш, фломастер, кисточку. Таким образом, рисование становится своего рода предпосылкой к письму, которым еще предстоит овладеть.

Многие родители задаются вопросом, когда ребенку начинать рисовать. Отталкиваться, прежде всего от желания самого ребенка, от того есть ли у него интерес к этому виду деятельности. Интерес к рисованию малышу можно привить, если самим проявлять заинтересованность: показать ребенку краски, назвать цвета, показать, как пользоваться кисточкой. Можно ребенка научить различать цвета, если говорить ему название предмета и параллельно называть его цвет (листья зеленые, цветок красный, солнце желтое и т.д.) и оттенки этих цветов.

Итак, ребенок впервые взялся за кисть или карандаш. Для него впрочем, как и для родителей, это целое событие. Ребенок начинает переносить на бумагу свои яркие первые впечатления. Именно эти первые штрихи и кляксы являются основой будущих рисунков. Возникает вопрос, чем рисовать малышу. Карандаш для него слишком тонок, а вот фломастер или маркер подойдут. Но в любом возрасте лучше всего акварельные краски , так как они не несут вред коже ребенку и даже, вполне съедобны. Конечно, в этом возрасте не стоит ждать от ребенка, что он нарисует шедевр. В процессе рисования ребенок работает не кистью, а всей рукой, поскольку мелкая моторика еще не развита. Поэтому, лучше давать ребенку большие форматы бумаги. Один росчерк - готово дерево, еще несколько штрихов - и готов портрет мамы. Вот, собственно, картина закончена. Первое время ребенок не будет рисовать больше 1 минуты. За каждую черточку его надо хвалить, ведь для него это целое достижение, большой шаг для маленького человека, познающего огромный мир.

Ребенок нарисовал свою первую картину. Дальше его следует правильно держать фломастер, карандаш или кисть. Какое - то время это не будет получаться, но потом он научится не только правильно держать инструмент, но и правильно им работать. В процессе рисования важно следить, чтобы ребенок не слишком сжимал карандаш. Во - первых, это перенапряжение, во- вторых, это не позволяет делать более точные и плавные движения, а учить этому ребенка нужно. К тому же держать карандаш тремя пальцами. Для этого потребуется большое терпение от родителей. Только настойчивое повторение одного и того же действия позволит ребенку развить правильную хватку. Начинать учить юное дарование надо с простейшего: прямые вертикальные и горизонтальные линии, кружочки, спирали, овалы, и только потом эти силуэты будут напоминать какой - реальный образ. Техникой ребенок овладеет постепенно и потом уже может направлять линии туда, куда ему нужно, он пытается перенести образ, возникший в голове, на бумаге.

Рисование, как другой любой вид деятельности, развивающий моторику, способствует развитию речи. Значит, когда ребенок начинает гулить и аукать, с ним можно начинать заниматься рисование, чтобы процесс постановки речи пошел быстрее.

Каким бы маленьким ни был ребенок, он, так или иначе, испытывает стресс и нагрузку. И если взрослому рисование помогает снять напряжение, то ребенку и подавно. Свои отрицательные эмоции, обиду, страх ребенок может отразить в рисунке. Такая терапия, несомненно, поможет ему. Также рисование способствует самовыражению, помогает ребенку развить двигательную активность, интеллектуальные навыки, выстроить свою картину мира.

Но для того, чтобы рисование для ребенка было в радость, можно проводит его в виде игры и отступать от скучных шаблонов рисования карандашами, фломастерами, кистью. Сейчас появилась модная тенденция в детском воспитании и развитии - пальчиковое рисование. Эта техника отлично развивает мелкую моторику. Ребенок работает пальчиками, и, кроме того, он получает новые тактильные ощущения, знакомясь со свойствами нового материала. Лучше всего рисовать на большом формате бумаги, можно использовать старые обои, расстелив их на полу, предварительно убрать ковры и все, что в процессе творчества ребенок может испачкать. Для того, чтобы ребенок понял, что ему нужно делать, необходимо, чтобы взрослый показал, как надо брать краску, как оставлять отпечатки на листе бумаги. Здесь фантазиям не будет предела, ребенок может рисовать пальчиками, всей ладошкой разнообразные мазки на бумаге, а вы целенаправленно комментируйте его рисование: прямые линии - дорожки, где могут ехать машины, точки - капельки, следы животных, любая клякса приобретает очертание реальных предметов. Можно нарисовать контур любого предмета, а ребенку предложить его раскрасить. Есть другой вариант рисования. Например, взять губку в форме звездочки, круга или другой любой формы, показать ребенку, как окунуть ее в краску, а потом делать отпечатки. Так же можно использовать печати в виде свежей картошки, вырезать из нее различные фигурки. Так ребенок научится выполнять не только целенаправленные действия, но и разовьет руку.

Пальчиковое рисование дает неограниченные возможности для творчества. Отпечатки ладошек ребенка можно превратить в целые композиции и сюжеты. Можно нарисовать красивые цветы, солнышко, если оставлять отпечатки ладошек по кругу; бабочку, отпечаток сразу двух ладошек; улитку, если отпечатать сжатый кулак и многое другое. Такое рисование способствует развитию воображения и фантазии ребенка. Кроме того, ребенок понимает, что руки дают ему большие возможности.

Так же неограниченное развитие для творчества и развития мелкой моторики, является лепка из пластилина или соленого теста, которая способствует развитию координации движений, зрительной и двигательной памяти, а так же развивает внимание, воображение.

Наиболее распространенный материал для лепки - это пластилин. Этот пластичный материал отлично подходит для моделирования. Лепка из пластилина расслабляет и помогает снять напряжение.

Прежде, чем давать ребенку пластилин, нужно познакомить ребенка, с этим материалом, рассказать, что можно с ним делать, и что можно из него лепить. Перед началом работы подготовить рабочее место - приготовить дощечку, стеку, влажную тряпочку или салфетку, чтобы вытирать руки. Показать ребенку несложные методы лепки: круговые вращения ладонями для лепки круглых форм; прямые - для лепки столбиков, колбасок; отщипывание. Такое незатейливое занятие отлично способствует моторики. Катание пластилина между ладонями развивает у ребенка тактильные ощущения. Как только ребенок скатал из пластилина шар, он вполне может сделать из него простую фигурку, например мяч, пирамидку или снеговика. Когда ребенок вылепит свою фигурку, нужно спросить, что он слепил и похвалить его.

Рисовать на пластилине тоже вполне доступно. Для этого нужно размазать его тонким слоем по картону или на пластиковой дощечке, затем взять стеку или любую палочку и нарисовать на пластилиновой плоскости любой рисунок или узор и т.д. А так же можно слепить плоские фигуры и прилепить их на картон, получится отличная картина.

Занятие лепкой можно сделать забавной игрой, для этого можно заинтересовать ребенка несложными упражнениями.

  1. "Мяч"- для того, чтобы слепить мяч, надо взять несколько цветов пластилина, смять их вместе и скатать круглую форму, получится забавный разноцветный мячик.
  2. "Куколка - неваляшка"- скатать два шара, почти одинакового размера, соединить их между собой зубочисткой или спичкой. Далее украсить фигурку различными элементами на усмотрение ребенка.
  3. "Столбики разной высоты" - из шара скатать цилиндр прямыми пальчиками на доске и отрезать нужную длину с помощью стеки. Обыграть различные варианты: заборчик, ворота для машинок, скамейка и т.д.
  4. "Монетки"- скатать цилиндр и разрезать его на небольшие кружочки с помощью стеки. Потом так же с помощью стеки или тоненькой палочки нарисовать цифры, получатся монетки.
  5. "Дерево" - скатать две формы шар- крона, цилиндр- ствол, скрепить их между собой, получится дерево. Крону украсить листочками. От небольшого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и делать форму, напоминающую лимон, затем ее расплющить. Так же крону можно украсить цветами или яблоками.

Такие упражнения развивают у ребенка лучшее владение своими пальчиками, а так же совершенствуется воображение, фантазия, память, что в конечном итоге способствует развитию речи.

Ни когда не бойтесь творить вместе с малышом. Игры из пластилина можно разнообразить играми из соленого теста. Дети очень любят лепить из соленого материала, это очень приятный на ощупь и податливый материал. Для приготовления теста понадобится 1 стакан муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан теплой воды, для эластичности добавит 1 столовую ложку растительного масла, все тщательно перемешать. Чтобы тесто сделать цветным, добавить в него гуашь. Готовое тесто можно хранить в целлофане до 10 дней.

Что можно делать с тестом - тыкать в него пальчиком, хлопать по нему ладошкой, плющить, размазывать пальцем, отщипывать кусочки, прилеплять кусочки, катать между ладошками и т.д.

Первые шедевры могут быть самые простые, вот, как можно обыграть процесс лепки:

  1. "Мы катаем Колобки"- колобка слепит ребенок, а, например, лисичку мама. Колобку зубочисткой нарисовать глазки, носик, ротик. Еще круглой формой может быть мячик, яблоко, апельсин, помидор, снеговик, гусеница - соединенная из маленьких колобков, елочные шары прикрепленные на нарисованную елочку.
  2. Лепим форму " Колбаски", что будет? Колбаска, сосиски, змейка или червячок, свернуть два конца "колбаски", получится бублик, скрутить спиральку, получится спиралька или розочка.
  3. А если применять прием сплющивания, то из "колобков", могут получиться блинчики, пицца, тарелка, шляпка гриба. Если сложить несколько блинчиков друг на друга, получится торт, который можно украсить фасолью, горохом, воткнуть спичку- свечку.
  4. Можно применять прием обмазывания любых готовых форм, например, спичечных коробков, пустых коробочек от молочных продуктов, кофейных жестяных баночек. Пусть ребенок украсит их фасолинками, горохом, фигурными макаронами, кусочками шерстяных ниток. У вас могут получиться вагончики, домики, вазочки. Потом эти формы можно использовать для игр.

Сушить изделия можно в духовке, на самой верхней полке при самой низкой температуре, до тех пор, пока изделия не подрумянятся. После этого противень можно переставить на среднюю полку, деформации уже не будет. Изделия из соленого теста можно сушить и на воздухе, но это будет дольше.

Дорогие родители, вашему ребенку будут интересны занятия рисование, лепкой только тогда, когда вы будите вдохновителем детских идей и как можно больше разнообразите его занятие новыми интересными играми, которые будут проходить в непринужденной для ребенка форме.

ПЛАН РАБОТЫ "СЕМЕЙНОЙ АКАДЕМИИ"

Месяц Тема мероприятия, форма проведения Проблема Участники
Октябрь Дискуссия "Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи" В ходе дискуссии об условиях гармоничного развития супружеских отношений обсудить их влияние на эмоциональный опыт общения ребенка с членами семьи Родители

Воспитатели

Психолог

Декабрь Кулинарная флористика "Веселый завтрак для малышей" Познакомить родителей с рецептами детских блюд Родители

Воспитатели

Повар

Ст. медсестра

Февраль Практикум "Физическое воспитание в условиях семьи и ДОУ" В нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы физического воспитания; приобщать родителей и детей к занятиям физкультурой Родители

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО

Мед. работник

Апрель Круглый стол "Приобщаем детей к национальной культуре" Обмен опытом семейного воспитания по приобщению к национальной культуре Родители

Воспитатели

Воспитатель по обучению тат. языку

Проведение дискуссии "Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу семьи"

(автор: педагог-психолог Шлякина С.Ю.)

Начать дискуссию с обсуждения следующих вопросов:

  • Что вы понимаете под супружескими отношениями?
  • Влияют ли на воспитание ребёнка отношения между его родителями? Если да, то каким образом?
  • Что на ваш взгляд составляет фундамент гармоничных супружеских отношений?

Обсудить с родителями характеристики, определяющие гармоничность супружеских отношений: любовь супругов, доверительность, конструктивный и рефлексивный характер их общения, умение реагировать на эмоциональное состояние друг друга, супружеская совместимость.

Родителям предлагается "сконструировать" из названных характеристик "Дом счастливого супружества".

Вопросы:

Что может составить фундамент благополучного супружества? Любовь. Современные исследователи семьи утверждают, что сильная любовь делает брак менее стабильным, так как провоцирует завышенные взаимные требования супругов, чрезмерные ожидания, боязнь потерять любовь. Согласны ли вы с этим? Что может быть гарантом супружеской гармоничности? Часто ли вы ловите себя на мысли: это он (она) специально делает.

Специалисты считают, что гармоничным супружеским парам свойственно тонко улавливать настроение, эмоциональное состояние друг друга. Это называется эмпатией.

Предложить родителям высказать согласие (несогласие) с мнением психолога А. Варги о том, что сценарий будущей семейной жизни наших детей начинает закладываться в родной семье характером супружеских отношений между родителями. Попросить высказаться всех желающих родителей.

Познакомить присутствующих с результатами тестирования детей психологом (Грустная мама), с целью изучения особенностей восприятия ими отношений между родителями.

Предложить родителям найти оптимальный способ поведения в следующих ситуациях:

  • Муж уже много раз обещал сделать что-нибудь по дому, но ничего не сделал. Вы:
  • Муж давно просил вас зашить ему брюки. Сегодня он хотел одеть их, но они оказались незашитыми. Он высказывает своё недовольство. Вы:

Подведение итогов дискуссии.