Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества - это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
В 2007 году на базе нашего детского сада начала работу экспериментальная площадка. Мы работаем по теме "Оптимизация системы управления в дошкольном образовательном учреждении через внедрение информационных технологий". Одной из задач, направленных на реализацию данной программы является создание информационной управленческой и воспитательно-образовательной среды на базе МДОУ ЦРР д/с "Чайка". Программа экспериментальной площадки рассчитана на 5 лет. В нашем учреждении имеется хорошая материальная база по применению компьютерных технологий. Компьютер становится лучшим помощником педагога как в работе с детьми, так и в работе с родителями.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Современные коммуникационные технологии, открывают широкий спектр возможностей для развития детей и ознакомления с мировыми шедеврами живописи, "живыми" книгами, "говорящими" словарями на разных языках, просмотра обучающих детских программ, в которых детям рассказывается об истории нашей цивилизации, народах и странах мира и многом другом.
Неоценимую помощь в занятиях с детьми оказывают различные мультимедийные презентации, которые помогают познакомить детей, например, со звуками, используя "Веселую азбуку" С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование "Веселого счета" помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы "Деревья", "Чудеса света", "Животные", "Вода" и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
При проведении музыкальных занятий с дошкольниками чаще всего так же используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал и могут использоваться как наглядное пособие в каком-либо виде музыкальной деятельности.. В игровой форме можно познакомить детей такими понятиями как звук (высокий и низкий), ритм, жанр музыки, оркестр, музыкальные инструменты и др.
Вместе с тем использование компьютеров в образовании детей дошкольного возраста связано с рядом недостатков.
1. Создание угроз для сохранения здоровья: работая с компьютером, необходимо позаботиться об охране зрения (правильная посадка, подбор мебели, организация рабочего места, качество видеокарты и монитора), обеспечении двигательного режима.
2. Специфическим риском для дошкольного возраста является отсутствие реального чувственного опыта и практики, которые необходимы ребенку для формирования адекватного целостного образа окружающего их мира.
Очевидно, что появление электронных устройств уже создает область объектов, с которыми ребенок учится обращаться как пользователь, не имея ни малейшей возможности понять, как они устроены. Даже современные младенцы, для которых созданы центры развития, приобщаются к "кнопочной культуре". В самом деле, между нажатием на большую красную круглую кнопку и звуками мелодии нет никакой реальной физической связи, это связь только знаковая. Еще сто лет тому назад игрушки связывали действие ребенка и его результат: трясет ручкой - внутри погремушки перекатываются зернышки или шарики - она издает звук; трясет колокольчик - его язычок бьется о стенку, и он звенит; колесико и мячик катается, дует ветер или сам ребенок - крутятся лопасти флюгера, и т. д. Сейчас одна кнопка - звенит колокольчик, другая кнопка - прыгает птичка, третья - крутится барабанчик. Таким образом, происходит искажение представлений ребенка о реальном мире.
Сформулируем основные принципы использования ИКТ в образовательном процессе.
1. Использование компьютерных технологий не является необходимым, категорически обязательным. Новые возможности, как в индивидуальном развитии, так и в развитии технологий приходят в дополнение к имеющимся, более привычным и традиционным, и не претендуют на то, чтобы немедленно заместить и вытеснить их. Мы разделяем понимание того, что в дошкольном возрасте ведущее значение имеет практический опыт ребенка в реальном предметном мире, его предметная деятельность, чувственное восприятие и познание мира, развитие эмоциональности и эмпатии, а также коммуникации со сверстниками и со взрослыми.
2. Вместе с тем использование компьютеров дает принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса, которыми было бы неразумно пренебрегать. Перспектива современного ребенка - жизнь, творчество, работа, коммуникации в информационном обществе, и к этому его необходимо готовить.
3. Компьютер - средство образовательного процесса, который как целостную систему конструирует педагог, а также исследователь, методист, разработчик программы. Необходимо четко определить цели, продолжительность работы с компьютером, характер предлагаемых заданий, виды и качество используемых программных продуктов.
В настоящее время созданы программы, обеспечивающие формирование навыков чтения, начальных математических представлений, познавательное развитие, изучение иностранных языков. К сожалению, в разработке программ не всегда участвуют педагоги и психологи, нет квалифицированной психолого-педагогической экспертизы разработанных продуктов.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях России компьютеры используются недостаточно эффективно. Причина тому - не отсутствие техники, а отсутствие кадров, квалификационно-готовых (и заинтересованных) в использовании ИКТ.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
Литература.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1979.
- Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1988.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики./ Информатика и образование, N5, 2004.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972.
- Самылкина Н.Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями. / Информатика и образование, N4, 2004.
- Тарловская Н. Игры на компьютерах. / Дошкольное воспитание, N2, 1989